Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Любым компаниям необходимы изменения, среди причин: улучшение имиджа, модернизация дизайна, привлечение внимания и самое актуальное в нынешних условиях для банков — реорганизация бренда. «Б.О» снова взял шестерку крупных российских банков, чтобы выяснить, как воспринимают обновления логотипа аудитория и профессионалы рынка. Десять лет назад под прицел попадали банки БФА, «Оранжевый», «Тройка-Д», ФК «Открытие», Яр-Банк и ВЭБ. О том, как они справились с задачей, читайте в материале «Меняем логотип. Дорого».
Сегодня рассмотрим символику «Тинькофф», «Уралсиба», Хоум Банка, РСХБ, БСПБ и ОТП.
Банк «Тинькофф» представил миру новый логотип тихонько, без релиза, презентации, не было даже маленькой заметки с цитатой главы на страницах СМИ. 15 февраля 2024 года банк заменил логотип на сайте, информация об этом, как теперь принято, потекла в телеграм-каналах. Позже пресс-служба банка все же дала комментарий: «В своей айдентике мы движемся в сторону простоты, легкости и доступности, упрощаем визуальные коммуникации, это эволюционное развитие бренда». Из семейного герба Тиньковых логотип превратился в лаконичную «Т» на фоне желтого щита.
Первой новый логотип «Уралсиба» смогла оценить и аудитория «Телеграма», но уже в официальном канале банка. 4 августа 2022 года в тексте поста анонсировался полномасштабный ребрендинг: «Обновления пройдут в несколько этапов: изменим сайт и мобильное приложение, запустим рекламную кампанию и модифицируем офисные пространства». Сам графический символ изменился несильно. Позже в интервью «Б.О» Василий Хозяинов, руководитель департамента маркетинга банка «Уралсиб», пояснил: «Что касается логотипа, то для нас было важно сохранить его. У “Уралсиба” богатая история, мы ею гордимся. Хотелось, чтобы это была эволюция бренда без полной перестройки. Поэтому основание лого было решено сохранить, внеся в него изменения».
Банк «Санкт-Петербург» об обновлении ключевых элементов фирменного стиля объявил 25 мая 2022 года. Главной стала трансформация отраженного в логотипе названия: «Банк отказался от полного названия в основном логотипе и заменил его на аббревиатуру “БСПБ” или BSPB (в английском варианте). Логотип нового бренда, с одной стороны, сохраняет преемственность с предыдущим фирменным стилем, но становится более выверенным, выразительным и современным, в том числе для применения в онлайн-каналах», — поясняли на сайте банка.
Банку «Хоум Кредит» пришлось сменить бренд из-за выхода из состава акционеров чешской Home Credit B.V. С 1 июля 2023 года кредитная организация изменила название на Хоум Банк, которое, в целом, у рынка уже было на слуху как неформальное. «Ребрендинг пройдет в несколько этапов, — поясняла тогда пресс-служба. — Сперва будут обновлены дистанционные каналы: сайт банка и мобильное приложение. Это произойдет уже в июле 2023 года. На втором этапе будут заменены вывески в отделениях и оклейка банкоматов. Этот этап запланирован на четвертый квартал 2023 года».
1 ноября 2023 года об «обновлении миссии и позиционирования бренда» объявил ОТП Банк. Вместе с тем изменились цветовая палитра и логотип. Визуальный символ стал как бы молодежнее, хотя напрямую об этом не заявляют. «Мы решили, что не будем составлять демографический портрет клиента. Мы больше используем то, что называется поведенческими характеристиками. Наша аудитория — “деятельные оптимисты”, мы их союзники, мы идем с ними вместе, а если надо — бежим в два раза быстрее», — заявила в интервью главреду «Б.О» Яне Шишкиной Евгения Чурбанова, директор по маркетингу и коммуникациям ОТП Банка.
Россельхозбанк о ребрендинге не заявлял. В октябре 2023-го в СМИ появилась информация о том, что банк подал 47 заявок на регистрацию товарных знаков, все они содержали варианты нового логотипа. «Мы не планируем проводить ребрендинг, а просто адаптируем бренд к современным реалиям и дополнительно вводим сокращенную аббревиатуру», — заявил представитель РСХБ. Пока ни на одной площадке банк логотип не обновил, однако пресс-служба предоставила «Б.О» новый вариант для комментариев спикеров.
Оценили новые дизайны логотипов банка профессиональный дизайнер, представитель художественного института, руководитель внешних коммуникаций «Русской Медиагруппы» и глава направления коммуникаций Блока цифровизации «Росатома». Также свое мнение выразили более 100 подписчиков телеграм-канала @bosferanews. Общественное мнение объединялось по большему числу голосов за каждый дизайн: 3 балла — нравится, 2 балла — никак, 1 балл — не нравится.
Результаты голосования |
|||
Дизайн банка |
Баллы экспертов |
Баллы от подписчиков |
Итог |
Тинькофф Банк |
10 |
3 |
13 |
Банк «Санкт-Петербург» |
8 |
3 |
11 |
Банк «Уралсиб» |
7 |
3 |
10 |
Россельхозбанк |
7 |
3 |
10 |
ОТП Банк |
8 |
1 |
9 |
Хоум Банк |
4 |
2 |
6 |
«Модно-молодежно», но тренд, когда логотип строится вокруг образа первой буквы, уже не очень актуален
Уверенный вариант. Образ понятен интуитивно. Благоприятный и доброжелательный
Заслуживают похвалы отказ от «кружевного» герба в знаке и замена всех букв лого прописными. В целом, сочетание знака и лого грешит несбалансированностью по размеру. Знак должен быть крупнее. Цветовое сочетание желтого и черного эмоционально «тревожное», предупреждающее, что для банка «не комильфо»
От родовой геральдики в стиле 90-х к логотипу, который легко разместить на крыше собственного здания. В целом, лучше, чем было
Надо бы все же найти смелость отказаться от исходного образа трех линий «высотки» — в укороченном виде похоже больше на высотку во время ремонта шпиля
Более читаемый стал — лучше. Цвет несерьезный — стал хуже. В целом — нормальный
Знак стал более точным и «чистым» по пластике и более функциональным (работа на уменьшение). А новый логотип явно проигрывает прежнему варианту. Он потерял стройность, массивную крепость, цельность, «сибирскость», которые обычно конвертируются в сознании потребителя в надежность и стабильность. Новый лого «расползается» из-за начальной прописной и выносных элементов. Изменение цветового решения несущественно
Ракета, взлетающая вверх, превратилась в морской коралл. Единственное преимущество — теперь не нужно слово «банк»
Это не логотип, друзья :)
Без комментариев. Следующий вариант будет просто Х. БАНК?
Улучшилась читабельность и лингвистическая доступность. Но блок хотя бы из двух строчек был бы более логичен и сохранил бы некоторую преемственность
Тут переименование — необходимость: логотипа как такового нет
Поля-поля. Бескрайняя Россия. К сожалению, из-за облегчения лого и написания названия утрачена индивидуальность
Более читаемый стал — лучше. Цвет полосок — хорошая гамма Буквы — просто ругательство какое-то. Спорный логотип
Прогресс налицо. Но пока на банк не тянет. Специфика сельского хозяйства, банковской сферы хотя бы намеком должна прорастать в логотипе, а этого нет
Буду скучать по этому артефакту из 90-х, ну и Россельхоз — это, конечно, актуальнее, чем РСХБ
Замена названия на тяжелую олдскульную аббревиатуру не решает ключевых вопросов идентификации бренда
Хороший вариант логотипа. Но аббревиатуру не просто произнести с первого раза, как говорится, тренировка делает мастера. Ассоциация БСПБ возникает, как бесплатный, но в знаке логотипа используется образ монет. Неоднозначный вывод по логотипу получается
Увлечение аббревиатурами в угоду читабельности и солидности понятно, но и в аббревиатуре надо буквочки выровнять, а знак, как и в прежнем, простите, уж очень напоминает кресло эпохи рококо
Та же история. Знаю, что ЦБ любит регистрировать аббревиатуры, но Банк «Санкт-Петербург» звучит, конечно, лучше
Монохром выглядит более модно, чем два оттенка зеленого, но наклон в шрифте банка — спорное решение
Отталкивает. Не вызывает доверия
Уход от цвета в черное на зелененьком не улучшил ситуацию, скорее наоборот. Модное цветовое сочетание — не гарантия успеха, господа
Довольно актуальное обновление бренда — я как представитель медиахолдинга, который принимал участие в освежении его семи брендов, всегда за такие актуальные «полумеры»
В условиях растущих угроз кибербезопасности и мошенничества OSINT (Open Source Intelligence, разведка по открытым источникам) становится неотъемлемой частью управления рисками. Плохо то, что технологии Human intelligence, т.е. агентурной разведки, стали доступнее всем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»