Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
С начала 2019 года количество розничных инвесторов на российском фондовом рынке увеличилось на 84,7% (!). По статистике Банка России, брокерские счета открыты у3,386 тыс. частных клиентов. Основная масса этого роста, невообразимого для других секторов финуслуг, пришлась на банки — сейчас на них приходится 68% всех открытых счетов физлиц.
На фоне снижения процентных ставок локальные инвесторы ищут альтернативные источники вложений с более высокой доходностью, отмечается в опубликованном регулятором документе «Обзор рисков финансовых рынков». С начала года новые облигации федерального займа ОФЗ-н, рублевые банковские облигации, а также продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) обеспечили 31% прироста рублевых накоплений граждан, совокупная сумма которых составила 1162 млрд рублей.
Впрочем, накопленный объем вложений в альтернативные депозитам инструменты остается незначительными, говорят аналитики ЦБ, так сумма сбережений в банковских облигациях и ИСЖ составляет скромные 2,6% суммы вкладов. Также упоминается, что помимо снижения ставок определенную роль в привлечении инвесторов на фондовый рынок сыграли меры государственного стимулирования — налоговые льготы по индивидуальным инвестиционным счетам, повышение финансовой доступности услуг и финансовой грамотности населения.
Диджитализация, несомненно, тоже стала мощным рычагом в развитии инвестиционных сервисов. Подтверждение тому — пресс-релиз ВТБ, одного из лидеров рынка, с начала года удвоившего свою клиентскую базу (до 783,5 тыс. брокерских счетов). В третьем квартале подавляющее большинство всех открытых брокерских счетов, более 97%, пришлось на цифровые каналы — «ВТБ Мои Инвестиции» и «ВТБ Онлайн».
С начала 2019 года количество розничных инвесторов на российском фондовом рынке увеличилось на 84,7%
Неудивительно, что именно банки — технологические лидеры (Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф») смогли воспользоваться открывшимися рыночными возможностями. Брокерский бизнес изначально, со времени его зарождения в России без малого 30 лет назад, был чрезвычайно технологичным. Специфика операций на фондовом рынке диктовала серьезные требования к быстродействию, безопасности и надежности, пользовательскому инструментарию IT-решений. В нынешней digital-пятилетке ситуация значительно усложнилась, участникам рынка приходится реагировать на новые вызовы в части реинжиниринга инфраструктуры, информационной безопасности, современных пользовательских интерфейсов и дополнительных сервисов.
Буквально за последние два года стали остроактуальными не только мобильные приложения, но и робоэдвайзинг, медийные продукты — обучающие курсы, тематические онлайн-издания, соцсети, сторис. Избалованность потребителей цифровыми сервисами, их возросшие ожидания к клиентскому сервису также требуют постоянных улучшений и соответственно вложений в технологии. Потенциал вовлечения клиентов, уже открывших брокерский счет, не меньше, чем потенциал привлечения новых пользователей. Только 12,6% клиентов на брокерском обслуживании являются активными, говорится в материалах Центробанка. То есть фактически 3 млн клиентов — это пока лишь резерв развития инвестиционных сервисов, который еще предстоит раскрыть участникам рынка. Стало быть, значение маркетинговых технологий в самом широком спектре — от обучения клиентов до персонализированных realtime-коммуникаций — ничуть не меньше, чем значение технологий, предназначенных непосредственно для торговли на фондовом рынке.
Из-за ограниченности бюджетов, ресурсов, компетенций лишь часть банков внедрила цифровые инициативы, произведя в целом незначительные обновления своей инфраструктуры по взаимодействию с клиентами. Для всех без исключения банков наступает этап перехода от периферийной цифровизации к истинным цифровым преобразованиям: переосмысленной целостной клиентской цепочке ценностей для более значительной роли экосистемы, взаимодействиям, основанным на аналитической информации, и глобальной автоматизации
Оценка стоимости Robinhood, самого успешного в мире InvestTech-стартапа, достигла 7,6 млрд долларов. В ходе очередного раунда финансирования, проведенного венчурным фондом DST Global Юрия Мильнера, компания привлекла 323 млн долларов. Могут ли рассчитывать на подобный успех российские последователи Robinhood?
Об истории российских цифровых кредитных сервисов для МСБ, их преимуществах для небольших магазинов, кофеен и медицинских клиник, а также о перспективах их развития «Б.О» рассказала Елена Будник, CEO и идейный вдохновитель финтех-платформы «Папа Финанс»