Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Сегмент автострахования может оказаться наиболее стабильным в страховой отрасли в ситуации пандемического кризиса за счет обязательного характера ОСАГО и проведения второго этапа реформы системы, считают в «Эксперт РА». Страховщики в успехах сомневаются
В опубликованном в июле «Аналитическом обзоре страхового рынка за первый квартал 2020 года» НРА сказано: «Поскольку введение ограничений пришлось на вторую половину марта, итоги первого квартала сильно отличаются от прогнозируемых годовых результатов».
Это утверждение относится в первую очередь к продажам полисов автокаско. «Автокаско показало положительную динамику и по объему премий (+3,4 млрд рублей), и по количеству договоров (+117 тыс.), но тенденция не будет долгосрочной. Поддержку сегменту оказал всплеск спроса на новые автомобили, но он вызван не улучшением экономической ситуации, а негативными ожиданиями потребителей в части будущего роста цен, в следующие кварталы 2020 года эффект будет нивелирован», — сказано в обзоре.
Рост каско будет компенсирован резким снижением продаж уже в апреле, говорится в исследовании. Очевидно, что за время подготовки материалов к публикации прогнозы успели сбыться и оказались точны. Так, в аналитическом докладе «Эксперт РА» «Итоги апреля-мая 2020 года на страховом рынке: проверка на прочность», также опубликованном в середине июля, автокаско выделяется уже «со знаком минус».
«“Эксперт РА” провел опрос среди топ-30 страховщиков по взносам, по результатам которого страхование автокаско оказалось в лидерах падения по итогам апреля и мая 2020 года, — прокомментировала статистику для «Б.О» Ольга Любарская, старший директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА». — Объем премий среди опрошенных компаний в сегменте за апрель-май 2020 года сократился на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными причинами стали падение реальных доходов населения, сокращение продаж новых автомобилей, в том числе продаж в кредит, а также снижение частоты использования автотранспортных средств. Все это привело к отказам от добровольного вида страхования».
Михаил Черных, заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования «Абсолют Страхование», говорит о сокращении доходов населения, из-за которого владельцы транспортных средств стали больше обращать внимание на договоры с франшизой либо только на критичные риски («Хищение/Тоталь»).
Статистика ЦБ, приведенная в обзоре НРА, показывает, что в структуре премий за январь — март 2020 года доля каско составляла 9,2%, а ОСАГО — 10,9%; годом ранее продажи автостраховок были выше — 9,5 и 11,9%. То есть оба показателя период к периоду снизились.
Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах», подтверждает, что тренд на снижение спроса на КАСКО был очевиден и до кризиса.
Единственным драйвером роста он называет корпоративный сегмент, где востребован автолизинг, а в страховании физических лиц «постоянно идет снижение объема премий, растет спрос на более дешевые продукты». По его мнению, полное каско приобретают в основном в связи с кредитованием, по большей части в столицах и городах-миллионниках.
Видит эксперт и нарастание конкурентной борьбы за клиента. Судя по данным НРА, это борьба на выбывание: за год количество страховщиков, работающих в сегменте автокаско, сократилось с 92 до 76 (лицензии не сдавались), из них лишь 58 заключили более 100 договоров. «Темп роста выплат (+15,8%) значительно превышает темп роста премий (+9,4%)», — сказано в обзоре НРА.
Среди причин Алексей Власов называет рост стоимости запчастей для иномарок из-за снижения курса рубля и рост стоимости самих автомобилей.
Прогнозы «Эксперт РА» по автокаско оказались наиболее позитивными. «Во втором полугодии 2020 года ожидается частичное восстановление сегмента страхования, — прогнозируетОльга Любарская. — Но динамика премий вновь может оказаться под давлением, если произойдет еще одно введение ограничительных мер».
ОСАГО, напротив, не подверглось значительному негативному влиянию пандемии, что обусловлено обязательностью этого вида страховки, констатирует Ольга Любарская. Вероятно, в основе оптимистичных подходов лежит прогнозный показатель чистой прибыли, озвученный в конце декабря 2019 года президентом Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорем Юргенсом, — 18 млрд рублей (уточнения данных не последовало).
Объем премий по данным видам полисов вырос на 1,3 млрд рублей, до 46,46 млрд, а количество договоров — на 224 тыс., приводят статистику по первому кварталу 2020 года в НРА. За учетный год здесь также регистрируется снижение числа игроков на рынке (хоть и менее значительное, чем в автокаско) — 44 компании против 48.
Средние выплаты за первый квартал выросли и по ОСАГО. У 19 участников рынка они превышают премии даже на фоне положительной динамики премий (37,4 млрд рублей, +1,3 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2019 года). ОСАГО по-прежнему характеризуется низкой рентабельностью, а также очень высокой конкуренцией за выгодные сегменты и регионы, что приводит к необходимости корректировки тарифов, отмечается в обзоре НРА.
В отличие от каско, по ОСАГО уже озвучены показатели за первое полугодие 2020 года, и можно оценить влияние кризиса. Средняя выплата выросла на 5,2% и составила 70,2 тыс. рублей, приводят данные в РСА, средняя стоимость полиса практически не менялась, а договоров заключено на 1,3% меньше. Общая сумма премий за полугодие — 103,2 млрд рублей, выплаты снизились на 6,2%, то есть на 69,5 млрд рублей.
Нет уверенности, что по «аварийным» водителям страховщики будут бесперебойно и онлайн получать актуальную информацию обо всех серьезных нарушениях, чтобы отразить это в тарификации
За полугодие полисы ОСАГО подешевели у половины участников рынка, что выгодно клиентам, отмечает Игорь Юргенс. Такую ценовую политику он объясняет ростом конкуренции в преддверии вступления в силу с 24 августа новой редакции Закона об ОСАГО. Поправки гарантируют еще более персонализированный подход к тарифам (он уже изменился на первом этапе реформы), а также вводят запрет на любые виды дискриминации водителей: по расовому, национальному, языковому признаку, вероисповеданию и даже политическим взглядам.
Одновременно вступит в действие Указание ЦБ о расширении тарифного коридора ОСАГО «вверх» и «вниз»: для частных владельцев — на 10%; для юрлиц и грузового транспорта — на 20%, для такси — на 30%. Страховщики полагают, что это позволит компенсировать расходы на ремонт.
«Существенно снизятся тарифы для аккуратных водителей, которые редко нарушают ПДД. И, наоборот, для злостных нарушителей они станут выше», — делает прогноз Михаил Черных. По опыту других стран, снижение показателей для безаварийных водителей доходит до 15%. Конкуренция за них вырастет, уверен Игорь Юргенс.
Расчеты РСА показывают: более 70% аварий устраивают всего 5% водителей. Но у Михаила Черных «нет уверенности, что по “аварийным” водителям страховщики будут бесперебойно и онлайн получать актуальную информацию обо всех серьезных нарушениях, чтобы отразить это в тарификации».
Эксперт не исключает, что и «суммарная премия немного снизится». Среди причин — отказ части владельцев авто от их эксплуатации из-за экономического кризиса.
Если так, то вопрос, на чем зарабатывать, встает в полный рост. Алексей Власов считает, что будущее в продажах — за пакетным продуктом, базирующимся на ОСАГО с добавлением покрытия катастрофических рисков, угона и гибели.
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Родители смогут онлайн консультироваться с профильными врачами, круглосуточно быть на связи с дежурными специалистами и при необходимости — следить за состоянием ребенка с помощью системы дистанционного мониторинга