Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» требует подготовительных процедур и может повлечь определенные проблемы
Времени на подготовку вроде бы хватило — зарегистрирован профессиональный союз страховщиков (НССО), утверждены страховые тарифы, правила страхования, очень оперативно выданы страховые лицензии.
Но если рассматривать вопрос уровня методологической подготовки нового вида страхования, то здесь наряду с разработкой большого объема документации (например, правил профессиональной деятельности — ППД), изготовлением бланков полисов и т.д. есть и очевидные узкие места, на проработку которых пока не хватило времени. Так, например, ППД НССО предусмотрены жесткие санкции к страховщикам за неправильную тарификацию. Но в то же время обещанный калькулятор НССО работает в тестовом режиме, возникает много вопросов по неоднозначности определения страховых сумм и т.д. При этом в соответствии с требованиями закона, договоры обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов должны быть заключены с 1 января 2012 года, а с 1 апреля на предприятия могут быть наложены весьма серьезные административные штрафы.
С началом страховой деятельности по закону обозначился и круг вопросов внутри страхового сообщества, подлежащих скорому разрешению:
— в правила профессиональной деятельности НССО попали не очень приятные для некоторых страховщиков положения, связанные с ограничением размера собственного удержания по рискам ОПО. Так, например, условия обязательного перестрахования всех рисков для страховщиков с размером собственного удержания менее 10 млн рублей появились уже после того, как данные страховщики стали членами НССО (заплатив, к слову, 12 млн рублей членских взносов). Для этих компаний правила, принятые уже после «начала игры», могли быть решающими при принятии решения о вступлении в НССО. Нашу компанию данная проблема не коснулась (размер собственного удержания по ППД НССО более 10 млн рублей), но проблемы эффективности бизнеса «братьев по оружию» не могут не волновать других членов НССО;
— защита прав и законных интересов страховщиков и страхователей. Учитывая серьезное промышленное лобби, всячески препятствующее появлению закона и накал страстей в российском обществе вокруг очередного ОСАГО, только теперь для предприятий, защита интересов страхователей и страховщиков становится чрезвычайно важной задачей. Здесь для НССО главным, на мой взгляд, является удержание строго серединной позиции, одинаково приемлемой для всех участников страховых отношений в рамках обязательного страхования ответственности ОПО;
— недобросовестная конкуренция среди страховщиков — членов НССО. Данные факты имели место уже в течение всего 2011 года, когда особо уверенные в себе страховщики (их представители) пытались переманивать будущую клиентскую базу у других компаний (при том что на тот момент страховую лицензию пока ни одна компания не получила), делая такие заявления, как например, «ваш страховщик N никогда не получит лицензию, компания будет продана», или «ваша страховая компания не является финансово надежной» и т.д.
Сможет ли НССО выступить настоящим регулятором подобных ситуаций, покажет время. У Российского союза автостраховщиков (аналог НССО у страховщиков, осуществляющих ОСАГО) не все получается.
Закон в целом предназначен для стимулирования предприятий и владельцев бизнеса на внедрение новых безопасных технологий ведения производства и выполнение работ, обновление основных фондов, модернизацию оборудования, значительного износившегося по состоянию на сегодняшний день.
Будет ли закон работать по задуманной модели или модель страховых взаимоотношений в его рамках придется менять? Не сформирует ли новый вид обязательного страхования негативное представление о страховании в России?
В значительной степени это зависит от нас — страховщиков, от того насколько корректно мы будем вести свой бизнес и, в первую очередь, заботиться о своих клиентах.
В 2015 году, когда законодатель предпринимал попытки по ужесточению наказания за неправомерный оборот средств платежей, мало кто предполагал, что подобная инициатива станет очередной лазейкой для недобросовестных предпринимателей и правоохранителей. Прошло больше пяти лет с последней редакции, поэтому можно подвести промежуточные итоги: чем обернулись «благие намерения» законодателя и как ст. 187 УК РФ стала дополнительным инструментом давления на бизнес
Регулирование финансового сектора стремительно развивается на протяжении последних 20 лет. Особое внимание стоит уделить подходам, которые регулятор использует для обеспечения прозрачности структуры собственности финансовых организаций: с развитием законодательства методы регулирования сначала распространялись на кредитные организации, а затем охватили и весь финансовый сектор. Проанализируем законодательное регулирование в динамике, противоречия, кот проявляются в результате различий в регулировании деятельности разного рода организаций и финансовых рынков