Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
С начала 2019 года количество розничных инвесторов на российском фондовом рынке увеличилось на 84,7% (!). По статистике Банка России, брокерские счета открыты у3,386 тыс. частных клиентов. Основная масса этого роста, невообразимого для других секторов финуслуг, пришлась на банки — сейчас на них приходится 68% всех открытых счетов физлиц.
На фоне снижения процентных ставок локальные инвесторы ищут альтернативные источники вложений с более высокой доходностью, отмечается в опубликованном регулятором документе «Обзор рисков финансовых рынков». С начала года новые облигации федерального займа ОФЗ-н, рублевые банковские облигации, а также продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) обеспечили 31% прироста рублевых накоплений граждан, совокупная сумма которых составила 1162 млрд рублей.
Впрочем, накопленный объем вложений в альтернативные депозитам инструменты остается незначительными, говорят аналитики ЦБ, так сумма сбережений в банковских облигациях и ИСЖ составляет скромные 2,6% суммы вкладов. Также упоминается, что помимо снижения ставок определенную роль в привлечении инвесторов на фондовый рынок сыграли меры государственного стимулирования — налоговые льготы по индивидуальным инвестиционным счетам, повышение финансовой доступности услуг и финансовой грамотности населения.
Диджитализация, несомненно, тоже стала мощным рычагом в развитии инвестиционных сервисов. Подтверждение тому — пресс-релиз ВТБ, одного из лидеров рынка, с начала года удвоившего свою клиентскую базу (до 783,5 тыс. брокерских счетов). В третьем квартале подавляющее большинство всех открытых брокерских счетов, более 97%, пришлось на цифровые каналы — «ВТБ Мои Инвестиции» и «ВТБ Онлайн».
С начала 2019 года количество розничных инвесторов на российском фондовом рынке увеличилось на 84,7%
Неудивительно, что именно банки — технологические лидеры (Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф») смогли воспользоваться открывшимися рыночными возможностями. Брокерский бизнес изначально, со времени его зарождения в России без малого 30 лет назад, был чрезвычайно технологичным. Специфика операций на фондовом рынке диктовала серьезные требования к быстродействию, безопасности и надежности, пользовательскому инструментарию IT-решений. В нынешней digital-пятилетке ситуация значительно усложнилась, участникам рынка приходится реагировать на новые вызовы в части реинжиниринга инфраструктуры, информационной безопасности, современных пользовательских интерфейсов и дополнительных сервисов.
Буквально за последние два года стали остроактуальными не только мобильные приложения, но и робоэдвайзинг, медийные продукты — обучающие курсы, тематические онлайн-издания, соцсети, сторис. Избалованность потребителей цифровыми сервисами, их возросшие ожидания к клиентскому сервису также требуют постоянных улучшений и соответственно вложений в технологии. Потенциал вовлечения клиентов, уже открывших брокерский счет, не меньше, чем потенциал привлечения новых пользователей. Только 12,6% клиентов на брокерском обслуживании являются активными, говорится в материалах Центробанка. То есть фактически 3 млн клиентов — это пока лишь резерв развития инвестиционных сервисов, который еще предстоит раскрыть участникам рынка. Стало быть, значение маркетинговых технологий в самом широком спектре — от обучения клиентов до персонализированных realtime-коммуникаций — ничуть не меньше, чем значение технологий, предназначенных непосредственно для торговли на фондовом рынке.
Оценка стоимости Robinhood, самого успешного в мире InvestTech-стартапа, достигла 7,6 млрд долларов. В ходе очередного раунда финансирования, проведенного венчурным фондом DST Global Юрия Мильнера, компания привлекла 323 млн долларов. Могут ли рассчитывать на подобный успех российские последователи Robinhood?
Из-за ограниченности бюджетов, ресурсов, компетенций лишь часть банков внедрила цифровые инициативы, произведя в целом незначительные обновления своей инфраструктуры по взаимодействию с клиентами. Для всех без исключения банков наступает этап перехода от периферийной цифровизации к истинным цифровым преобразованиям: переосмысленной целостной клиентской цепочке ценностей для более значительной роли экосистемы, взаимодействиям, основанным на аналитической информации, и глобальной автоматизации
Как банку усилить свои конкурентные позиции в enterprise-сегменте за счет создания специализированных сервисов и почему для этого нужны IT-компании новой формации, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора компании CUSTIS
Число известных утечек персональных данных в России и мире за последние пять лет имеет хоть и синхронную, но разнонаправленную динамику. Если не считать кризисный 2022 год, наибольшее их число произошло в 2019-м. Ситуацию и методы борьбы с утечками на очередном BIS Summit 21 сентября 2023 года обсудили представители регуляторов и законодательной власти
2023 год для финансового сектора выдался более спокойным, чем предыдущий. Тем не менее вызовы были и в этом году. Банк России принял решение об установлении макропруденциальных лимитов в отношении отдельных видов потребительских кредитов, а также повысил ключевую ставку. Эти события повлияли на правила игры для представителей банковской сферы. Спикеры форума «Стратегия розничного бизнеса 2023» 21 сентября поделились стратегиями и планами по ведению розничного банковского бизнеса в новых условиях