Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки в тридевятом
01.06.2012

Банки в тридевятом

Российский рынок банковских IT-решений зреет — продукты становятся более качественными и функциональными, развивается модель партнерства. Однако вендорам и банкам понадобится еще много терпения, чтобы научиться понимать друг друга


Говорить с бизнесом про IT всегда сложно. Кому этого не знать, как не вендорам банковского ПО. Наверное, это одна из причин, по которой рынок IT-решений для банков становится все более бизнес-ориентированным. Изначально это были полностью заказные разработки, потом они оформились в продукты, затем степень кастомизации стала все уменьшаться. И вот теперь продуктовая линейка стала компонентной, продукты все больше превращаются в конструктор бизнес-процессов. Качество блоков конструктора — отдельный разговор. Но сейчас не об этом.

Некоторые вендоры работают на банковском рынке не первый десяток лет и считают, что на данный момент готовы не просто собирать требования банков и реализовывать их в продукте, но и аргументированно отстаивать правильность реализованного в нем функционала. Более того, по мнению вендоров, их экспертиза созрела настолько, что они готовы брать IT-процессы банков на аутсорсинг и вступать с клиентами в полноценные партнерские отношения, определяя, какой именно продукт нужен банку для достижения определенных бизнес-целей.

Разве не мечтает топ-менеджмент банка просто произнести желание и ждать, когда оно сбудется, не утруждая себя постановкой задач IT?

Порыв прекрасный — разве не мечтает топ-менеджмент банка просто произнести желание и ждать, когда оно сбудется, не утруждая себя постановкой задач IT, избегая рисков неправильного определения функционала и ошибок внедрения? Вопрос, по большому счету, только в доверии вендору и в стоимости решения.

Но готовы ли сами банки к таким «высоким» отношениям? Насколько можно судить по мнению нескольких банковских IT-директоров, им больше нужны «нормальные» отношения с вендором в рамках доработок ПО. Бизнес тоже сомневается, что удастся заключить контракт с партнером на выгодных банку условиях. «Миллион карт к 2014 году» — слишком общая цель, чтобы можно было поверить в способность IT-партнера правильно работать на ее достижение. А если он и согласится — на каких условиях и сколько денег потребует этот «акционер»?

Поэтому бизнес хочет стандартизованных предложений, которых, как выясняется, пока нет. «Приходите — договоримся» — так звучит ответ. Российский рынок давно называют понятийным, зависящим от «межменеджерских» отношений. Но так ли это плохо? Если посмотреть на пример американского, пусть не IT, а банковского рынка, прослеживается такая тенденция: клиенты, в том числе корпоративные, уходят из больших банков, устав от бюрократии, в банки региональные — те и ближе, и готовы выполнить требования клиента буквально «по звонку». Российские же банки, наверное, были бы довольны договорными отношениями, если бы обещания вышестоящего менеджмента воспринимались аккаунтами и руководителями проектов со стороны вендоров как руководство к действию, а не как программные заявления. Возникает, по выражению одного банкира, «диссонанс».

Все понимают, что и продукты, и отношения нужно оттачивать. И тогда, может быть, вопрос, кто халявщик, а кто партнер (привет МММ!) исчезнет, и все заживут счастливо. Пока же есть ощущение, что банки боятся, как бы «двое из ларца» и есть за них не стали, как в известном мультике.






Новости Новости Релизы