Банковское обозрение

Финансовая сфера

12.11.2019 Аналитика
Как из вкладчика сделать инвестора

Снижение ставок по депозитам, налоговые льготы по ИИС и потенциал digital-технологий — компоненты, благодаря которым стал возможен колоссальный рост розничного брокерского бизнеса


Данил Поминов
Обозреватель
Банковское обозрение

С начала 2019 года количество розничных инвесторов на российском фондовом рынке увеличилось на 84,7% (!). По статистике Банка России, брокерские счета открыты у3,386 тыс. частных клиентов. Основная масса этого роста, невообразимого для других секторов финуслуг, пришлась на банки — сейчас на них приходится 68% всех открытых счетов физлиц.

На фоне снижения процентных ставок локальные инвесторы ищут альтернативные источники вложений с более высокой доходностью, отмечается в опубликованном регулятором документе «Обзор рисков финансовых рынков». С начала года новые облигации федерального займа ОФЗ-н, рублевые банковские облигации, а также продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) обеспечили 31% прироста рублевых накоплений граждан, совокупная сумма которых составила 1162 млрд рублей.

Впрочем, накопленный объем вложений в альтернативные депозитам инструменты остается незначительными, говорят аналитики ЦБ, так сумма сбережений в банковских облигациях и ИСЖ составляет скромные 2,6% суммы вкладов. Также упоминается, что помимо снижения ставок определенную роль в привлечении инвесторов на фондовый рынок сыграли меры государственного стимулирования — налоговые льготы по индивидуальным инвестиционным счетам, повышение финансовой доступности услуг и финансовой грамотности населения.

Диджитализация, несомненно, тоже стала мощным рычагом в развитии инвестиционных сервисов. Подтверждение тому — пресс-релиз ВТБ, одного из лидеров рынка, с начала года удвоившего свою клиентскую базу (до 783,5 тыс. брокерских счетов). В третьем квартале подавляющее большинство всех открытых брокерских счетов, более 97%, пришлось на цифровые каналы — «ВТБ Мои Инвестиции» и «ВТБ Онлайн».

С начала 2019 года количество розничных инвесторов на российском фондовом рынке увеличилось на 84,7%

Неудивительно, что именно банки — технологические лидеры (Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф») смогли воспользоваться открывшимися рыночными возможностями. Брокерский бизнес изначально, со времени его зарождения в России без малого 30 лет назад, был чрезвычайно технологичным. Специфика операций на фондовом рынке диктовала серьезные требования к быстродействию, безопасности и надежности, пользовательскому инструментарию IT-решений. В нынешней digital-пятилетке ситуация значительно усложнилась, участникам рынка приходится реагировать на новые вызовы в части реинжиниринга инфраструктуры, информационной безопасности, современных пользовательских интерфейсов и дополнительных сервисов.

Буквально за последние два года стали остроактуальными не только мобильные приложения, но и робоэдвайзинг, медийные продукты — обучающие курсы, тематические онлайн-издания, соцсети, сторис. Избалованность потребителей цифровыми сервисами, их возросшие ожидания к клиентскому сервису также требуют постоянных улучшений и соответственно вложений в технологии. Потенциал вовлечения клиентов, уже открывших брокерский счет, не меньше, чем потенциал привлечения новых пользователей. Только 12,6% клиентов на брокерском обслуживании являются активными, говорится в материалах Центробанка. То есть фактически 3 млн клиентов — это пока лишь резерв развития инвестиционных сервисов, который еще предстоит раскрыть участникам рынка. Стало быть, значение маркетинговых технологий в самом широком спектре — от обучения клиентов до персонализированных realtime-коммуникаций — ничуть не меньше, чем значение технологий, предназначенных непосредственно для торговли на фондовом рынке.

Приглашаем обсудить перспективы инвестиционных сервисов для физических лиц, оптимистические и пессимистические сценарии на практической конференции InvestTech 2019, которую во второй раз проведет «Б.О» 13 ноября этого года.




Читайте также