Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Современные информационно-телекоммуникационные технологии оптимизируют работу банка, но внедрять их следует рационально, тщательно взвешивая расходы и потенциальную выгоду. О том, какие решения наиболее эффективно сработали в банковской практике, рассказали опрошенные «БО» эксперты.
— Оптимизация затрат за счет применения новых решений возможна как прямая, путем непосредственного снижения стоимости использования информационных ресурсов за счет применения современных решений, так и косвенная — за счет увеличения эффективности работы пользователей, оптимизации процессов обмена информацией, повышения оперативности изменений.
Из примеров решений, позволивших оптимизировать затраты, можно привести переход на IP-телефонию. Этот шаг помог значительно снизить наши расходы за счет удешевления телефонного трафика, упрощения эксплуатации, снижения стоимости.
Внедрение единой шины интеграции систем, связавшей в единую платформу более 40 систем банка, позволило в разы снизить стоимость реализации изменений, исключив необходимость применения каждого изменения в каждой из систем отдельно. На базе специального программного обеспечения было развернуто несколько десятков виртуальных серверов, обеспечивающих работу систем, обслуживающих различные банковские продукты. Благодаря этому затраты на оборудование и программное обеспечение заметно уменьшились.
Результатом внедрения видеоконференцсвязи является значительное снижение командировочных и временных затрат для сотрудников из регионов, повышение продуктивности работы за счет возможности интерактивного общения. Проведение совещаний, обучения, интервьюирования и другие мероприятия, требующие присутствия сотрудников, теперь могут проводиться по средствам видеоконференцсвязи.
— Хочу остановиться на решениях, которые позволяют не только снизить затраты на телекоммуникационную инфраструктуру, но и серьезно повысить ее качество.
Во-первых, это IP-телефония, конвергенция голосовых технологий и технологий передачи данных. На рынке появился целый класс операторов, которые предоставляют услуги по междугородней и международной связи с использованием подключений по IP-протоколу. Применение в корпоративной сети передачи голоса услуг таких провайдеров способно сократить затраты на дальнюю связь вдвое, сократив при этом время дозвона.
Во-вторых, это услуги по комплексному аудиту территориально распределенных сетей заказчиков — их сейчас предлагает большинство крупных провайдеров. Оптимизация проводится для уменьшения общей стоимости владения при сохранении или улучшении характеристик сети. Конечно, в результате такой оптимизации доля каналов, предоставляемых соответствующим провайдером, увеличивается, но при грамотно составленном техническом задании удается достичь существенной экономии и не попасть в зависимость от единственного поставщика.
Кроме того, сейчас бурно развиваются беспроводные технологии передачи данных. Появилось сразу несколько крупных поставщиков сетей третьего и четвертого поколений. Сети второго поколения имеют весьма большую зону покрытия. В 2010 году некоторые производители сетевого оборудования выпустили устройства, позволяющие повысить надежность беспроводного соединения за счет подключения сразу к нескольким беспроводным сетям 2G/3G. Все это позволяет всерьез рассматривать беспроводные технологии как экономичную альтернативу наземным каналам.
Происходит внедрение технологий передачи корпоративных данных через Интернет. В условиях серьезного улучшения обстановки с качеством интернет-каналов на территории России и невысокой их ценой снова все популярнее становится организация IP VPN-каналов через публичную сеть Интернет. В основном банковские специалисты рассматривают такие каналы в качестве резервных для основных каналов, построенных по технологии MPLS IP VPN. Такие решения позволяют сэкономить до 40% бюджета на объединение офисов.
И последнее решение, о котором я хотел бы упомянуть, — это оптимизация передачи прикладного трафика. Ведущие производители устройств оптимизации довели свои продукты до весьма высокого уровня надежности и производительности. Они позволяют сократить объем реально передаваемых данных более чем в три раза, а задержку в канале — в десятки раз. Применение таких систем позволяет не только сокращать затраты на оплату трафика в каналах между филиалами банка, но и повышать качество работы приложений.
Все описанные решения просты по сути, хотя и масштабны. Применение таких мер в комплексе может заметно сократить затраты банка на телекоммуникационную составляющую его IT-инфраструктуры, при этом сделав ее более технологичной и адаптивной.
— В существующей экономической ситуации банки заинтересованы в услугах, позволяющих экономить. Managed Services — это новый вид сервиса, позволяющий финансовым организациям существенно оптимизировать свои расходы на ИКТ-инфраструктуру.
Концепция Managed Service предусматривает делегирование оператору управления всем процессом оказания услуг связи, включая управление оборудованием. Это ведет к снижению общей стоимости решения для клиента, так как нет дополнительных расходов на оборудование и специалистов.
Пример такого решения — Smart IVR для организации автоматизированной обработки звонков, с ее помощью можно проводить, например, автоматический обзвон базы должников.
Другой пример — решение Dual Wireless Access, в рамках которого оператор обеспечивает связь банкомата с центральным офисом с помощью GPRS-модема с двумя SIM-картами, при этом, конечно, задача управления оборудованием полностью лежит на Orange.
— Внедрение новых IT-решений в банках направлено на оптимизацию бизнес-процессов, то есть снижение трудозатрат на операцию, либо на минимизацию рисков, потенциальных потерь, связанных с проведением операции. Новые программы облегчат составление отчетности за счет уменьшения ручного труда по обработке информации, повысят эффективность управления через снижение затрат на анализ информации и принятие решений.
Современные телекоммуникационные технологии вообще уменьшают затраты на обмен информацией: ВКС и телефонные конференции помогают сократить количество командировок и поездок между офисами. Специализированные решения и технологии (интеграционные шины, системы мониторинга, системы внутренней автоматизации IT), которые позволяют упростить или упорядочить информационную и системную архитектуру банка, снизить затраты на эксплуатацию банковской инфраструктуры.
Внедрение некоторых систем дает очевидные финансовые выгоды, по другим требуется просчитывать и соотносить стоимость владения с предполагаемой экономией. При этом приходится признать, что не каждая идея после пристального рассмотрения оказывается выгодной. Иногда дешевле оставить ручное выполнение операций, чем заниматься автоматизацией, хотя в XXI веке ожидания и амбиции автоматизировать все подряд высоки. Среди тех идей, которые все же сулят выгоду в финансовом плане, приходится выбирать приоритетные, дающие максимальную отдачу, с учетом ограниченности ресурсов организации на внедрение изменений. В рамках нашего департамента порядка 60–70% людских ресурсов тратится в первую очередь на поддержку существующих процессов и эксплуатацию существующих систем и 30–40% — на внедрение изменений. При этом стоит учесть, что IT в банке — это одно из наиболее ориентированных на изменения подразделений. А ведь помимо снижения и оптимизации затрат есть конкурирующее направление деятельности — инвестиции в развитие бизнеса, то есть затраты, которые должны будут окупиться дополнительными доходами. Оптимальное направление для развития информационных и коммуникационных технологий каждая организация находит для себя сама — главное, чтобы решения основывались на холодном расчете, а не на сиюминутных эмоциях или IT-моде.
— Банковским специалистам важно вовремя отслеживать технологические новинки и новые возможности, которые предлагает рынок, и использовать их. Мы все время совершенствуем свои подходы к автоматизации бизнес-процессов. Так, например, недавно в нашем банке полностью был автоматизирован процесс по приему инкассаторских сумок и пересчету денежной наличности при инкассации, что позволило существенно уменьшить расходы банка за счет сокращения затрат на персонал и аренду дополнительных площадей для размещения дополнительных рабочих мест.
Могу привести пример по оптимизации расходов на связь. Раньше для подключения дополнительных офисов к центру обработки данных мы организовывали один канал «точка-точка» через сеть оператора связи. Это было довольно дорого. Теперь у нас появилась возможность использовать подключение через интернет-каналы. Мы осуществляем сразу два подключения через разных операторов по специальным тарифам, что значительно дешевле. При этом повышается отказоустойчивость: при выходе из строя одного канала работает второй; кроме того, скорость передачи данных через эти каналы выше. Безопасность такого вида связи на довольно высоком уровне, так как применяются современные алгоритмы шифрования.
— Самый веский аргумент в пользу того или иного продукта — на практике доказанная его эффективность и востребованность. Поэтому приведу несколько примеров. Нам предстояло в кратчайшие сроки подключить ко всем корпоративным IT-сервисам банка пользователей его нового территориального управления. Необходимо было интегрировать ее с «центром», обеспечить безопасность и отказоустойчивость и оптимизировать затраты на техподдержку. Серверная виртуализация и виртуализация рабочих мест помогла настолько быстро и эффективно наладить работу подразделения, что банк принял решение строить IT-инфраструктуры других новых подразделений таким же образом.
В одном из крупнейших российских банков мы выполнили пилотное внедрение комплекса IP Forum — нашего собственного продукта для проведения селекторных совещаний в IP-среде. После двух месяцев ежедневного использования системы банк принял решение о внедрении комплекса в других подразделениях.
— Мы применили современное информационно-телекоммуникационное решение для улучшения работы с персоналом. Не секрет, что грамотная система мотивации и проведение мероприятий, направленных на профессиональное развитие сотрудников, позволяют развивать этот ключевой актив банка.
Необходимость постоянной работы с регионами обусловила изменение технологий кадровой работы. Нам потребовалось провести обучение сотрудников во вновь открывшихся офисах, а также в рамках проекта по интеграции ОТП Банка и Донского народного банка. Всего в 2009 году 7,3 тысяч сотрудников прошли обучение как в офисах банка, так и дистанционно. Благодаря системе дистанционного обучения «Прометей» пройти различные курсы на местах, не выезжая в головной офис, смогли более 5 тысяч сотрудников. Мы избежали дополнительных расходов, связанных с командировками.
— У отделов, отвечающих за ИКТ-решения, основные задачи заключаются в четырех основных моментах. Нужно, во-первых, обеспечить максимально быстрое оформление приходных/расходных документов по сделкам и операциям (быстрота работы фронт-офиса). Во-вторых, требуется привести полученную информацию в соответствие с требованиями аналитиков, как правило, это аналитические таблицы и отчеты бэк-офиса. В-третьих, необходимо минимизировать затраты на поддержание информационной системы в рабочем состоянии. И последнее по списку, но не по важности — специалисты выбирают пути развития инфраструктуры и технологий, составляющих основу информационной системы.
Чем быстрее работает фронт-офис, тем больше операций совершается — тем больше выручка. Чем разнообразнее и полнее агрегированная информация для аналитиков, тем меньше рисков. Чем меньше затраты на информационную систему, тем меньше издержки. От используемых технологий в информационной системе зависит ее гибкость и, соответственно, время и затраты организации, а также умение быстро реагировать на внешние изменения.
Мне кажется, что выбор ИКТ — главный стратегический выбор после определения сферы деятельности и бизнес-модели организации. От ИКТ зависит, сколько человек будут выполнять технологическую карту, сколько времени на это потребуется, какое пространство банк вынужден задействовать и на какое территориальное покрытие способен. Экономия на стадии выбора ИКТ всегда оборачивается кратными затратами впоследствии. В то же время, если IT-специалисты размахнутся слишком сильно, банк рискует впустую потратить ресурсы. Я бы сравнил правильный выбор ИКТ с тропинкой, ведущей вверх по склону. Сделал правильный выбор — занимаешься делом. Промахнулся — пустые хлопоты.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило обзор тенденций, проблем и их решений в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и развития городов по итогам анализа экспозиции «ЭКСПО-2010».
Рост городов сопровождается усилением таких угроз, как транспортный коллапс, экологические катастрофы, преступность, проблема толерантности в обществе, дороговизна и плохая доступность жизненно важных ресурсов. Информационные и коммуникационные технологии — это один из самых эффективных рычагов для решения городских проблем. Эксперты выделили ИКТ-тенденции, которые изменят облик города.
В России налицо неравномерность развития интернет-услуг в частном и государственном секторах: если интернет-банкинг и интернет-магазины уже приобрели немалую популярность у населения, то общение граждан и бизнеса с органами государственной власти и муниципалитетами преимущественно происходит по старым, забюрократизированным схемам. Удаленный доступ к госуслугам даст возможность присоединиться к ним жителям всех регионов, повысит качество услуг, разгрузит городской транспорт и сэкономит средства госбюджетов. «Умная» инфраструктура повысит качество городской среды в части улучшения ситуации на дорогах и уменьшит потери электроэнергии на 25%.
Беспроводные коммуникационные технологии обеспечат равный доступ граждан к достижениям цивилизации.
В России, стране с крайне низкой плотностью населения, беспроводные технологии доступа — единственная возможность сделать Интернет повсеместно доступным и соблюсти принцип равенства.
В то же время есть и угрозы, тормозящие развитие технологии. Производители ИКТ намеренно делают софт и «железо» несовместимыми с продукцией конкурентов. Правообладатели диктуют правила поведения пользователям, которые становятся заложниками разработчиков ИКТ. ИКТ-отрасль намеренно не производит продукт, рассчитанный на длительное пользование. Неоправданное изобилие разных ИКТ усугубляет проблему информационной безопасности (риск потери данных, утечки, паралич работ при сбоях).
Специалисты считают нужным добиваться на международном уровне обязательного раскрытия исходных кодов ПО, поставляемого городским хозяйствам и на общественные нужды. Стандарты по ИКТ для решения городских проблем необходимо обновлять каждые пять–семь лет. По мнению экспертов, в России местные власти обязаны раскрывать информацию о реализованных проектах в ИКТ и активно устранять цифровое неравенство. Кроме того, нужно запретить принятие генпланов развития городов и территорий, не соответствующих общепринятым стандартам ИКТ для управления городскими хозяйствами.