Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Недостаточная емкость рынка и проблемы с перестрахованием, крупные резонансные страховые случаи, падение платежеспособного спроса и уход крупных игроков — эти факторы оказывали сильное давление на корпоративное страхование в России в последние годы. Прошел ли кризис, каков потенциал спроса и защищены ли крупные предприятия?
Итоги 2018 года на российском рынке корпоративного страхования оставляют желать лучшего. В отличие от розничных видов страхования, продемонстрировавших впечатляющих рост, объемы премий по страхованию юридических лиц росли гораздо более скромными темпами, а в ряде случаев даже снизились по сравнению с 2017 годом. Так, наибольшее падение сборов, по данным Банка России, было зафиксировано в сегменте страхования прочего имущества юридических лиц. Премии сократились на 7,8% — с 96 млрд рублей до 88,5 млрд. Свою роль сыграла и замена существовавшего механизма страхования гражданской ответственности застройщиков в пользу создания государственного компенсационного фонда долевого строительства. За счет этого премии по такому продукту, как страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, сократились за год на 2 млрд рублей.
При этом 2018 год запомнился несколькими крупными страховыми случаями, из-за чего значительно вырос объем выплат по страхованию прочего имущества юридических лиц. Можно отметить аварию на руднике «Мир» (около 10 млрд рублей выплат), пожар в ТЦ «Синдика» (около 4 млрд рублей), потерю спутника «Метеор-М» (около 2,6 млрд рублей) и спутника связи «Ангосат» (около 7,3 млрд рублей). За счет этих случаев темпы прироста выплат составили 34,8%, а их объем достиг 49,3 млрд рублей. В итоге на долю этого сегмента пришлось почти 10% совокупных выплат страховщиков. Добавим, что в этом году будет осуществлена выплата по аварии «Союз МС-10» (около 4,7 млрд рублей), которая произошла в ноябре 2018 года.
Чем объясняются такие слабые показатели рынка применительно к собираемым премиям? Прежде всего проблема в том, что корпоративное страхование в основном используют крупные компании, а сегмент малого и среднего бизнеса практически незаметен. При этом развитие корпоративного страхования идет через систему риск-менеджмента, через работу компаний с этими рисками после их анализа и оценки. Оговоримся, что речь не идет о ДМС — этот продукт, как правило, находится в зоне ответственности HR-департаментов, и как раз в ДМС рынок в прошлом году продемонстрировал прирост премий на 8,5%, в результате чего объем рынка достиг 151,8 млрд рублей. Отмечался рост спроса на медицинское страхование: по данным ЦБ, количество заключенных договоров выросло за год на 11,1%, достигнув 12,3 млн единиц. Однако доля рынка, приходящаяся на ДМС, практически не изменилась и составила 10,3%.
Существенная доля экономики, формировавшая спрос на корпоративное страхование, попала под санкции, что затруднило для нее возможность сотрудничества с международными страховыми брокерами
Что же касается страхования имущества юридических лиц и прочих сегментов корпоративного страхования, то, как уже отмечалось, оно фактически должно встраиваться в систему риск-менеджмента компаний. Это возможно двумя путями (которые могут комбинироваться). В компаниях есть отделы риск-менеджмента, которые и занимаются страхованием. Они могут либо самостоятельно организовать тендер, выбрав конкретного страховщика, либо работать через страховых брокеров. Сегодня значительная доля всего корпоративного страхования приходится как раз на долю страховых брокеров. Многие отечественные корпорации работают через крупнейшие международные брокерские компании, которые фактически предоставляют «страховую оболочку» для бизнеса в целом. То есть брокеры дают свои предложения по страховому покрытию, по покрытию рисков, формируя таким образом тренды корпоративного страхования.
Однако эта практика столкнулась с проблемами, вызванными международными санкциями в отношении России. Существенная доля экономики, формировавшая спрос на корпоративное страхование, попала под санкции, что затруднило для нее возможность сотрудничества с международными страховыми брокерами. Поэтому часть российских компаний переключилась на работу с российскими брокерами, другие занимаются страхованием самостоятельно. Но проблема в том, что на российском страховом рынке отсутствует необходимая емкость. Например, страхование крупного завода или перевозимого груза может потребовать страховой суммы 100 млн долларов и более. На собственном удержании российская страховая компания, даже крупнейшая, может оставить в лучшем случае половину этого объема. Просто потому, что в противном случае она не сможет соответствовать нормативам Банка России по достаточности капитала. Где брать вторую половину?
Для решения этой проблемы была создана Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). Это помогло частично решить проблему с емкостью рынка, однако РНПК может при желании диктовать свои условия по тарифам, поскольку только она в состоянии покрыть большой риск.
Впрочем, жесткие условия на рынке корпоративного страхования принесли и позитивный результат. За последние два-три года рынок покинули слабые или непрозрачные компании. Страховщикам приходится пересматривать свои бизнес-модели, благодаря чему развиваются институты сюрвейеров (специалистов, которые обследуют объект, планируемый к страхованию, возможные риски, описывают возможные наиболее сложные с точки зрения величины убытка, ситуации и рассчитывает максимально возможные убытки) и лосс-аджастеров (специалистов, занимающихся вопросами урегулирования претензий, возникающих у страхователя и связанных с непосредственным возмещением убытков, возникших при выплате по конкретному страховому случаю). За счет этого страховые компании имеют возможность снижать тарифы, и постепенно появляется новый конкурентный сегмент — малый и средний бизнес, который замечает удешевление страховых продуктов и начинает ими активнее пользоваться.
Можно предположить, что рынок прошел самую острую фазу кризиса (если называть вещи своими именами) и готов к восстановлению. По итогам этого года в сегменте страхования имущества юридических лиц, на наш взгляд, будет слабый прирост премий: на 5–7%, не более. Но это уже неплохо, а главное — ожидается повышение общего качества перестраховочной защиты за счет адаптации рынка к новым условиям, в том числе за счет увеличения перестраховочных емкостей в Индии и ряде других стран. Следующий вопрос на перспективу — цифровизация корпоративного страхования и вовлечение в страховую орбиту малого бизнеса.
Реклама
Владимир Черников, генеральный директор СК «Ингосстрах-Жизнь», подвел итоги прошлого года на рынке страхования жизни, рассказал, какие тренды будут определять развитие рынка в ближайшем будущем, и поделился своими прогнозами о перспективах накопительного страхования жизни
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником