Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Как получить отдачу от обучения на MBA и не разочароваться
05.05.2017 Аналитика
Как получить отдачу от обучения на MBA и не разочароваться

Статья продолжает тему обучения и развития банковского персонала. В первой части1 были рассмотрены корпоративные программы управленческого развития, здесь же раскрываются особенности открытых программ в области управленческого образования, главным образом программ подготовки магистров делового администрирования (МBA)



Человеческий, а не финансовый капитал

Происходящая в банковской отрасли трансформация радикально меняет традиционные бизнес-модели финансовых организаций. Претерпевают изменения сами продукты, способы их создания и использования, скорость, механизмы взаимодействия, конкуренция, переосмысливаются границы отрасли и правила игры. Потенциал действия ключевых факторов влияния еще не реализован даже в какой-то значимой степени и не оценен в полной мере, но можно утверждать, что он огромен и приведет к фактическому разрушению существующего положения дел. Основы для такого прогноза просматриваются в эффектах от взаимопроникновения секторов финансов и технологий («финтех»), развития технологии блокчейн, машинного обучения и искусственного интеллекта. Отдельный, пока еще очень мало обсуждаемый тренд — возрастающая лояльность законодателей к использованию больших данных на новом уровне и в неслыханном раннее масштабе: тенденция разрешить торговать интернет-провайдерам персональными, а не обобщенными данными пользователей, обсуждаемая на уровне законодателей США, или европейская директива PSD2 — лишь некоторые тому примеры.

Наблюдаемые изменения являются источником вызовов для всех без исключения сотрудников финансовой отрасли — как на персональном уровне, так и на уровне управления людскими ресурсами банка. Угроза замены значительной части персонала технологическими решениями, меняющиеся и возрастающие требования к компетенциям остающихся работников, сильная внутренняя дифференциация, в рамках которой относительно небольшая группа профессиональной элиты значительно превосходит по перспективам и вознаграждению всех остальных, — все это создает поводы для внутреннего беспокойства, переоценки себя и своих достижений, попытки вновь «откалибровать» себя под рынок труда.

«Национальные особенности» лишь усиливают обозначенные выше проблемы: 140 тыс. человек, сокращенных в банковской отрасли за последние годы2, — это не только следствие проблем в экономике. Во многом это еще и отсутствие учета рыночных реалий и их динамики — на рынке, где одним игрокам нечего сберегать, а другим — некуда инвестировать, а потребление «в кредит» превысило все разумные пределы, места для традиционных банков остается все меньше, при этом модель банка будущего пока четких очертаний не получила.

Единственно возможным ответом на возникающие вызовы является необходимость создания новых конфигураций, используемых в бизнесе ресурсов. На сегодняшний день уже мало кто будет оспаривать тезис о том, что стратегическая роль человеческого и интеллектуального капитала в финансовой организации заключается в его определяющем вкладе в создание ценности и стоимости (или, к сожалению, к их разрушению, что случается намного чаще). Поддержание и преумножение интеллектуального капитала зависят от ряда факторов, среди которых одним из наиболее значимых является обучение в его различных формах. Традиционно повышение квалификации и развитие персонала посредством участия в долгосрочных образовательных программах, таких как программы MBA, считается наиболее эффективным решением — оно призвано давать всестороннее управленческое образование и системный взгляд на менеджмент, а также привносить «лучшие практики» в деятельность организации. С позиций же самих выпускников MBA-программ возрастает их ценность и конкурентоспособность на рынке труда, а соответственно и их возможности карьерного роста и финансовое вознаграждение. Всегда ли эти установки верны?

Как «устроены» MBA-программы

Программы подготовки магистров делового администрирования (MBA) насчитывают более чем вековую историю. Они появились в начале прошлого века в Соединенных Штатах Америки как средство поддержки внедрения методов научного управления, что должно было способствовать повышению эффективности управления в условиях индустриализации экономики.

В процессе прохождения обучения слушатели изучают обязательные дисциплины, охватывающие функциональные и аналитические управленческие компетенции, дисциплины специализации (например, финансы, маркетинг, отраслевой специализации и др.), а также курсы по выбору. «Стержнем» программы являются вопросы стратегии и лидерства, интегративы (кросс-дисциплинарные предметы), а также последовательное применение получаемых знаний и навыков в рамках прикладного исследовательского проекта, как правило, связанного с компанией, в которой работает слушатель. В результате ожидается, что выпускник будет обладать комплексным взглядом на управление организацией, понимать стратегический контекст, в котором она функционирует во всем многообразии взаимосвязей со внешней средой.

Важнейшими составляющими процесса обучения на MBA-программах являются возможность учиться на опыте своих коллег, активно взаимодействуя с ними в процессе работы над кейсами, во время групповых дискуссий и совместного решения сложных управленческих задач, а также возможность рефлексии и преломления содержания обучения сквозь призму собственного профессионального опыта и своей ситуации. Это одна из причин, почему классические MBA-программы задумывались как программы для участников, имеющих профессиональный опыт, проводимые full-time — с отрывом от работы и полным погружением в учебный процесс. Собственно, и сегодня эта тенденция сильна в бизнес-школах, входящих в мировые топ-рейтинги — кроме денег обучение требует существенных инвестиций времени.

MBA-программы: лекарство или плацебо?

Понадобилось 50 лет для распространения MBA-программ в Европе, а позднее — и в Азии. Рост спроса на бизнес-образование в трансформационных экономиках и глобализация деятельности в области образования в последние 20 лет привели к активному распространению МВА-программ по всему миру и развитию их альтернативных форматов, главным образом представляющих собой те или иные формы part-time-обучения: на сегодняшний день рынок полон модульных, заочных, очно-заочных, вечерних и даже онлайн- программ, что можно считать ответом индустрии бизнес-школ и факультетов подготовки управленческих кадров, которых в мире сегодня насчитывается более 15 тыс., на рост конкуренции в области предложения образовательных продуктов. Логика здесь проста — у огромной армии менеджеров на развивающихся рынках не всегда есть возможность, пусть даже временно, приостановить работу для получения образования, при этом необходимость в росте управленческих компетенций, как и конкуренция на рынке труда, огромны, соответственно part-time-программы задуманы как определенное решение этой проблемы. Именно такой тип программ преобладает на сегодняшний день и на российском рынке.

К сожалению, рост количества и форматов программ привел к их качественному изменению. Будучи изначально своего рода пропуском в клуб для бизнес-элиты, в настоящее время большая часть программ представляет собой курсы получения общих знаний о менеджменте и сопутствующих дисциплинах. Вы же не ожидаете от себя личностного роста, вдохновения и новых инновационных идей, участвуя после работы каждый вторник и четверг в вечерних посиделках за партами — артефактами классического советского вуза, слушая лекцию преподавателя, который видел эти парты еще новыми? Ведь надо еще и домой доехать, а утром — опять на работу… Но вы же не приходите «послушать преподавателя и узнать что-то новенькое» в школу с тройной аккредитацией3, где сами правила игры предполагают, что роль участников в совместном создании образовательного процесса не менее, а порой даже более значима, чем роль инструктора. Например, конкурс на обучение в Гарвардской школе бизнеса составляет около девяти человек на место, а прием заявлений на обучение в 2019 году уже закончился, скоро начнется прием документов в группы 2020 года. В то же время большинство отечественных программ будут рады зачислить вас в группу хоть накануне начала занятий, а в некоторых случаях и спустя несколько месяцев.

Коммодитизация бизнес-образования, тем не менее, не скорректировала ожидания большинства участников программ: наличие заветной корочки не гарантирует более ни карьерного роста, ни большей зарплаты. Более того, не считая несколько десятков топовых бизнес-школ, диплом MBA сам по себе не дает и явного конкурентного преимущества, скорее это минимальные требования к современному сотруднику, что может свидетельствовать о наличии минимального понимания существующих языков и диалектов бизнеса. Более важным, думаю, является как раз процесс обучения, а не задокументированный результат, при этом данный процесс не может и не должен ограничиваться рамками самой программы.

Как выбрать свою MBA программу

Принимая решение о получении степени MBA и выборе подходящей для себя программы, в первую очередь следует понять свои собственные цели и ожидания от этого долгосрочного проекта. Следует четко знать, что именно вы хотите получить в результате — по максимуму, как задумано «по классике» — личностный рост, развитие компетенций, качественно новый уровень общения, взгляд на многие вещи с абсолютно новых, ранее немыслимых позиций как следствие трансформации себя, или же, например, ваши цели более скромные — получить «корочку» и перекрыть ей диплом инженера или физика-ядерщика либо просто «поучиться на МВА». Это критически важно! Не бывает правильных или неправильных целей, бывает несоответствие фактических целей и возможностей бизнес-школы помочь вам в их реализации. После формулирования собственных целей (кстати, согласованы ли они с личной стратегией?) предстоит нелегкий и ответственный выбор конкретной программы и бизнес-школы. И, хотя исчерпывающего и универсального перечня советов не может быть, учет следующих трех принципов позволит получить максимум отдачи от любой программы:

• выход из зоны комфорта — на этапе выбора программы реализация этого принципа заключается главным образом в выборе местоположения школы. К счастью, маркетинговая уловка российских школ о большей локальной применимости знаний, полученных локально, звучит сегодня все реже. Новые ситуации, места, люди, контексты — это важнейшая и неотъемлемая часть обучения, и вряд ли выбор школы по принципу близости к дому или офису будет верным решением. Даже если учеба в другой стране не соответствует вашей текущей ситуации, почему бы не попробовать поискать программу в другом городе?

• творчество не терпит суеты — образование представляет собой творческий процесс, для которого нужно сознательно находить время. Вечернее обучение на программе MBA — наименее эффективно с этой точки зрения: сложно думать о творчестве в коротком промежутке между двумя рабочими днями, в котором еще нужно найти время на сон, семью и перемещения между домом, работой и бизнес-школой. Если full-time-программа — не для вас, то занятия по выходным однозначно выигрывают по сравнению с вечерними, а модульный формат с регулярным погружением в учебу на две-три недели выигрывает еще больше (если вы готовы жертвовать выходными или несколькими отпусками);

• проактивный подход и вовлеченность — вы получите от программы ровно столько, сколько сможете забрать, но вряд ли это можно сделать без усилий. Вовлеченность, общение и активное взаимодействие со всеми людьми, которых вы встречаете на программе, расширит ваши горизонты и поможет придать динамику процессу обучения — не только вашего, но и ваших коллег. Очень полезно избавиться от лекционного стереотипа как основной парадигмы образования. Лекции как средневековый односторонний метод передачи информации заметно уступают интерактивным формам обучения. На MBA-программах основными спикерами должны быть слушатели! Вам некомфортно? Отлично, скорее всего, вы на верном пути!

«Банковские» или универсальные программы?

Разговор о «специфике» той или иной отрасли зачастую аналогичен спору о соотношении теории и практики. Нет ничего практичнее, чем хорошая теория. В такой же степени верно и то, что принципы и законы управления бизнесом универсальны, а проблемы организаций — во многом общие. В банковской отрасли эта дискуссия интересна тем, что большая часть книг российских авторов по банковскому делу предваряется утверждением о «специфичности» отрасли, в то время как значительная часть иностранных публикаций исходит из того, что принципиально банк не сильно отличается от, например, ретейла или индустрии гостеприимства.

MBA-программы изначально задумывались как программы подготовки «менеджеров-дженералистов», управленцев и лидеров, а не функциональных специалистов. Различные специализации стали маркетинговой уловкой бизнес-школ, своего рода стратегией дифференциации. Конечно, в этом есть определенные плюсы для участников — больше возможностей для обсуждения проблем и ситуаций, общих для всех, возможность закрыть пробелы в дисциплинах специализации, больше шансов пообщаться с отраслевыми экспертами, так как специализированная программа является (или должна являться) центром отраслевой экспертизы. Обратная сторона медали — меньше возможностей именно для разнопланового опыта и общения. Именно новые перспективы и выход за рамки привычного позволяют открывать новые горизонты — а это как раз то, зачем следует идти в бизнес-школу.


1. https://bosfera.ru/bo/kak-povysit-otdachu-ot-obucheniya-bankovskih-topov
2. По данным Банковского института НИУ ВШЭ.
3. Наиболее авторитетные аккредитации MBA-программ в мире присуждаются следующими ассоциациями: AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) — Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (Тампа, Флорида), AMBA (The Association of MBAs) — Ассоциация MBA (Лондон), EQUIS (European Quality Improvement System) — Европейская система улучшения качества, учрежденная Европейским фондом развития менеджмента (European Foundation for Management Development) в Брюсселе. Признание всеми тремя аккредитациями дает бизнес-школе «тройную корону» — символ престижа и соответствия общепринятым практикам и стандартам.



Сейчас на главной