Банковское обозрение

Финансовая сфера


10.03.2020 Аналитика
Время перемен

Как реформа гарантийной системы поддержит малый бизнес?


Региональные гарантийные организации — фонды поддержки малых и средних предприятий — в прошлом году выдали гарантий на сумму свыше 53 млрд рублей. Количество субъектов МСП, получивших поддержку, выросло более чем на 20%. Положительную динамику в сегменте должны поддержать законодательные новации в гарантийной системе.

2019-й стал очередным годом роста объемов гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Общий объем финансирования, привлеченного под поручительства региональных гарантийных организаций (РГО) — фондов поддержки — достиг в 2019 году почти 137 млрд рублей, что на 16,4% больше, чем годом ранее. Поручительств и (или) независимых гарантий РГО было выдано за год на 53,1 млрд рублей, что на 10,5% больше, чем в 2018-м. Значительно выросло и количество выданных поручительств/гарантий РГО — на 18,1%, до 6,8 тыс. Всего же гарантийную поддержку получили свыше 5,8 тыс. МСП, что на 20,3% выше, чем годом ранее.

Фактические показатели РГО оказались значительно выше плановых. Так, согласно планам,  в прошлом году должно было выдано поручительств на сумму чуть более 39 млрд рублей, в реальности же этот показатель оказался на 36% выше. Отметим, что подобное превышение случилось не впервые — в 2018 году план был перевыполнен на 53%.

Всего в стране действуют 86 РГО. В пятерку лидеров по объему выданных поручительств и (или) гарантий входят РГО Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей и Республики Татарстан. Топ-5 за прошедший год не изменился. Более всего отличилась новосибирская РГО: прирост выданных поручительств составил почти 53%.  В Республике Татарстан этот показатель — 33%, в Свердловской области — 20%. Что же касается лидеров, то тут прирост скромнее — в связи с эффектом высокой базы. Тем не менее в Москве прирост составил более 17%; у Санкт-Петербурга достижения чуть скромнее — 10,5%.

При этом на Москву приходится четверть совокупной гарантийной поддержки предпринимателей по стране. Общий объем поручительств московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства достиг примерно 13 млрд рублей. При этом 55% гарантий получили малые компании, 34% — микропредприятия, 11% — средние предприятия. Больше всего поручительств выдано традиционно торговым предприятиям, далее — в порядке убывания — идут производственная сфера, медицина, строительство, сектор инноваций и остальные. Схожая структура выданных гарантий наблюдается и по другим регионам страны.

Продолжится ли такая положительная динамика в ближайшие годы? Есть все основания так считать, что такая динамика сохранится. Оптимизм вселяет начавшаяся реформа Национальной гарантийной системы, которая существует  с 2015 года на основании приказа Минэкономразвития. Теперь в министерстве задумались о законодательном оформлении гарантийных принципов. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. В январе 2020 года Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять законопроект в первом чтении. Ожидается, что документ будет принят  в весеннюю сессию.

Необходимость реформы связана с тем, что, несмотря на существенный прирост числа малых предприятий, получивших гарантии, этот механизм пока используется бизнесом слабо. Так, по данным аудиторов Счетной палаты, в 2015–2017 годах за гарантийной поддержкой обратились всего 0,1% общего количества субъектов МСП, за микрозаймами — не более 0,4%. Более того, реализованные меры поддержки существенно не улучшили финансовые показатели малых компаний, пришли к выводу  в Палате. При этом на период 2019–2024 годов на докапитализацию микрофинансовых организаций предусмотрено выделить почти 23 млрд рублей, на докапитализацию РГО — 15,6 млрд рублей.

Разработанный законопроект предусматривает выделение денег в зависимости от эффективности РГО и их финансовой устойчивости. Эффективность будет рассчитываться на основе системы внутренних рангов, ее предстоит разработать Минэкономразвития. Необходимость реформы назрела в связи с тем, что гарантийный капитал всех РГО с момента создания системы в 2015 году вырос менее чем на 8 млрд рублей (совокупный капитал 86 РГО на 1 октября 2019 года составлял 51,6 млрд рублей). В то же время объемы поддержки МСП показали двукратный рост. Авторы законопроекта надеются, что после вступления документа в силу среднегодовой прирост объема финансовой поддержки, оказываемой субъектам МСП, составит не менее 10%. 

Таким образом, если в 2018 году совокупный объем составлял 117 млрд рублей, то через шесть лет, в 2024 году, он достигнет 205 млрд рублей. Ожидается, что ежегодно количество МСП, которым будет оказываться помощь, будет увеличиваться не менее чем на 3%.

Цитата: Необходимость реформы связана с тем, что, несмотря на существенный прирост числа малых предприятий, получивших гарантии, этот механизм пока используется бизнесом слабо

Однако, по словам руководителя Московского гарантийного фонда Антона Купринова, национальная гарантийная система весьма чувствительна к стрессам (макроэкономическим, резким колебаниям курса и так далее), доля кредитов МСП  с госгарантиями не превышает 2%, а наращивание ее хотя бы до 10% требует качественно иных инвестиций в гарантийные капиталы РГО и решения вопроса субсидирования выплат РГО по дефолтам. Текущее соотношение капитала РГО и портфелю поручительств выдерживает крайне низкую убыточность (2-3%), при том что аналогичный рыночный показатель по МСП колеблется на уровне 12–17%. Доходность вложений падает, запланированная докапитализация РГО крайне несущественна и не решит проблем. РГО просто не из чего делать выплаты. Дальнейший рост портфелей невозможен и даже опасен: так, при капитале Московского фонда 10 млрд рублей портфель действующих поручительств составляет более 21 млрд рублей. 

Для масштабирования гарантийной системы, повышения ее роли на рынке кредитования МСП, принятия системой больших рисков при оказании поддержки широкому спектру заемщиков целесообразно решить вопрос с субсидированием выплат РГО. Так, западная модель гарантийной поддержки построена на покрытии выплат за счет субсидий. Формула расчета выдач поручительств через гарантийный капитал по сравнению с субсидированием (возмещением) убытков РГО не способствует значительному росту выдач. 

 В целом, согласно планам, обнародованным Корпорацией МСП на этот год, общий объем гарантийной поддержки предпринимателей должен составить 139,1 млрд рублей. При этом доля на долю РГО придется около трети всех выданных гарантий и поручительств. Однако, для того чтобы планы не только реализовались, но и были перевыполнены вновь, помимо субсидирования РГО требуется приложить усилия для улучшения информирования МСП о возможностях гарантийной системы. Ведь «первый эшелон» предпринимателей, осведомленных о ней, уже активно привлекает гарантийное финансирование. Теперь требуется масштабировать эту систему, добиться более широкого охвата МСП. Конечно, при этом важно не допустить «ухудшающего отбора» клиентов просто ради роста рынка, ведь расширение объемов предоставляемых гарантий — не самоцель системы.