Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Цифра» в помощь
24.07.2019 Аналитика

«Цифра» в помощь

Как современные технологии помогают МСП


Доступ к госуслугам в электронном виде сегодня имеют менее трети российских малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Проблема — в недостаточной информированности бизнеса об уже имеющихся возможностях и пока еще слабом их функционале.

Цифровизация экономики, перевод большинства бюрократических процедур на дистанционные рельсы развиваются стремительно. Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) создаются специальные интернет-порталы, мобильные банки, финансовые менеджеры и бизнес-органайзеры, облачные хранилища. Сегодня ни один бизнес-форум, где обсуждаются темы финтеха и цифровых сервисов, не обходится без дискуссии о потребностях некрупного бизнеса. Банки создают специальные подразделения, которые занимаются дистанционными сервисами для МСП, множество финтех-стартапов заявляют о желании работать именно с малым бизнесом.

Государственные органы, в свою очередь, также стремятся максимально упростить жизнь малым предприятиям, переводя процесс предоставления госуслуг и связанный с этим документооборот в электронный вид. Основным ресурсом на федеральном уровне здесь является портал «Бизнес-навигатор МСП», который был запущен осенью 2016 года. С его помощью предприниматели могут проанализировать перспективы открытия или расширения того или иного бизнеса, оценить уровень конкуренции, в режиме онлайн рассчитать бизнес-план, узнать обо всех положенных им льготах, создать сайт, проверить надежность контрагентов, получить финансовую помощь и так далее. К сожалению, несмотря на то что заявлен достаточно широкий функционал «Бизнес-навигатора МСП», пока он представляет собой в большей степени интерфейс для внешних систем, чем самостоятельный сервис. Однако сейчас более важен сам факт его появления: в будущем он может приобрести самостоятельную ценность для МСП.

Также ряд услуг доступен предпринимателям в электронном виде через многофункциональные центры (МФЦ) «Мои документы», центры оказания услуг (ЦОУ) «Мой бизнес», центры услуг для бизнеса (ЦУБ) на уровне региональных структур по поддержке МСП. Здесь можно получить информацию о недвижимости, об участии в закупках, о формах и условиях финансовой поддержки, записаться на тренинги. Пользоваться сервисами можно совершенно бесплатно.

Из опрошенных 2300 руководителей МСП из 23 регионов 65% услышали о портале «Бизнес-навигатор МСП» впервые

Кроме того, цифровые ресурсы активно создаются на уровне регионов, а также коммерческими структурами. Во многих субъектах РФ сегодня есть интернет-порталы, помогающие предприятиям малого бизнеса найти партнеров и рынки сбыта. Например, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан в 2016 году создало региональный портал госзакупок для частного бизнеса. В Подмосковье в 2017 году была запущена электронная площадка «Портал кооперации промышленных предприятий», которая консолидирована с аналогичными информационными системами Москвы, Рязанской и Тамбовской областей. В столице весной этого года заработал новый сервис «Оформи городскую землю и недвижимость правильно», он позволяет получить ответы на типичные вопросы в режиме онлайн или записаться на личный прием или телефонную беседу к специалисту для решения более сложных проблем, связанных с арендой или выкупом объектов из городской собственности. С помощью другого сервиса — «Выездной консультант» — можно в удаленном режиме оставить заявку, по которой к предпринимателю приедет специалист и подробно расскажет обо всех мерах господдержи, льготах, финансовых гарантиях, бесплатных образовательных программах, которые существуют на уровне города. В 2018 году специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы» провели более 100 тыс. бесплатных консультаций по созданию и ведению бизнеса, вопросам бухгалтерского учета, налогов, таможенных процедур, имущества и финансовой помощи.

Через портал «Малый бизнес Москвы» или ЦУБы в административных округах столицы можно в режиме онлайн записаться в коворкинги, подобрать помещения, подготовить документы для регистрации бизнеса, получить помощь по оформлению налоговых документов. Здесь также есть опция подачи электронной заявки в столичный Фонд содействия кредитованию малого бизнеса на поручительство по банковской гарантии, по кредиту, по договору лизинга или факторингу (аналогичную заявку можно оставить и непосредственно на сайте Фонда). На сайте Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы можно подать заявку на субсидии и гарантийную поддержку. Всего сегодня в Москве работает 11 полезных онлайн-сервисов, в электронном виде бизнесу предоставляется более 80 услуг.

Коммерческие структуры, в свою очередь, создают онлайн-площадки для выхода российских субъектов МСП на международные рынки. Причем для экспортоориентированных компаний региональными органами поддержки МСП на эти цели предусмотрено субсидирование затрат. Также в сегменте b2b предлагаются программы ведения «облачной» бухгалтерии и электронной отчетности, автоматизированные контакт-центры, которым малый бизнес может отдать на аутсорсинг всю работу, связанную с приемом и обработкой заказов и обращений. Скажем, программы «облачной» бухгалтерии могут стоить примерно 3 тыс. рублей в год, а некоторые приложения, например приложение для ведения товароучета, можно установить бесплатно.

Однако проблема в том, что далеко не все предприниматели знают о доступных им цифровых сервисах. Так, в отчете по итогам исследования, проведенного недавно «ОПОРОЙ РОССИИ» и Промсвязьбанком в рамках ежеквартального исследования бизнес-настроений МСП (индекс RSBI), говорится, что только 4% респондентов используют «Бизнес-навигатор МСП» в своей работе, а знают о нем — лишь 20%. Из опрошенных 2300 руководителей МСП из 23 регионов 65% услышали о портале впервые. Даже если взять официальные данные, то на конец первой декады июня на «Бизнес-навигаторе МСП» было зарегистрировано около 1,8 млн предпринимателей. При этом количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на тот же период составляло более 6,2 млн. То есть доступ к электронным госуслугам (напомним, что он дается только при регистрации на портале) имеет лишь около 29% субъектов МСП.

Таким образом, слабое использование бизнесом существующих сервисов объясняется как слабым информированием предпринимателей об имеющихся возможностях, так и пока недостаточным функционалом подобных инструментов. Впрочем, отрадно, что в этом направлении и государство, и частный бизнес, работающий с сегментом МСП, предпринимают серьезные шаги.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ