Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Дорогое, вечное
01.11.2010

Дорогое, вечное

Кризис очистил рынок инвестиций в произведения искусства от спекулянтов современными работами и заставил обратиться к вечным ценностям. Темпы восстановления рынка весной 2010 года удивили даже аукционеров. При этом у отечественных арт-инвесторов появляется все больше инструментов.


На мировом и российском рынке хватает людей, достаточно опытных в других видах инвестирования и заинтересованных, казалось бы, в странном — вложениях в искусство. По оценкам директора по работе с состоятельными частными клиентами ИК «Тройка Диалог» Алексея Голубых, такими вложениями интересуются до четверти его клиентов. Большинство из них разбогатело в 2002–2003 годы. Они начали инвестировать в искусство через банки или сотрудников управляющих компаний, располагая при этом различным и совершенно непредсказуемым объемом свободных денежных средств. Экономические потрясения 2008 года, коснувшиеся их бизнеса, сказались и на инвестиционной деятельности: инвесторы поняли, что они далеко не так богаты, как им казалось, что спровоцировало распродажи. Таким образом, к 2010 году деньги, вложенные наобум, был потеряны, случайные инвесторы ушли с рынка, а неслучайные — приобрели то, что впопыхах «сбрасывалось за борт». Те же процессы происходили и на мировом рынке.

Монитор арт—инвестора

Индекс Mei Moses All Art показывает состояние арт-рынка в мире. Он отражает положение дел на нью-йоркских и лондонских аукционах. Громкие покупки и продажи, неожиданные находки и сенсационные разоблачения, смена собственников произведений искусства или банкротства основных игроков — существенные факторы, которые могут серьезно изменить общую картину, — происходят не так уж часто. Скорость изменений на этом рынке низкая. До предкризисного 2007 года All Art Index рос на 20% в год. В 2008 году рынок упал, и общий арт-индекс потерял 4,5%. Первые три месяца 2009 года испугали инвесторов небывалым снижением в 35%, но после марта рынок пошел вверх. За полный 2009 год индекс All Art потерял 12% — его «просадили» работы современных художников. Напротив, работы классиков показали себя надежным объектом вложения средств. Произведения же современников часто использовались для спекуляций. Можно сказать, что кризисный 2008 год оздоровил рынок искусства, избавив его от искусственных сенсаций, а игроков — от иллюзий.
Помимо All Art, отображающего все сделки на рынке искусства, Mei Moses предлагает пользователям своего сайта отдельно изучить индексы цен на искусство мастеров из Латинской Америки, Северной Америки до 1950 года, импрессионистов и современных художников, классиков и признанных мастеров XIX века, а также послевоенное искусство.

CПРАВКА.БО

Топ-5 самых дорогих, ныне живущих, художников по стоимости одной работы

1. Лусиен Фрейд — «Спящий инспектор по пособиям», 33,6 млн долларов, 13 мая 2008 года, Christie’s

2. Джаспер Джонс — «Флаг», 28,6 млн долларов, 1 мая 2010 года, Christie’s

3. Джефф Кунс — «Цветок из воздушного шарика», 25,65 млн долларов, 30 июня 2008 года, Christie’s

4. Дэмиен Херст — «Золотой телец», 10,3 млн фунтов стерлингов, 15 сентября 2008 года, Sotheby’s

5. Герхард Рихтер — «Свеча», 7,97 млн фунтов стерлингов, 27 февраля 2008 года, Sotheby’

Объем операций на рынке искусства продолжает расти. Это видно по обзорам и отчетам, публикуемым аукционными домами Christie’s и Sothby’s. Также они помогут сориентироваться в ситуации на европейских и азиатских площадках. Оба аукционных дома оперируют количественными, абсолютными показателями.
За первую половину 2010 года на аукционе Christie’s было продано работ на 2,57 млрд долларов. Это на 43% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Общий результат Christie’s включает также сумму в 274,1 млн долларов, вырученную от частных сделок. Этот показатель на треть выше, чем в прошлом году.
Основному конкуренту, Sotheby’s, повезло чуть меньше в абсолютных цифрах. В своем обзоре он объявил результат — 2,2 млрд долларов. Но это вдвое больше, чем за первую половину прошлого года.
Аукционеры полны оптимизма.
Такие результаты работы и общее оживление на арт-рынке побудили многих владельцев произведений искусства и коллекционеров выставить на торги действительно интересные экспонаты. «Мы не хотим успокаивать себя раньше времени, но рынок искусства действительно восстанавливается гораздо быстрее, чем мы могли предположить», — говорит президент Christie’s Эдвард Долман.

Окно в искусство

Аналитики российского интернет-проекта artinvestment.ru существенно расширили предлагаемую Mei Moses линейку индексов. Они разработали семейство индексов ARTInvestment Market indeX (ARTIMX). Эти индексы представляют собой набор интегральных показателей, характеризующих относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчеты ведутся на основании данных о результатах продаж на основных мировых аукционах. В качестве точки отсчета принята расчетная средняя стоимость предметов искусства в конце 2000 года (именно тогда участники рынка зафиксировали устойчивый рост цен). Значение индекса на начало 2001 года принято за 1000 пунктов. Для расчетов выбраны данные о результатах продаж около 3 млн лотов с 12 тыс. аукционов.

За первую половину 2010 года на аукционе Christie’s было продано работ на 2,57 млрд долларов. Это на 43% больше, чем за аналогичный период 2009 года

Общий индекс ARTIMX характеризует интегральное состояние мирового рынка искусства. Индекс ARTIMX Painting характеризует состояние рынка живописи, ARTIMX Graphics — состояние рынка графики. Так же, как и в Mei Moses, «старая школа», импрессионисты и искусство XX века и современные мастера выделены в особые направления: ARTIMX Old masters, ARTIMX Impressionism & Modern Art и ARTIMX Contemporary Art соответственно.
Однако создатели ARTIMX пошли дальше и вычленили индексы для русского искусства вообще — ARTIMX-RUS, русской живописи — ARTIMX-RUS Painting и русской графики —  ARTIMX-RUS Graphics. Для их расчета специалисты artinvestment.ru используют итоги торгов российских аукционов. Причем расчет производится только по тем произведениям искусства, подлинность и художественная ценность которых не вызывает вопросов. Это можно рассматривать как попытку снижения инвестиционных рисков и повышения надежности данных.
Семейство индексов ARTIMX profit (ARTIMXp) помогает понять, сколько инвестор сможет заработать в действительности, с учетом инфляции. Инфляционная коррекция производится на основе индекса CPI, публикуемого Financial Trend Forecaster. Более того — подписчик сайта может построить график изменения инвестиционного индекса для интересующего его художника.

Коллективизация

В конце 2009 года Минюст России зарегистрировал приказ ФСФР, разрешающий профессиональным участникам рынка создавать паевые и акционерные фонды для инвестиций в такие ценности, как живопись, графика, скульптура, иконы и др. С 1 января 2010 года документ вступил в силу, а в августе управляющая компания «Лидер» заявила о начале формирования двух закрытых ПИФов, инвестирующих в произведения искусства. Известно, что стоимость активов фондов «Собрание» и «Собрание. Фотоэффект» превысит 2 млрд рублей. Пайщиком, как и в случае, например, с ЗПИФами недвижимости, сможет стать далеко не каждый.

В 2010 году УК «Лидер» заявила о начале формирования двух закрытых ПИФов, инвестирующих в произведения искусства

Входной порог — 3 млн рублей, при этом оплата возможна и деньгами, и произведениями искусства. Собственно, руководство УК предполагает, что на произведения придется примерно 80% активов фонда. Оценщиком станет компания «Арт-Консалтинг». Торги паями будут проходить на ММВБ начиная с ноября 2010 года.
По международным меркам, 2 млрд рублей, или менее 70 млн долларов, — это совсем немного. Но нужно учитывать, что работы крайне востребованных и известных художников (к примеру, итальянских классиков или Кандинского) выставляются на продажу не так уж часто. Костяк операций такого рода фондов составляет «второй эшелон»: современные художники или работы импрессионистов, не отягощенных всемирной известностью.

Арт—банкинг

Такой вид услуг оказывают многие российские и зарубежные финансовые институты. Но не афишируют это, не выделяют его в отдельное направление деятельности и готовы работать по арт-банкингу только с проверенными клиентами. Так что арт-банкинг органично включается в VIP-обслуживание и прочие индивидуальные программы для избранных клиентов.
К каждому клиенту банк прикрепляет арт-менеджера, который должен обладать и знаниями в области искусствоведения, и разбираться в финансовых процессах на рынке искусства.

CПРАВКА.БО

Топ-10 самых дорогих мировых художников по стоимости одной работы

1. Пабло Пикассо — 106,5 млн долларов

2. Альберто Джакометти — 104,3 млн долларов

3. Густав Климт — 87,936 млн долларов

4. Френсис Бэкон — 86,281 млн долларов

5. Винсент ван Гог — 82,500 млн долларов

6. Клод Моне — 80,45 млн долларов

7. Пьер Огюст Ренуар — 78,100 млн долларов

8. Питер Пауль Рубенс — 76,671 млн долларов

9. Марк Ротко — 72,840 млн долларов

10. Энди Уорхол — 71,720 млн долларов

Кроме того, менеджер должен обеспечивать клиенту правильную оценку приобретаемых произведений, грамотное участие в торгах аукционных домов в России и за рубежом, советовать, в какое направление искусства следует вкладывать деньги и т.д. Содержать такого специалиста в штате банка очень затратно, да и найти его — большая проблема. Поэтому банкиры привлекают независимых консультантов. «Это помогает нам избежать трудностей в подборе и обучении персонала и в то же время позволяет предлагать клиентам широкий перечень услуг арт-банкинга, — поясняет вице-президент, начальник управления VIP-продуктов и услуг департамента по работе с VIP-клиентами ВТБ 24 Александр Свешников. — В текущей ситуации работу через независимого консультанта мы видим, как наиболее предпочтительный вариант. Так как это непрофильный для нас бизнес, то главное в данном случае — решить вопрос клиента без значительных затрат».

Страстолюбие

Компании Capgemini и Merrill Lynch опросили 1200 управляющих активами — активами 150 тысяч клиентов из 71 страны мира. Результатом масштабной работы стал доклад The World Wealth Report 2010. Согласно докладу, среднестатистический инвестор-миллионер вкладывает в активы, относящиеся к «вложениям в свою страсть» (passion investments), около трети своих средств. Более четверти опрошенных заявили, что самые состоятельные их клиенты предпочитают именно инвестиции в искусство. По мнению руководителя исследования Илианы ван дер Линде, игроки арт-рынка «не доверяют финансовым рынкам и регулирующим органам и хотят вкладываться в материальные ценности».
Независимое индивидуальное консультирование очень популярно среди тех инвесторов, кто решил разобраться во всем самостоятельно. За определенную в договоре плату или за фиксированный процент от сделки независимый консультант поможет инвестору найти, оценить и выбрать произведение искусства. Консультанты из числа искусствоведов работают при галереях. Также можно воспользоваться услугами исследовательских лабораторий.
Безусловно, есть вариант разобраться во всем самому. Но в данном случае время и усилия не покрывают затраты. Чтобы понять, подлинник перед вами или нет, нужно иметь на руках рентгенограмму, карту отбора проб, сами спектры (иногда требуются фотографии в разных зонах спектра) и, наконец, заключение эксперта. Именно этот набор материалов, по словам главного специалиста Министерства культуры РФ, а ранее — главы физической лаборатории государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Анны Васильевой, даст возможность обратиться за консультацией к любому эксперту в любой стране.

Арт-банкинг органично включается в VIP-обслуживание и индивидуальные программы для избранных клиентов

Впрочем, Алексей Голубых («Тройка Диалог») вспоминает, что еще в начале 2000-х годов один из его знакомых всерьез увлекся искусством. Прошел университетский курс искусствоведения, познакомился с рядом специалистов, посетил ряд обучающих семинаров… А потом уехал в одну из прилегающих к столице областей. Вот уже десять лет он живет в небольшом городке, организует выставки местных художников и всячески «продвигает» их работы на российском рынке. Но это исключение подтверждает общее правило: если нет возможности полностью изменить свою жизнь, стоит обратиться к профессионалам, уже работающим на этом рынке.

CПРАВКА.БО

Топ-12 самых дорогих русских художников по стоимости одной работы

1. Марк Ротко — 72,840 млн долларов.

2. Казимир Малевич — 60,0025 млн долларов

3. Василий Кандинский — 22,99 млн долларов

4. Алексей Явленский — 9,428 млн фунтов стерлингов

5. Хаим Сутин — 8,756 млн фунтов стерлингов

6. Марк Шагал — 16,335 млн долларов

7. Наталия Гончарова — 6,43 млн фунтов стерлингов

8. Тамара де Лемпицка — 5,4 млн долларов

9. Константин Сомов — 3,3 млн фунтов стерлингов

10. Илья Кабаков — 2,932 млн фунтов стерлингов

11. Борис Кустодиев — 2,84 млн фунтов стерлингов

12. Владимир Баранов-Россине — 2,72 млн фунтов стерлингов

Риски, связанные с инвестициями в искусство, одинаково низки для участия в ЗПИФе и при работе через банк. Чуть выше они становятся в случае индивидуальной работы инвестора на рынке. Эти риски зачастую носят субъективный характер: например, неправильный выбор объекта вложения средств и т.п. Руководитель направления страхования культурных ценностей «Альфастрахование» Андрей Куча убежден: только оценив всю совокупность факторов, влияющих на качество инвестиционного портфеля, грамотность управления им (и, в частности, обеспечение страховой защитой), представляется возможным оценить, какой способ инвестирования более рисковый с точки зрения его институционального статуса (самостоятельное, долевое) и с точки зрения выбора оператора инвестиционной деятельности (коллекционер, фонд, банк, ПИФ и пр.). «Наименее рискованно то, что делается профессионалами, любящими и понимающими предмет, в отношении которого осуществляется их деятельность», — резюмирует он, впрочем, вывод этот вполне очевиден.

Проблема справедливости

 По наблюдениям самих галеристов, для большинства инвесторов вложения в искусство — это больше хобби, чем бизнес. Инвесторы покупают в первую очередь то, что им нравится, а не то, на чем в перспективе можно было бы заработать. На стене кабинета Алексея Голубых («Тройка Диалог») висит несколько картин. Собеседник «БО» поясняет: «Я их купил не потому, что они дорого или дешево стоили. Просто они мне понравились. Через десять лет они будут стоить скорее дороже, чем дешевле. Поэтому я не жалею заплаченных денег, и глазу приятно». Таким образом, кстати, постепенно формируются частные коллекции. В личной беседе один из инвесторов сетовал на то, что после «русского сезона» 2003 года на рынок выплеснулось огромное количество произведений сомнительной ценности. «По моему скромному мнению, девять из десяти объектов так называемого современного искусства — это не более чем попытка выдать несведущей публике свои духовные потуги за новое слово в искусстве», — говорит он.

Работы классиков показали себя надежным объектом вложения средств даже в кризис

Однако, как показывают арт-индексы, современное искусство все же покупают и продают. Собеседник досадливо морщится: «Все это спекуляция, попытка продать задорого то, что немилосердно переоценено». Справедливая оценка активов — вот настоящая проблема инвестиций в искусство. Историческую подлинность могут установить эксперты. О художественной ценности скажут профессионалы другого рода. А рыночная цена будет формироваться большим количеством продавцов и покупателей, далеко не все из которых действительно разбираются в искусстве. По мнению члена наблюдательного совета ВТБ и совета директоров «Аэрофлота» Павла Теплухина, установить справедливую стоимость объектов искусства можно только на аукционах.






Новости Релизы