Финансовая сфера

Банковское обозрение


24.04.2014 АналитикаИсследования
В ожидании падения доходности

Банкам нужно иметь план «Б» и готовиться к моменту, когда регулятор ужесточит правила продажи страховок, что приведет к ухудшению финансовой модели розничного


Вопрос увеличения комиссионного дохода сегодня звучит все более и более актуально. Причина тому — снижение рентабельности кредитного бизнеса (прежде всего — розничного), вызванное как объективными рыночными факторами (рост конкуренции, снижение платежной дисциплины и т.д.), так и действиями регулятора (ужесточение нормативов резервирования кредитов с высокой процентной ставкой, ограничение с 2015 года максимальной ставки).
Сегмент корпоративного кредитования для большинства игроков также не является источником высокого дохода: здесь конкуренция с государственными банками является еще более острой (по сравнению с розницой), а рынок — еще более инертным (темпы роста в 2013 году в корпоративном кредитовании составили 9% против 28% — в розничном).
В текущей ситуации, когда давление на кредитный бизнес усиливается, комиссионный доход должен становиться все более значимым, замещая процентный в структуре доходов банков.
Однако этого не происходит. Более того, в 2013 году комиссионный доход «сдал» свои позиции проценту: в структуре доходности его доля упала на 2 п.п. — с 20% до 18% (см. графики 1,2).
 



 



 
Мы отмечаем несколько факторов, оказывающих отрицательное давление на комиссионные доходы, такие как:
— борьба ЦБ за прозрачность бизнеса: наступление на скрытые комиссии, «серые схемы» и т.д;
— стагнация экономики и, как следствие, снижение темпов роста комиссионных операций, в первую очередь юридическими лицами. Закрытие направления бизнеса по продаже банками услуг...






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ