Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Доступ к госуслугам в электронном виде сегодня имеют менее трети российских малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Проблема — в недостаточной информированности бизнеса об уже имеющихся возможностях и пока еще слабом их функционале.
Цифровизация экономики, перевод большинства бюрократических процедур на дистанционные рельсы развиваются стремительно. Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) создаются специальные интернет-порталы, мобильные банки, финансовые менеджеры и бизнес-органайзеры, облачные хранилища. Сегодня ни один бизнес-форум, где обсуждаются темы финтеха и цифровых сервисов, не обходится без дискуссии о потребностях некрупного бизнеса. Банки создают специальные подразделения, которые занимаются дистанционными сервисами для МСП, множество финтех-стартапов заявляют о желании работать именно с малым бизнесом.
Государственные органы, в свою очередь, также стремятся максимально упростить жизнь малым предприятиям, переводя процесс предоставления госуслуг и связанный с этим документооборот в электронный вид. Основным ресурсом на федеральном уровне здесь является портал «Бизнес-навигатор МСП», который был запущен осенью 2016 года. С его помощью предприниматели могут проанализировать перспективы открытия или расширения того или иного бизнеса, оценить уровень конкуренции, в режиме онлайн рассчитать бизнес-план, узнать обо всех положенных им льготах, создать сайт, проверить надежность контрагентов, получить финансовую помощь и так далее. К сожалению, несмотря на то что заявлен достаточно широкий функционал «Бизнес-навигатора МСП», пока он представляет собой в большей степени интерфейс для внешних систем, чем самостоятельный сервис. Однако сейчас более важен сам факт его появления: в будущем он может приобрести самостоятельную ценность для МСП.
Также ряд услуг доступен предпринимателям в электронном виде через многофункциональные центры (МФЦ) «Мои документы», центры оказания услуг (ЦОУ) «Мой бизнес», центры услуг для бизнеса (ЦУБ) на уровне региональных структур по поддержке МСП. Здесь можно получить информацию о недвижимости, об участии в закупках, о формах и условиях финансовой поддержки, записаться на тренинги. Пользоваться сервисами можно совершенно бесплатно.
Из опрошенных 2300 руководителей МСП из 23 регионов 65% услышали о портале «Бизнес-навигатор МСП» впервые
Кроме того, цифровые ресурсы активно создаются на уровне регионов, а также коммерческими структурами. Во многих субъектах РФ сегодня есть интернет-порталы, помогающие предприятиям малого бизнеса найти партнеров и рынки сбыта. Например, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан в 2016 году создало региональный портал госзакупок для частного бизнеса. В Подмосковье в 2017 году была запущена электронная площадка «Портал кооперации промышленных предприятий», которая консолидирована с аналогичными информационными системами Москвы, Рязанской и Тамбовской областей. В столице весной этого года заработал новый сервис «Оформи городскую землю и недвижимость правильно», он позволяет получить ответы на типичные вопросы в режиме онлайн или записаться на личный прием или телефонную беседу к специалисту для решения более сложных проблем, связанных с арендой или выкупом объектов из городской собственности. С помощью другого сервиса — «Выездной консультант» — можно в удаленном режиме оставить заявку, по которой к предпринимателю приедет специалист и подробно расскажет обо всех мерах господдержи, льготах, финансовых гарантиях, бесплатных образовательных программах, которые существуют на уровне города. В 2018 году специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы» провели более 100 тыс. бесплатных консультаций по созданию и ведению бизнеса, вопросам бухгалтерского учета, налогов, таможенных процедур, имущества и финансовой помощи.
Через портал «Малый бизнес Москвы» или ЦУБы в административных округах столицы можно в режиме онлайн записаться в коворкинги, подобрать помещения, подготовить документы для регистрации бизнеса, получить помощь по оформлению налоговых документов. Здесь также есть опция подачи электронной заявки в столичный Фонд содействия кредитованию малого бизнеса на поручительство по банковской гарантии, по кредиту, по договору лизинга или факторингу (аналогичную заявку можно оставить и непосредственно на сайте Фонда). На сайте Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы можно подать заявку на субсидии и гарантийную поддержку. Всего сегодня в Москве работает 11 полезных онлайн-сервисов, в электронном виде бизнесу предоставляется более 80 услуг.
Коммерческие структуры, в свою очередь, создают онлайн-площадки для выхода российских субъектов МСП на международные рынки. Причем для экспортоориентированных компаний региональными органами поддержки МСП на эти цели предусмотрено субсидирование затрат. Также в сегменте b2b предлагаются программы ведения «облачной» бухгалтерии и электронной отчетности, автоматизированные контакт-центры, которым малый бизнес может отдать на аутсорсинг всю работу, связанную с приемом и обработкой заказов и обращений. Скажем, программы «облачной» бухгалтерии могут стоить примерно 3 тыс. рублей в год, а некоторые приложения, например приложение для ведения товароучета, можно установить бесплатно.
Однако проблема в том, что далеко не все предприниматели знают о доступных им цифровых сервисах. Так, в отчете по итогам исследования, проведенного недавно «ОПОРОЙ РОССИИ» и Промсвязьбанком в рамках ежеквартального исследования бизнес-настроений МСП (индекс RSBI), говорится, что только 4% респондентов используют «Бизнес-навигатор МСП» в своей работе, а знают о нем — лишь 20%. Из опрошенных 2300 руководителей МСП из 23 регионов 65% услышали о портале впервые. Даже если взять официальные данные, то на конец первой декады июня на «Бизнес-навигаторе МСП» было зарегистрировано около 1,8 млн предпринимателей. При этом количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на тот же период составляло более 6,2 млн. То есть доступ к электронным госуслугам (напомним, что он дается только при регистрации на портале) имеет лишь около 29% субъектов МСП.
Таким образом, слабое использование бизнесом существующих сервисов объясняется как слабым информированием предпринимателей об имеющихся возможностях, так и пока недостаточным функционалом подобных инструментов. Впрочем, отрадно, что в этом направлении и государство, и частный бизнес, работающий с сегментом МСП, предпринимают серьезные шаги.
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты