Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Лихачи заплатят за стабильность рынка автострахования
19.08.2020 Аналитика
Лихачи заплатят за стабильность рынка автострахования

Сегмент автострахования может оказаться наиболее стабильным в страховой отрасли в ситуации пандемического кризиса за счет обязательного характера ОСАГО и проведения второго этапа реформы системы, считают в «Эксперт РА». Страховщики в успехах сомневаются


В опубликованном в июле «Аналитическом обзоре страхового рынка за первый квартал 2020 года» НРА сказано: «Поскольку введение ограничений пришлось на вторую половину марта, итоги первого квартала сильно отличаются от прогнозируемых годовых результатов». 

Это утверждение относится в первую очередь к продажам полисов автокаско. «Автокаско показало положительную динамику и по объему премий (+3,4 млрд рублей), и по количеству договоров (+117 тыс.), но тенденция не будет долгосрочной. Поддержку сегменту оказал всплеск спроса на новые автомобили, но он вызван не улучшением экономической ситуации, а негативными ожиданиями потребителей в части будущего роста цен, в следующие кварталы 2020 года эффект будет нивелирован», — сказано в обзоре. 

Без движения и без страховки 

Рост каско будет компенсирован резким снижением продаж уже в апреле, говорится в исследовании. Очевидно, что за время подготовки материалов к публикации прогнозы успели сбыться и оказались точны. Так, в аналитическом докладе «Эксперт РА» «Итоги апреля-мая 2020 года на страховом рынке: проверка на прочность», также опубликованном в середине июля, автокаско выделяется уже «со знаком минус». 

«“Эксперт РА” провел опрос среди топ-30 страховщиков по взносам, по результатам которого страхование автокаско оказалось в лидерах падения по итогам апреля и мая 2020 года, — прокомментировала статистику для «Б.О» Ольга Любарская, старший директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА». — Объем премий среди опрошенных компаний в сегменте за апрель-май 2020 года сократился на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными причинами стали падение реальных доходов населения, сокращение продаж новых автомобилей, в том числе продаж в кредит, а также снижение частоты использования автотранспортных средств. Все это привело к отказам от добровольного вида страхования».

Михаил Черных, заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования «Абсолют Страхование», говорит о сокращении доходов населения, из-за которого владельцы транспортных средств стали больше обращать внимание на договоры с франшизой либо только на критичные риски («Хищение/Тоталь»).

Статистика ЦБ, приведенная в обзоре НРА, показывает, что в структуре премий за январь — март 2020 года доля каско составляла 9,2%, а ОСАГО — 10,9%; годом ранее продажи автостраховок были выше — 9,5 и 11,9%. То есть оба показателя период к периоду снизились.

Конкуренция за мегаполисы

Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах», подтверждает, что тренд на снижение спроса на КАСКО был очевиден и до кризиса. 

Единственным драйвером роста он называет корпоративный сегмент, где востребован автолизинг, а в страховании физических лиц «постоянно идет снижение объема премий, растет спрос на более дешевые продукты». По его мнению, полное каско приобретают в основном в связи с кредитованием, по большей части в столицах и городах-миллионниках.

Видит эксперт и нарастание конкурентной борьбы за клиента. Судя по данным НРА, это борьба на выбывание: за год количество страховщиков, работающих в сегменте автокаско, сократилось с 92 до 76 (лицензии не сдавались), из них лишь 58 заключили более 100 договоров. «Темп роста выплат (+15,8%) значительно превышает темп роста премий (+9,4%)», — сказано в обзоре НРА.

Среди причин Алексей Власов называет рост стоимости запчастей для иномарок из-за снижения курса рубля и рост стоимости самих автомобилей.

Прогнозы «Эксперт РА» по автокаско оказались наиболее позитивными. «Во втором полугодии 2020 года ожидается частичное восстановление сегмента страхования, — прогнозируетОльга Любарская. — Но динамика премий вновь может оказаться под давлением, если произойдет еще одно введение ограничительных мер».

ОСАГО: выгоды с подвохом 

ОСАГО, напротив, не подверглось значительному негативному влиянию пандемии, что обусловлено обязательностью этого вида страховки, констатирует Ольга Любарская. Вероятно, в основе оптимистичных подходов лежит прогнозный показатель чистой прибыли, озвученный в конце декабря 2019 года президентом Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорем Юргенсом, — 18 млрд рублей (уточнения данных не последовало). 

Объем премий по данным видам полисов вырос на 1,3 млрд рублей, до 46,46 млрд, а количество договоров — на 224 тыс., приводят статистику по первому кварталу 2020 года в НРА. За учетный год здесь также регистрируется снижение числа игроков на рынке (хоть и менее значительное, чем в автокаско) — 44 компании против 48. 

Средние выплаты за первый квартал выросли и по ОСАГО. У 19 участников рынка они превышают премии даже на фоне положительной динамики премий (37,4 млрд рублей, +1,3 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2019 года). ОСАГО по-прежнему характеризуется низкой рентабельностью, а также очень высокой конкуренцией за выгодные сегменты и регионы, что приводит к необходимости корректировки тарифов, отмечается в обзоре НРА.

Автострахование без дискриминации 

В отличие от каско, по ОСАГО уже озвучены показатели за первое полугодие 2020 года, и можно оценить влияние кризиса. Средняя выплата выросла на 5,2% и составила 70,2 тыс. рублей, приводят данные в РСА, средняя стоимость полиса практически не менялась, а договоров заключено на 1,3% меньше. Общая сумма премий за полугодие — 103,2 млрд рублей, выплаты снизились на 6,2%, то есть на 69,5 млрд рублей. 

Нет уверенности, что по «аварийным» водителям страховщики будут бесперебойно и онлайн получать актуальную информацию обо всех серьезных нарушениях, чтобы отразить это в тарификации

За полугодие полисы ОСАГО подешевели у половины участников рынка, что выгодно клиентам, отмечает Игорь Юргенс. Такую ценовую политику он объясняет ростом конкуренции в преддверии вступления в силу с 24 августа новой редакции Закона об ОСАГО. Поправки гарантируют еще более персонализированный подход к тарифам (он уже изменился на первом этапе реформы), а также вводят запрет на любые виды дискриминации водителей: по расовому, национальному, языковому признаку, вероисповеданию и даже политическим взглядам. 

Одновременно вступит в действие Указание ЦБ о расширении тарифного коридора ОСАГО «вверх» и «вниз»: для частных владельцев — на 10%; для юрлиц и грузового транспорта — на 20%, для такси — на 30%. Страховщики полагают, что это позволит компенсировать расходы на ремонт. 

С лихачей возьмут с лихвой?

«Существенно снизятся тарифы для аккуратных водителей, которые редко нарушают ПДД. И, наоборот, для злостных нарушителей они станут выше», — делает прогноз Михаил Черных. По опыту других стран, снижение показателей для безаварийных водителей доходит до 15%. Конкуренция за них вырастет, уверен Игорь Юргенс.

Расчеты РСА показывают: более 70% аварий устраивают всего 5% водителей. Но у Михаила Черных «нет уверенности, что по “аварийным” водителям страховщики будут бесперебойно и онлайн получать актуальную информацию обо всех серьезных нарушениях, чтобы отразить это в тарификации».

Эксперт не исключает, что и «суммарная премия немного снизится». Среди причин — отказ части владельцев авто от их эксплуатации из-за экономического кризиса. 

Если так, то вопрос, на чем зарабатывать, встает в полный рост. Алексей Власов считает, что будущее в продажах — за пакетным продуктом, базирующимся на ОСАГО с добавлением покрытия катастрофических рисков, угона и гибели. 







Сейчас на главной