Финансовая сфера

Банковское обозрение


22.09.2021 FinRetailАналитика
Автокредитная «Формула-1»

В 2021 году рынок автокредитов в России бьет все рекорды, и причина не только в низкой базе при сравнении с кризисным 2020-м: на рост рынка повлияли и отложенный спрос, и страх обесценивания рубля, и программа господдержки. Однако во второй половине года автокредитование сбросит скорость. Виной тому станут дефицит машин, вероятное сворачивание госпрограмм и рост ключевой ставки. Банки готовы к замедлению рынка и ищут пути компенсации


Рынок автокредитов в России в первом полугодии 2021 года бьет рекорды: за первые шесть месяцев в кредит было куплено 416 тыс. автомобилей, это на 52% больше, чем в первом полугодии 2020-го, и на 29% выше рекорда 2019 года, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро.

Банки обновили рекорд по объему выданных автокредитов за полугодие — 433 млрд рублей (+85% к прошлому году, по данным «Автостата»). Побит и рекорд средней суммы займа на машину — она с 2016 года выросла на 60% и достигла к 1 июля 1,03 млн рублей Средняя сумма кредита растет вместе с ценами на автомобили: средняя цена новой легковой машины по итогам пяти месяцев этого года увеличилась на 12%, до 1,9 млн рублей, в сравнении с прошлым годом.

По подсчетам аналитиков ВТБ, рынок автокредитования в России вырос на 60% за семь месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и превысил 633 млрд рублей. Размер среднего чека за год увеличился на треть, до 1,06 млн рублей. 

«В первом полугодии 2021 года через дилеров мы выдали в два раза больше автокредитов, чем в аналогичный период прошлого года. В прямом канале — продажа C2C — спрос вырос более чем в 5 раз. Весной этого года был пиковый спрос на автокредиты», — подтвердил подсчеты экспертов Кирилл Григорьев, руководитель управления автокредитования «Тинькофф».

При этом рост чека одновременно сопровождал и рост спроса на подержанные авто. Например, согласно исследованию Банка ЗЕНИТ, россияне в 2021 году стали чаще брать автокредиты на машины с пробегом. Так, за шесть месяцев доля кредитов на подержанные авто выросла на 11 п.п. и составила 44% в общем объеме выдач. В 2021 году предпочтения клиентов изменились также в массовом сегменте. БОльшим спросом стали пользоваться автомобили китайских марок Haval, CHERY и GEELY, рассказала заместитель председателя правления Банка ЗЕНИТ Наталья Тутова

Впрочем, не все банки стали бенефициарами ажиотажного спроса. Так, Андрей Спиваков, управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка, отметил, что, хоть покупка автомобиля — вторая причина для получения потребительского кредита в Райффайзенбанке (на нее приходится 17% выдач), изменений в динамике выдач в банке не фиксировали.

Все на колеса!

Рекорды объемов рынка эксперты объясняют, во-первых, ростом цен на автомобили, а во-вторых, ажиотажным спросом на них в ожидании ослабления курса рубля и сворачивания программы господдержки. 

И еще одно: весь рынок говорит о дефиците машин. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2020 году было продано 1,6 млн автомобилей, а в 2021-м продажи увеличатся на 10%, и выросли бы еще больше, если бы не дефицит авто. По мнению НКР, в январе — июне 2021 года был частично реализован отложенный в период жесткого локдауна спрос на автомобили, во втором полугодии данный эффект будет постепенно снижаться. 

Во многом эта проблема носит искусственный характер: к нехватке автомобилей в дилерских центрах привели дефицит чипов, полупроводников, подорожание металла, а также последствия локдаунов и других ограничений, введенных в связи с панднмией коронавируса, уверен председатель правления Сетелем Банка Андрей Лыков. Вследствие дефицита повысилась розничная стоимость автомобилей, объяснил он.

Долго ли, коротко ли?

Но, кажется, золотой век постпандемийного спроса подходит к концу. Например, в Тинькофф Банке отмечают, что в июне заявок было меньше, чем в мае, хотя традиционно (так было до пандемии) в мае обычно, наоборот, на 10–15% меньше заявок по сравнению с июнем. «Можно сделать вывод, что спрос начал падать, эту тенденцию мы наблюдали и в июле. Соответственно снижается и уровень кредитоспособности клиентов, что также влияет на уменьшение количества одобряемых заявок. Дефицит автомобилей отразился на росте цены для клиента и на увеличении комиссии, которую выставляют дилеры банкам за оформление кредита. Как следствие снижается экономика кредитов и банки уменьшают количество одобряемых заявок», — обратил внимание на тенденцию Кирилл Григорьев.

В условиях роста цен на автомобили увеличивается и средний чек автокредита, отметил Андрей Лыков. Так, в Сетелем Банке этот рост в текущем году составил более 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Очевидно, что с учетом сохраняющегося дефицита и роста цен на автомобили кредитная доля падать не будет. Рост реальных располагаемых доходов населения, впервые с начала пандемии зафиксированный во втором квартале 2021 года, нивелируется ростом инфляции и не окажет существенного влияния на ситуацию», — считает он.

Кроме того, на рынке не уверены, что государство продолжит поддерживать автопром. Например, в июле СМИ писали о том, что Минпромторг не планирует возобновлять программу льготного автокредитования, в том числе и из-за дефицита машин на рынке. Это не может не сказаться на объеме продаж и как следствие на объемах выдачи автокредитов.

Банки готовятся к компенсации

Банки готовятся компенсировать падение продаж разными способами, в том числе внедрением допсервисов и новыми моделями продаж: онлайн-продажами без посещения офиса или инновационной для российского рынка моделью подписки на автомобиль.

Зачастую банки предлагают клиенту вместе с приобретением автокредита оформить классические продукты страхования: страхование жизни и здоровья (личное страхование), GAP-страхование и «финкаско» для страхования автомобиля на срок по выбору заемщика, рассказала Наталья Тутова.

Кроме того, банки делают ставку на максимальное удобство для клиента: оформить автокредит, например, в Сетелем Банке внутри экосистемы во взаимодействии со «СберАвто», новым сервисом по продаже автомобилей онлайн, пользователи могут оформить автокредит, не выходя из дома, поделился успехами банка Андрей Лыков. «Рост спроса на автокредитование наблюдается и в сегменте онлайн-покупки авто: по данным экспертов “СберАвто”, доля кредитных сделок в сервисе на сегодняшний день составляет 68%», — отметил он.

Есть еще одна, достаточно новая, модель продажи авто в кредит — автомобиль по подписке. «Еще 10 лет назад лизинговые компании начали предлагать лизинг для физических лиц, но спрос на этот сервис был низкий. Стандартный срок лизинга составляет три года, и падение стоимости авто закладывается в платежи по подписке. При этом в России в последние три года цена на авто с пробегом практически не меняется со временем. В связи с этим с финансовой точки зрения подписка на авто менее выгодна, чем покупка. Этот сервис может быть интересен небольшой аудитории пользователей, которые хотят чаще менять автомобиль, готовы за это переплачивать и не желают самостоятельно продавать автомобиль с пробегом», — выразил сомнение в популярности этого формата в России на нынешнем этапе развития рынка Кирилл Григорьев.

Потребитель пока не настроен активно приобретать подписку из-за ее высокой стоимости, согласилась с коллегой Наталья Тутова. «Автоподписка будет развиваться в первую очередь в крупных городах. В следующие пару лет сохранится спрос на покупку автомобилей через классические виды кредитования. Ситуация может измениться, когда снизится темп роста цен на авто и выгода подписки увеличится», — считает она.

Не обошел стороной автомобильный рынок и мировой тренд на развитие экономики совместного потребления. Все чаще наблюдается стремление потребителя не к владению автомобилем, а к его использованию, в том числе совместному. «Особенно часто такой запрос исходит от представителей молодого поколения, привыкших к заказу услуг в мобильном телефоне и не желающих “связываться” с такими околоавтомобильными темами, как необходимость оформлять страховку, проходить ТО, менять резину», — рассказал о новейших тенденциях спроса на рынке Андрей Лыков. И с этими запросами банки тоже начинают работать.

Возвращение в доковидные времена

В 2020 году практически каждый второй автомобиль был приобретен в кредит, а в 2015-м — лишь каждый третий (данные агентства «Автостат» и НБКИ). Эксперты полагают, что доля автомобилей, купленных в кредит, продолжит расти.

В 2021 году портфель автокредитов может увеличиться на 17–18% и приблизиться к отметке 1,25 трлн рублей, считают эксперты НКР. Это динамика доковидного 2019 года, когда он как раз вырос на 17%. При этом выдачи будут снижаться, а объемы — расти. 

По прогнозам Сетелем Банка, по итогам 2021 года кредитная доля на рынке продаж автомобилей останется на том же уровне, что и в 2020-м, или даже немного вырастет, утверждает предправления банка Андрей Лыков.

Во второй половине года, скорее всего, количество автокредитов уменьшится, считает Кирилл Григорьев. Причин этому несколько: дефицит автомобилей, многие дилеры уже распродали все имеющиеся стоки, рост стоимости автомобилей, рост ключевой ставки и соответственно ожидаемый рост ставок по кредитам. Кроме того, в первой половине года был очень высокий спрос на авто, и, вероятнее всего, он уже полностью реализовался, поэтому явных предпосылок для дальнейшего роста нет, считает он. 

В связи с трендом на рост риска по выдаче беззалоговых кредитов, в том числе из-за политики регулятора, многие банки стали выходить на рынок автокредитования. Очевидно, в следующем году конкуренция за клиента обострится, продолжил Кирилл Григорьев. «Уже сейчас около 30 банков активно выдают автокредиты, и это количество будет расти, за счет чего отдельно взятые банки будут выдавать меньше. Соответственно банки-старожилы, экономика которых построена на больших объемах выдачи, скорее всего, будут вынуждены менять устаревшую операционную модель, поскольку содержание сети представителей в автосалонах вместе с уменьшением объемов кредитов будет убыточно», — уверен он.

По прогнозам Банка ЗЕНИТ, рынки новых и подержанных легковых автомобилей восстановятся до докризисного уровня в 2022 году, сообщила Наталья Тутова. В 2022 году рынок автокредитования столкнется с продолжением роста стоимости автомобилей и ужесточением политики ЦБ по ключевой ставке. Это повлечет за собой повышение ставок и сделает менее доступными продукты автокредитования для населения. Также продолжится дефицит некоторых марок и моделей автомобилей, что приведет к еще большему смещению интересов клиентов с сегмента новых автомобилей на сегмент подержанных. Спрос сохранится на высоком уровне из-за низкого темпа роста цен на автомобили по сравнению с 2020–2021 годами, отметила она.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Виктор Алексеев, начальник Центра развития автокредитования ОТП Банка

2021 год в автокредитовании отмечается высоким спросом на покупку автомобилей, несмотря на дефицит и удорожание машин. 

ОТП Банк значительно расширил присутствие в стране: сегодня автокредит в банке можно оформить в 74 городах России в 3 тыс. официальных дилерских центров. Благодаря расширению регионального присутствия за первые шесть месяцев 2021 года ОТП Банк выдал в 6,5 раз больше автокредитов в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Регионами — лидерами по объему выданных автокредитов в банке с начала года стали Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край, который обогнал Татарстан, замыкавший тройку лидеров в 2020 году. Самыми популярными марками у клиентов ОТП Банка стали Kia, Hyundai и Lada. 

До конца года автокредит для россиян останется основным инструментом быстрого обновления автопарка, несмотря на возможную стагнацию рынка. Мы прогнозируем рост цен на автомобили и возможное удорожание кредитов из-за роста ключевой ставки. Безусловно, у рынка автозаймов есть свои пределы роста, за 2021 год он не превысит порог 1 трлн рублей. 

На фоне дефицита машин клиенту иногда приходится переплачивать. В некоторых случаях итоговая цена может отличаться от РРЦ (рекомендованная розничная цена от производителя). Среднее удорожание моделей масс-сегмента составляет 200 тыс. рублей, для премиум-сегмента оно может достигнуть 1 млн рублей. 

Автосалон предоставляет клиентам возможность получить скидку при покупке автомобиля в кредит. Данную скидку компенсирует банк, как следствие 20% автозаймов закрываются в первые полгода действия кредита при среднем сроке 60 месяцев. Все это может повлиять на ставки по автокредитам.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ