Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банкам нужно осознать ценность информации
03.09.2013

Банкам нужно осознать ценность информации

Термины «вычисления в оперативной памяти» и «большие данные» прочно ассоциируются с платформой SAP HANA, а интерес к этим технологиям со стороны российских банков велик и пока явно не удовлетворен. Действительно ли они нужны банкам, «Б.О» попросил рассказать Энди Хёрста, вице-президента по банковским решениями компании SAP


— Энди, согласно данным SAP платформа HANA — очень технологически развитое решение и может работать в тысячи раз быстрее, чем традиционные базы данных. Но зачем банкам нужна такая скорость?

— Использования HANA в банкинге можно условно разделить на четыре области. Прежде всего, появляется возможность очень быстро производить расчеты — например, кредитных рисков или рисков ликвидности. Обычно это занимает довольно долгое время. Противодействие отмыванию денежных средств — еще один сценарий в этой области. Как часто банк анализирует транзакции — раз в неделю, раз в день? Как только деньги покинули банковскую сеть и достигли Мексики, шанс, что банк вернет их назад и сможет объяснить это регулятору, очень малы. HSBC получил штрафов на миллиард долларов за работу с мексиканскими наркоторговцами, потому что не знал о ней и сообщил регулятору только через три дня после того, как деньги пришли в Мексику. Вот почему это нужно делать в реальном времени.
Вторая возможная область использования — предсказательная аналитика. Очень сложно принимать решения в условиях неопределенности, поэтому HANA может помочь в ценообразовании, построении прогноза продаж, выработке наилучшего следующего предложения.
Третья область применения HANA — получение и обработка гораздо большего объема информации, способствующего пониманию чего-либо. Проанализировав все транзакции клиента, банк может принять во внимание гораздо больше информации о нем и на этой основе сделать персональное предложение. Другой вариант — выделить наиболее значимую транзакцию. К примеру, Nationwide, видя, что клиент получил крупную сумму на текущий счет, скажем, продав дом или автомобиль, имеет, может быть, всего один день, прежде чем клиент переведет эти деньги на свой сберегательный счет в другом банке. И в этот день он может предложить клиенту такие условия, что тот оставит эти деньги в банке. Commonwealth Bank of Australia (CBA) анализирует все транзакции, и если клиент получил и держит деньги на текущем счету, контакт-центр в тот же день звонит ему и спрашивает, не хочет ли он перевести эти деньги на сберегательный счет, чтобы они работали. Кроме того, банк может собрать дополнительную информацию о том, что клиент говорит о нем в социальных сетях, и связать ее с тем, что он уже знает о клиенте, с его транзакционной историей.
И, наконец, четвертая из основных областей использования HANA — быстрое получение отчетов о финансах и операционной деятельности банка. Хороший пример в сфере управления финансами — Commerzbank. Он уменьшил «окно» закрытия книг в конце квартала с девяти дней до восьми, то есть получил возможность видеть свои финансы на день быстрее, что сохранило банку значимую сумму денег.
В Citi работает около 10 тыс. сотрудников, которые выполняют анализ финансов. Они захотели иметь возможность видеть аналитику на мобильных устройствах, а пользователь iPad не хочет ждать 30 секунд. То, что нормально для настольного компьютера, на мобильном устройстве неприемлемо.
Как видите, возможностей применения множество, я привел лишь несколько примеров. На самом деле 35 из более чем 70 кейсов использования HANA реализованы именно в финансовом секторе.

— Насколько быстрым может быть возврат инвестиций в HANA?

— Это зависит от многих факторов. На самом деле основные затраты приходятся не на саму систему, а на людей, которые с ней работают. В банках много сотрудников, и они отчаянно ищут возможность получения прибыли. И прибыль не заставит себя ждать. Например, CBA с помощью анализа Twitter поднял продажи в первый год на миллиард австралийских долларов. 60% людей, которым делали предложения на основе собранных данных, оказались заинтересованы, а 38% покупали продукт. Конечно, наше решение — не единственная часть этого успеха, но все же значимая. Только организация, работающая в реальном времени, имеет возможность сделать правильное предложение в нужной точке.

— Может ли высокая скорость вычислений HANA позволить банкам создавать какие-то инновационные решения для бизнеса?

— Я как-то общался с группой банкиров, и они были очень скептично настроены в отношении HANA. Но мы предложили им подумать, чем эта платформа может быть действительно интересной, и в итоге родилась идея создания сервиса с условным названием «Люди как вы». Скажем, клиент обслуживается в банке, а лучше даже финансовой группе, у которой есть и пенсионный фонд. Таким образом, этот банк имеет полную информацию о финансах клиента: видит, что он делает со своими текущими и сберегательными счетами, на что он тратит, как формирует пенсионные накопления. И на основе этих действий банк определяет его профиль и предлагает сравнить, как распоряжаются своими деньгами люди с тем же уровнем заработной платы; говорит ему, что делают «люди как он», где он находится в этой группе с точки зрения риска — консервативен он или авантюристичен, если клиент любит риск: вот что такие люди делают со своими пенсионными фондами, инвестициями, вот как они используют свои сбережения. У клиента появляется возможность сравнить свое финансовое поведение с данными огромной массы людей. Причем сервис бесплатен, но это фантастическая возможность для кросс-продаж, потому что обычно люди не знают, что можно сделать со своими деньгами. Причем они не доверяют банку, но доверяют большинству. К примеру, если клиент сделает то, что делает средний клиент Сбербанка, и его пенсия увеличится на 12%, разве это ему не интересно? Но предоставить такой сервис невозможно, если банк не анализирует все действия своих клиентов в реальном времени.
Эти идеи пришли в SAP из «умных измерений», потому что в ЖКХ счетчик постоянно собирает данные, и потребитель хочет видеть, сколько он потребляет в сравнении с таким же домом на той же улице. Информация имеет ценность, и банкам нужно это осознать. У них есть вся информация о клиентах, которой сами клиенты доверяют больше, чем банку.
Банкирам нужно подумать, как они могут создать новые сервисы, которые были недоступны на прошлой неделе, внедрить что-то инновационное в своей рыночной нише. Потому что wonga.com и другие стартапы не ждут. Они ломают двери и занимают место консервативных банков, предлагая клиентам все эти лайфстайл- и социальные сервисы, всю эту аналитику.
Ограничения возникают в сознании, вот почему мы проводим семинары по инновациям, где показываем банкам примеры, как они могут использовать HANA в управлении рисками, отношениях с клиентами и т.д, которые помогают понять, как можно сделать что-то, что было невозможным ранее.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ