Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Вне зоны доступа: банковские услуги в российских регионах
21.08.2018 Аналитика
Вне зоны доступа: банковские услуги в российских регионах

За последние три года число банковских подразделений в российских регионах сократилось минимум на 20%, и тенденция только набирает обороты. Причин может быть несколько, а следствием грозит стать одно — низкий уровень финансовой доступности в ряде российских регионов



«Мы летим орбитами, путями неизбитыми»

Безусловно, планы прогрессивно настроенных коллег, ратующих за развитие на космических скоростях цифровых финансовых услуг, вызывают всяческое уважение. И надо отметить, что Россия добилась серьезных результатов в данной области — по развитию технологий онлайн-банкинга мы действительно находимся в пятерке лидеров в мировом срезе. В то же время стоит ли так опрометчиво терять под ногами реальную почву в виде старого доброго классического банкинга, если на ней остаются еще более 55% россиян? В первую очередь это жители городов, не входящих в категорию миллионников, которые являются перспективной целевой аудиторией для банков. Однако вследствие в целом низкого уровня финансовой грамотности (к слову, почти половина россиян имеет неудовлетворительный уровень знаний и навыков в финансовой сфере) они испытывают затруднения при самостоятельном выборе подходящего банковского продукта и нуждаются в помощи квалифицированного специалиста. Конечно, в последние годы государство совместно с финансовыми институтами систематически проводит спектр мероприятий по решению данной проблемы, но ведь взрослым людям с устоявшимися привычками новую культуру, в том числе финансовую, за пару-тройку лет не привьешь. Поэтому есть веские основания предполагать, что в ближайшем будущем данная категория клиентов не примкнет к сегменту, обсуживающемуся по системе ДБО.

Лучшее — враг хорошего

В условиях высокой конкуренции в банковском секторе каждый бренд старается перещеголять оппонента и перетянуть на свою сторону клиентов путем выпуска продуктов-аналогов с еще более привлекательными характеристиками. Речь идет не столько о ценовом демпинге, сколько о «начинке», максимально соответствующей интересам той или иной категории клиентов. В результате клиенты вне зависимости от уровня финансовой грамотности сталкиваются с проблемой иного рода, а именно с необходимостью потратить немалое количество личного времени, чтобы найти и сравнить между собой продукты-аналоги разных банков, разобраться в тонкостях тарифов и безошибочно выбрать тот, который отвечает их прямым и опосредованным интересам и в то же время не сильно бьет по карману. Совершенно очевидно, что клиенту было бы комфортно получить весь этот ассортимент в рамках одного банка, и так же очевидно, что создать такого рода экосистему ресурсами одного финансового института невозможно. А это уже свидетельствует в пользу назревшей необходимости формирования альтернативной стратегии развития современного банковского ретейла.

Правило золотого сечения

Геобанк первым в России реализовал функционирование финансового супермаркета в режиме офлайн в концепции «Многофункциональный банковский офис» (МБО), который имеет серьезный потенциал стать оптимальным решением для обеспечения финансовой доступности для всех социальных и возрастных групп жителей небольших городов с разной степенью ментальной готовности и разным уровнем финансовой грамотности и тем самым содействовать стратегии Банка России, направленной на повышение финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов. Подтверждением продуктивности данной модели являются достигнутые за короткий срок результаты. На сегодняшний день МБО — это более 100 точек розничной сети, 150 000 клиентов в месяц и более 400 000 операций ежемесячно. Секрет эффективной модели гениально прост и кроется в сочетании двух основ: невысоких затратах на открытие небольших, но функциональных офисов и удовлетворении реальных потребностей клиентов благодаря наличию наиболее востребованных финансовых продуктов и услуг от разных банков, аккумулированных в одной точке. Именно такие условия необходимы и достаточны для создания здоровой финансовой инфраструктуры в российских регионах.

Реклама



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Сейчас на главной