Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Фейк-наступление: как распознать дезинформацию и не попасть под ее влияние?
23.03.2022 FinCorpFinSecurityАналитика

Фейк-наступление: как распознать дезинформацию и не попасть под ее влияние?

Последние несколько недель пространство соцсетей, а потом и некоторые СМИ потрясали шокирующие новости: хакеры угрожали вывести деньги со счетов россиян, а неизвестные источники сообщали о заморозке вкладов, повышении кредитных ставок по действующим кредитам и отсутствии денег в банкоматах. Как крупнейший российский банк противостоял фейкам, а также какие правила распознавания дезинформации стоит использовать при чтении новостей, «Б.О» рассказал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов


Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка

Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка

— Станислав Константинович, почему в последние недели активизировались авторы фейков?

— Есть такое устойчивое выражение: «Ловить рыбу в мутной воде», этим и занимались авторы фейков. С 24 февраля ситуация и в геополитическом пространстве, и на российском финансовом рынке, мягко говоря, была очень волатильной и напряженной. Люди нервничали, были эмоционально взвинчены. И цель фейков заключалась в том, чтобы посеять в людях панику, заставить их принимать необдуманные решения и расшатать финансовую систему. Информационные атаки провоцировали очереди в офисах банков, клиенты снова шли к банкоматам, но это длилось недолго. Мы по всем клиентским каналам оперативно донесли информацию о безопасности средств и возможности получить их в любом отделении Сбера, организовали в выходные дни 26-27 февраля работу офисов по графику будней. Люди нам поверили. В итоге волна быстро сошла на нет, и до сих пор мы не наблюдаем ажиотажа.

— Какие были самые распространенные фейки?

— Конечно, про невозможность получить деньги. Деньги — это важная ценность для людей, и никто их не хочет потерять. Поэтому появлялись сообщения о заморозке вкладов, невозможности снять наличность в банкоматах, краже данных банковских карт на популярных маркетплейсах и взломах банковских систем, после которых деньги на счетах россиян исчезнут. Конечно, даже при первичном анализе этой информации вскрывался факт ее недостоверности.

— Как обычному человеку определить: новость фейковая или нет?

— Иногда даже профессиональные журналисты попадают в ловушку дезинформаторов, и нам приходится давать им опровержения. Однако если у сотрудников СМИ есть возможность запросить комментарий у официальных источников и узнать мнение другой стороны, то у простого читателя этого инструмента фактчекинга нет. Поэтому нужно руководствоваться общими правилами: обращать внимание на эмоциональность заголовков и текста; на то, кто сообщает о проблемах и насколько этому источнику можно доверять; на то, реалистична картинка или она сделана при помощи специальных приложений по обработке фото; на то, есть ли заявления участника конфликтной ситуации или обвинения общие.

Нужно руководствоваться общими правилами: обращать внимание на эмоциональность заголовков и текста; на то, кто сообщает о проблемах и насколько этому источнику можно доверять

Важно также отметить, что создатели фейков часто эксплуатируют массовые страхи или пытаются мимикрировать под правду. Яркий пример — начало пандемии: весной 2020 года люди не выходили из дома, автомобильный трафик снизился, и тогда, в первую волну пандемии, широко тиражировалась новость о том, что якобы из-за улучшения экологии в Венецию вернулись дельфины. Сегодня это является уже мемом, а тогда новость выглядела логичной, и многие в нее поверили. Также и сейчас — старшее поколение помнит разрушение всей экономической системы в начале 1990-х годов, эти страхи и эксплуатируют создатели фейков.

— Как противостоять фейкам?

— В первую очередь необходимо опираться на критическое мышление: не принимать все написанное в соцсетях и СМИ за чистую монету и не принимать на веру изложенные в этих текстах факты. Обращать внимание на эмоциональность высказываний и самого сообщения. Также стоит задуматься о том, какую цель преследует автор и к каким действиям он призывает читателей статьи, насколько в ней авторитетные источники информации или все же ими выступают неизвестные знакомые, соседка или таинственный клиент. Всегда важно, чтобы в тексте, который содержит негатив по отношению к какой-либо компании или человеку, содержалось мнение этой стороны. Иначе ценность этой новости нулевая.







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ