Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Как правильно, быстро и эффективно пройти путь цифровой трансформации
11.11.2021 FinTechАналитика

Как правильно, быстро и эффективно пройти путь цифровой трансформации

Цифровая трансформация требует новейших технологий, а значит, и очень серьезных инвестиций в их освоение. Можно ли провести ее успешно с меньшими на порядок вложениями? О том, как отвечает на эти вопросы компания «Диасофт», представители банковского сообщества узнали на мероприятии Diasoft Special Conf «В ритме цифровой трансформации»


Все больше отраслей экономики оказываются втянутыми в процессы цифровой трансформации. Финансовая сфера лидирует в мире и в России по проникновению цифровых технологий. Ситуации на рынке, неизбежности цифровой трансформации, ее проблемам и перспективам, необходимости использования современных технологий для разработки программных продуктов, соответствующих потребностям бизнеса, был посвящен public talk Оскара Хартманна и Александра Глазкова на открытии конференции.

Досье Б.О
  • Оскар Хартманн — серийный предприниматель, инвестор и филантроп, основатель более 10 компаний, капитализация которых превышает 5 млрд долларов. Среди них KupiVIP, CarPrice, Aktivo и shopping live. Член совета директоров Альфа-Банка. Ведет бизнес-канал на YouTube с аудиторией более 400 тыс. подписчиков.
  • Александр Глазков — лидер крупнейшего российского разработчика для финсектора и других отраслей экономики, в 1991 году вместе с компанией энтузиастов основал «Диасофт», управляющий директор «Диасофт», автор книги «Бизнес в условиях перемен».

Куда направлен вектор?

Несмотря на частое употребление термина «цифровая трансформация», руководителей компаний, понимающих, как возглавить этот процесс, пока еще очень мало, констатировал Оскар Хартманн. «Что означает цифровизация для финансовой сферы? Как топ-менеджерам банков оценить уровень проникновения цифровых технологий в их организациях?» — поинтересовался Оскар Хартманн у Александра Глазкова.

Александр Глазков ответил: «Перед всеми игроками рынка, и банками в том числе, стоят две главные задачи при переходе в цифру. Первая заключается в том, чтобы перевести продукты и услуги в цифровые каналы, по возможности отказавшись от большей части отделений, вторая — в извлечении максимальной пользы из доступных данных».

В целом, по уровню цифровизации российские кредитные организации превосходят зарубежные. За последние 10 лет в мире было создано 270 цифровых банков, из которых только 13 оказались прибыльными, и в их ряду — Тинькофф. «Наша финансовая сфера получила в цифровых каналах огромное количество клиентов и создала прибыльную бизнес-модель», — отметил Александр Глазков.

Для достижения бизнес-целей российские банки опираются на IT-решения таких разработчиков, как компания «Диасофт», роль вендоров невозможно переоценить. В этой связи Оскар Хартманн поинтересовался эволюцией продуктов «Диасофт» за ее 30-летнюю историю.

Оказалось, что, начав с автоматизации core-бизнеса кредитных организаций, компания постепенно двигалась в сторону цифровых продуктов. «Первые из них — кредитные конвейеры — мы начали внедрять в 2007-2008 годах, но тогда они были не очень востребованы», — констатировал Александр Глазков. По его словам, бум интереса к цифровизации начался позже, в 2015 году, а поскольку готовых решений для этих целей в то время не было, крупным банкам пришлось собирать команды разработчиков и все делать самим.

В условиях когда банки фактически стали конкурентами разработчиков, компании «Диасофт» нужно было осваивать новейшие технологии в проектах с банками-последователями, более заинтересованными в сотрудничестве с вендорами, чем банки-инноваторы. Для этого потребовалось учесть сразу несколько новых подходов к разработке программного обеспечения. Во-первых, изменилась архитектура банковских IT — над учетными системами стали возводиться надстройки для обслуживания клиентов в цифровых каналах, все заговорили о двухскоростной архитектуре (термин ввел Gartner). Во-вторых, появилась микросервисная архитектура, способная обеспечить непрерывность ведения бизнеса, высокую производительность и надежность IT-решений. В третьих, производственный процесс постепенно был переведен на событийно-ориентированный подход к разработке приложений.

Экосистема цифровой трансформации

Начиная с 2020 года компания «Диасофт» продвигает экосистему цифровой трансформации Digital Q, в которой есть исчерпывающий набор средств для построения эффективной производственной среды, полной автоматизации процессов производства программного обеспечения, разработки архитектурно правильных решений, а также использования готовых компонентов и low-code инструментов.

Представляя экосистему цифровой трансформации, Сергей Ломака, главный архитектор компании «Диасофт», отметил, что она включает в себя полный набор средств для повышения эффективности разработки программного обеспечения: производственные и технологические платформы, инфраструктурные и кросс-продуктовые компоненты.

Производственные платформы, в числе которых платформа управления командами, платформа поддержки DevOps-конвейера и другие, позволяют просто, организационно правильно и эффективно разрабатывать программные приложения за счет повсеместной автоматизации производственных процессов. 

Для быстрого создания правильных с точки зрения архитектуры IT-продуктов и их публикации в цифровых каналах служат технологические low-code платформы. Они включают в себя готовые шаблоны, компоненты и инструменты. В основе платформ — широко используемые Open Source компоненты.

В свою очередь, каждая платформа — это набор Packaged Business Capabilities (PBC). Этот термин Gartner можно перевести как «упакованные бизнес-возможности». По сути, PBC — это строительные блоки, из которых IT-специалисты могут строить свои приложения. Каждый PBC состоит из базы данных, микросервисов и нескольких интерфейсов, включая пользовательский.

Тему PBC раскрыл в своем выступлении Дмитрий Старов, директор департамента «Инструменты и технологии разработки» компании «Диасофт». Он обратил внимание участников конференции на различие PBC и микросервисов. Оно заключается в том, что у Packaged Business Capabilities есть API в виде событийной модели, а также пользовательский интерфейс. Собственно, благодаря этому бизнес-пользователь может самостоятельно применять PBC. Ключевое свойство PBC — ориентация на бизнес. PBC нужен для автоматизации конкретной бизнес-функции. Другое его свойство — компонуемость — достигается за счет использования API, событийной модели, описанных четких контрактов. PBC поддерживает омниканальность: бизнес-функция реализуется во всех каналах, где она интересна пользователям. Для быстрой разработки микросервисов и компоновки их в PBC служит технологическая платформа Digital Q.Archer, входящая в экосистему цифровой трансформации Digital Q. 

На Diasoft Special Conf «В ритме цифровой трансформации» были представлены и другие технологические и производственные платформы «Диасофт», входящие в состав экосистемы цифровой трансформации:

  • Digital Q.BPM — для перевода бизнес-процессов в цифру с использованием low-code инструментов, анализа и оптимизации их исполнения;
  • Digital Q.Palette — для быстрой и качественной разработки интерфейсов омниканальных приложений;
  • Digital Q.DevOps — для правильной организации процессов непрерывной доставки и развертывания программных продуктов;
  • Digital Q.Management — для эффективного и системного управления командами разработки;
  • Digital Q.Sensor — для извлечения практической пользы из получаемых данных и построения системы управления;
  • Digital Q.AIML — для простой и быстрой разработки «умных» бизнес-приложений с применением искусственного интеллекта и машинного обучения. В ходе панельных дискуссий состоялся оживленный обмен мнениями о способах решения задач цифровой трансформации и опыте практического использования платформ Digital Q. Эксперты «Диасофт» подробно ответили на многочисленные вопросы клиентов компании. 

Посмотреть остальные видео с мероприятия Diasoft Special Conf можно по ссылке.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ