Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Вне зоны доступа: банковские услуги в российских регионах
21.08.2018 Аналитика
Вне зоны доступа: банковские услуги в российских регионах

За последние три года число банковских подразделений в российских регионах сократилось минимум на 20%, и тенденция только набирает обороты. Причин может быть несколько, а следствием грозит стать одно — низкий уровень финансовой доступности в ряде российских регионов


Михаил Сахин
Председатель правления Геобанка, основатель проекта сети многофункциональных банковских офисов

«Мы летим орбитами, путями неизбитыми»

Безусловно, планы прогрессивно настроенных коллег, ратующих за развитие на космических скоростях цифровых финансовых услуг, вызывают всяческое уважение. И надо отметить, что Россия добилась серьезных результатов в данной области — по развитию технологий онлайн-банкинга мы действительно находимся в пятерке лидеров в мировом срезе. В то же время стоит ли так опрометчиво терять под ногами реальную почву в виде старого доброго классического банкинга, если на ней остаются еще более 55% россиян? В первую очередь это жители городов, не входящих в категорию миллионников, которые являются перспективной целевой аудиторией для банков. Однако вследствие в целом низкого уровня финансовой грамотности (к слову, почти половина россиян имеет неудовлетворительный уровень знаний и навыков в финансовой сфере) они испытывают затруднения при самостоятельном выборе подходящего банковского продукта и нуждаются в помощи квалифицированного специалиста. Конечно, в последние годы государство совместно с финансовыми институтами систематически проводит спектр мероприятий по решению данной проблемы, но ведь взрослым людям с устоявшимися привычками новую культуру, в том числе финансовую, за пару-тройку лет не привьешь. Поэтому есть веские основания предполагать, что в ближайшем будущем данная категория клиентов не примкнет к сегменту, обсуживающемуся по системе ДБО.

Лучшее — враг хорошего

В условиях высокой конкуренции в банковском секторе каждый бренд старается перещеголять оппонента и перетянуть на свою сторону клиентов путем выпуска продуктов-аналогов с еще более привлекательными характеристиками. Речь идет не столько о ценовом демпинге, сколько о «начинке», максимально соответствующей интересам той или иной категории клиентов. В результате клиенты вне зависимости от уровня финансовой грамотности сталкиваются с проблемой иного рода, а именно с необходимостью потратить немалое количество личного времени, чтобы найти и сравнить между собой продукты-аналоги разных банков, разобраться в тонкостях тарифов и безошибочно выбрать тот, который отвечает их прямым и опосредованным интересам и в то же время не сильно бьет по карману. Совершенно очевидно, что клиенту было бы комфортно получить весь этот ассортимент в рамках одного банка, и так же очевидно, что создать такого рода экосистему ресурсами одного финансового института невозможно. А это уже свидетельствует в пользу назревшей необходимости формирования альтернативной стратегии развития современного банковского ретейла.

Правило золотого сечения

Геобанк первым в России реализовал функционирование финансового супермаркета в режиме офлайн в концепции «Многофункциональный банковский офис» (МБО), который имеет серьезный потенциал стать оптимальным решением для обеспечения финансовой доступности для всех социальных и возрастных групп жителей небольших городов с разной степенью ментальной готовности и разным уровнем финансовой грамотности и тем самым содействовать стратегии Банка России, направленной на повышение финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов. Подтверждением продуктивности данной модели являются достигнутые за короткий срок результаты. На сегодняшний день МБО — это более 100 точек розничной сети, 150 000 клиентов в месяц и более 400 000 операций ежемесячно. Секрет эффективной модели гениально прост и кроется в сочетании двух основ: невысоких затратах на открытие небольших, но функциональных офисов и удовлетворении реальных потребностей клиентов благодаря наличию наиболее востребованных финансовых продуктов и услуг от разных банков, аккумулированных в одной точке. Именно такие условия необходимы и достаточны для создания здоровой финансовой инфраструктуры в российских регионах.

Реклама




Присоединяйся к нам в телеграмм