Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

18.11.2015 Аналитика
Зачем банкам НПФ

Несмотря на все сложности и периодически проявляющиеся пробелы в законодательной базе, затрудняющие работу негосударственных пенсионных фондов по управлению пенсионными накоплениями, их объем начал стремительный рост



В 2002 году стартовал очередной этап пенсионной реформы в России. В конце 2001 года был принят Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в котором заявлялось о переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. С июля 2004 года негосударственные пенсионные фонды получили право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС): до этого момента они могли работать только по программам негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). В 2008 году в целях стимулирования граждан к активному управлению своей будущей пенсией государство запустило программу софинансирования пенсии.
 



 
Стагнация в 2014 году объясняется тем, что правительство в 2013 году заморозило передачу накоплений НПФ до момента прохождения ими процедуры акционирования и вступления в государственную систему гарантирования. В 2015 году накопления за 2013 год все же были переданы фондам. Также следует отметить, что в 2014 и 2015 годах действует мораторий на передачу новых накоплений в НПФ. Эти деньги поступают в распределительную систему на выплаты нынешним пенсионерам (но будут учтены в страховой части для будущих пенсионеров): в этом году было принято решение о продлении моратория и на 2016 год. В результате действия моратория НПФ и ВЭБ в совокупности недосчитаются значительной суммы (только за 2014 год она составила около 550 млрд рублей, из них на долю НПФ приходилось порядка 240 млрд рублей), которая могла бы быть инвестирована в...