Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Обозреватель
БИОГРАФИЯ
Ольга Пугач работала в "Банковском обозрении" в 2009 году.
*Информация актуальна на
Страховая компания АИЖК начала работать в мае 2010 года. О том, как изменился рынок ипотеки за год и какую роль в этих изменениях сыграло появление ипотечного страхования, в интервью «БО» рассказала генеральный директор компании Нина Смирнова
В 2010 году рынок ипотеки изменился не только количественно, но и качественно: в России появилось ипотечное страхование. Отчасти благодаря этому вновь вернулись кредиты с более низким первоначальным взносом. Однако пока влияние этого вида страхования на рынок незначительно
Кризис очистил рынок инвестиций в произведения искусства от спекулянтов современными работами и заставил обратиться к вечным ценностям. Темпы восстановления рынка весной 2010 года удивили даже аукционеров. При этом у отечественных арт-инвесторов появляется все больше инструментов.
С января 2009 года банки и страховые компании развернули настоящую PR-кампанию по популяризации тезиса: в докризисные времена малый бизнес экономил на страховании, теперь же начал страховать все, без чего бизнес невозможен. Такие заявления преувеличены. Однако — и вправду страхуют
При работе с персональным менеджером корпоративные клиенты банка рассчитывают на индивидуальный сервис. Практики развитых стандартов персонального обслуживания клиентов в России нет. Вместо квалифицированного прикрепленного менеджера клиенты рискуют обрести «персонального» операциониста. При этом для банков штат персональных менеджеров — это один из дополнительных каналов продаж своих продуктов
Каждый заемщик стремится отдать банку в качестве залога нечто не самое важное для своего бизнеса. Каждый банк хочет получить в качестве залога ликвидный актив. Залог оборудования оправдывает ожидания обеих сторон.
Объемы обучения банковских специалистов упадут в 2009 году в два раза. При этом объем программ и их качественная организация не претерпели изменений. Мотивация «потому что престижно» при выборе программ обучения сменилась на «потому что надо».
Борьба банков с просрочкой нацелена порой не столько на снижение уровня плохих долгов, сколько на выбивание будущей госпомощи. Нагнетание проблем и страхов — прекрасный метод добиться докапитализации и послаблений в нормативной базе. Ведь если не пугать Центробанк и правительство второй волной, то власти сочтут, что банки справятся с плохими долгами за счет собственного «финансового результата». То есть за счет прибыли.
Банки активизировали пропаганду своих услуг для малого и среднего бизнеса (МСБ). Но реальное кредитование МСБ ведут лишь немногие и весьма выборочно. Такая активность «на показ» объясняется тем, что банки ждут государственных денег для малого бизнеса. Для средних и региональных банков это может оказаться единственным способом получить дешевые государственные ресурсы.
В результате кризиса розничный бизнес банков и страховых компаний сокращается. Поэтому корпорации стали наиболее «сладким» клиентом для банкиров и страховщиков. В то же время у самих корпораций жизнь не сладкая. Они экономят на всем, и на страховании — не в последнюю очередь. В результате меняется как страховая политика предприятий, так и ценовая и продуктовая политика страховщиков.
На рынке еще остались банки, готовые выдавать кредиты под залог товаров в обороте на выгодных для себя условиях. Нельзя сказать, что эти банки не знают отбоя от клиентов. Но тем попросту некуда деваться: товары в обороте для многих компаний, особенно в сфере малого бизнеса, — последний актив, более-менее пригодный для залога. А значит, для получения кредитных ресурсов.
Лизингодатели жалуются: когда денег было много, лизинговые компании представлялись для банков дополнительным каналом продаж и просто выгодными партнерами. Теперь же некоторые банки стали относиться к лизинговым компаниям, как к барьеру между ними и клиентом. Барьеру, без которого можно обойтись.
Крепко задолжавшие индейцы майя оставляли в залог свое имя. До момента погашения долга заемщик поступал в услужение кредитору, выполнял любую тяжелую работу и мог откликаться только на обращение «Эй, ты!» Даже с учетом ужесточения требований к обеспечению кредита, нынешние банки поступают с заемщиками куда гуманнее. А те порой предлагают банкам в залог совершенно неожиданные вещи. Банкиры рассказали «БО2b» истории про необычные залоги.
Банки осторожничают в выборе залога. При этом банкиры четко разделились на две группы. Одни судят только по стоимости и ликвидности залога, тогда можно взять в обеспечение что угодно, лишь бы банк был знаком с этим видом актива. Другие оценивают, насколько залог труден в реализации и ценен для заемщика, а уж потом — стоимость. Второй подход позволяет работать с новыми видами залогов.