Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Лизинг: от авиации до птицефабрик
01.11.2004

Лизинг: от авиации до птицефабрик

Идея лизинга проникает в достаточно консервативные отрасли промышленности, где ранее применялись только испытанные и хорошо зарекомендовавшие себя финансовые инструменты. Лизинг все более приобретает черты инвестиционного механизма, а не схемы, обеспечивающей налоговую оптимизацию. В оборот лизингового бизнеса активно включаются капиталоемкие активы, такие как воздушные и морские суда, железнодорожный подвижной состав, объекты недвижимости.


Тенденции на рынке

Среди новых тенденций рынка лизинга эксперты отмечают более четкую его структурированность, на нем ясно становятся видны различные сегменты. Во-первых, определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами. Во-вторых, компании, ориентированные на так называемую лизинговую розницу, сосредотачиваются в основном в сфере лизинга автотранспорта. В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффилированные с иностранными банками и поставщиками (производителями) оборудования.

Продолжается быстрый рост величины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболее заметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупным перевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля при этом остается на хорошем уровне. Лизинг охватил практически все регионы страны. Конкуренция между различными лизинговыми компаниями наблюдается в основном в секторах автомобильного лизинга, легковой и грузовой техники. Косвенным образом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программ автокредитования, которое предлагают многие российские банки.

В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3—7% годовых при среднем размере авансового лизингового платежа 20—30%. Предсказываемые ранее эмиссия облигаций лизинговых компаний для привлечения стороннего фондирования и выход их на рынок лизинга недвижимости в 2004 году не осуществились. Хотя такие планы и существуют у ведущих российских лизинговых компаний, но, по всей видимости, их реализация откладывается. При этом следует отметить, что многие лидеры лизингового рынка хорошо освоили привлечение связанного долгосрочного иностранного финансирования для оплаты импорта в Россию оборудования и транспортных средств, произведенных зарубежными производителями.

Кроме того, сегодня совершенствуется и законодательная база в области лизинговых услуг. После вступления в действие «Закона о финансовой аренде (лизинге)», регламентирующего эту деятельность, механизмы лизинга стали более понятными для клиентов, а значит, клиенты более охотно ими пользуются.

Технологии лизинга

Сегодня на российском рынке наиболее востребован классический финансовый лизинг, при котором лизинговая компания выполняет только роль финансового посредника. Дмитрий Шабалин, генеральный директор ОАО «НОМОС-Лизинг», отмечает, что «данная роль не исключает того, что лизингодатель может оказывать клиенту ряд сопутствующих сделке услуг: таможенное оформление импортируемого предмета лизинга, государственную регистрацию, комплексное страхование. Оперативный лизинг, синдикация крупных лизинговых сделок несколькими компаниями пока распространения в России не получили».

Александр Кожевников, генеральный директор ОАО «Авангард-Лизинг», объясняет, что операционным лизингом компания не занимается, поскольку это по сути дела аренда, а не инвестиционная деятельность. Однако «Авангард-лизинг» предлагает новый интересный продукт — лизинг производственных комплексов. В стандартной лизинговой схеме выступают три субъекта: лизингополучатель, лизингодатель и продавец. В данном случае вместо продавца появляется застройщик, который на длительном этапе (год или два) занимается строительством торгово-производственного объекта. Поскольку лизинговая компания не может выступать застройщиком, то впоследствии она выкупает у застройщика и передает в лизинг этот объект. В данной схеме лизинговая компания решает значительно более сложные технологические вопросы. Одно дело дать в лизинг готовое оборудование, которое серийно производят различные заводы, другое — когда объект создается в единственном числе и по-своему является уникальным. Рассуждая о механизмах и технологиях лизинга, Дмитрий Кожевников, генеральный директор ООО «Альфа-Лизинг», отметил, что основные нюансы кроются в схеме привлечения ресурсов — чем она совершеннее, тем более интересен лизинг для клиента и, стало быть, более конкурентоспособны услуги компании. «В настоящий момент более 70% нашего кредитного портфеля — это ресурсы, так или иначе привлеченные от иностранных финансовых институтов. Что касается самого лизингового договора, то тут также могут быть различные вариации, учитывающие пожелания наших клиентов: мы можем включать в объем лизинговой сделки дополнительные услуги и работы, например СМР, услуги по растомаживанию импортного оборудования», — рассказал Д. Кожевников.

Дмитрий Шабалин («НОМОС-Лизинг»): «Российские лизинговые компании сокращают свои издержки, повышая минимальную цену сделки»Д. Шабалин («НОМОС-Лизинг») считает, что технология лизинга подразумевает прежде всего, каким образом лизинговая компания формирует свою клиентскую базу. Основными маркетинговыми шагами в данном направлении можно считать различные совместные программы производителя (поставщика) предмета лизинга и лизинговой компании. Данные программы могут весьма существенно различаться степенью своей проработки: от простой совместной деятельности, при которой партнеры просто рекомендуют друг друга своим клиентам, до тщательно разработанной системы разделения рисков, дотации ставок, сервисного обслуживания и замены предмета лизинга на новый по окончании срока лизинга. Сотрудничество с ведущими европейскими и американскими производителями также подразумевает возможность получения лизинговой компанией финансирования от банков страны экспортера под гарантию соответствующих экспортных страховых агентств.

Кроме того, похожие схемы сотрудничества начинают выстраиваться между лизинговыми и страховыми компаниями, для которых первые являются весьма масштабным и гарантированным источником получения страховых премий.

Преимущества лизинга

Олег Скробот (Национальный банк развития) видит преимущества лизинга в том, что лизинговая компания сама ищет кредитные ресурсы и помогает подготовить под них бизнес-планСегодня лизинг является одним из наиболее эффективных финансовых инструментов, предоставляющих предприятиям возможность обновлять свои основные фонды, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, снижать налоговые и оперативные издержки. Олег Скробот, заместитель председателя правления по кредитованию Национального банка развития (НБР) назвал следующие преимущества лизинга перед другими финансовыми инструментами. Во-первых, лизинговая компания берет на себя поиск кредитных ресурсов, предназначенных для финансирования лизинговой сделки. При этом она оказывает содействие предприятию в подготовке бизнес-планов, технико-экономических обоснований. Во-вторых, оплата приобретаемого имущества в рассрочку производится на длительный срок, в то время как банки предоставляют в основном краткосрочные займы сроком до года. В-третьих, помощь в изучении рынка товаров и услуг, поиск поставщиков оборудования, заключение договора поставки, ведение работы с поставщиком по претензиям, осуществление всех формальностей, связанных с приобретением оборудования, полностью ложатся на лизинговую компанию.

При лизинге можно применять ускоренную (с коэффициентом «3») амортизацию имущества, что позволяет списать стоимость оборудования в три раза быстрее и уменьшить в три раза сумму налога на имущество. При лизинговых сделках отток денежных средств уменьшается, поскольку все затраты, связанные с приобретением оборудования, относятся на себестоимость продукции. Исключается нерациональность существующих правил бухгалтерского учета в плане формирования дорогих источников, расходы же на приобретение имущества в лизинг осуществляются путем прямого отнесения на затраты.

Эксперты отмечают, что для покупки, например, основных средств предприятия нередко используют лизинг, а не долгосрочное кредитование. Он более доступен. Кроме того, он открывает возможность приобрести оборудование без дополнительного залога (который иногда многократно превышает финансирование), поскольку таковым служит само оборудование. Кстати, в случае провала проекта это оборудование можно продать. Заключив лизинговое соглашение, предприятие вносит 25—30% от стоимости оборудования в качестве аванса, а остальное выплачивает постепенно. Несомненным преимуществом лизинга является и то, что обычный срок лизингового договора составляет несколько лет, а за это время оборудование уже начинает себя окупать.

Перспективные лизингополучатели

Среди новшеств рынка лизинга эксперты отмечают расширение сферы применения этого инструмента в различных отраслях. В настоящее время растет интерес и спрос на капиталоемкие основные средства: самолеты, речные и морские суда, железнодорожный подвижной состав, высокотехнологичное производственное оборудование. Традиционно внимание лизингодателей привлекают автомобильный транспорт и строительство в силу того, что предмет лизинга для данных отраслей чаще всего является довольно ликвидным.

Пищевая промышленность и полиграфия развиваются быстрыми темпами, и финансовое состояние большинства лизингополучателей этих отраслей является вполне приемлемым.

К перспективным лизингополучателям относятся и торговые предприятия, поскольку за счет высокой оборачиваемости средств торговля окупает оборудование в короткие сроки.

Компании, нацеленные на внутренний рынок и конечного потребителя или являющиеся первыми субподрядчиками, также выгодные лизингополучатели. Например, заводы, занимающиеся изготовлением бутылок, упаковочной пленки, производством каких-то компонентов для продуктов питания.

А. Кожевников («Авангард-Лизинг») рассказал о том, что их компания начала сейчас инвестировать в ряд крупных проектов по производству птицы: «Большинство российских фабрик работают на отсталом технологическом уровне. Здесь пригодился наш опыт в реализации таких проектов, как лизинг производственных комплексов. Уже построено несколько таких площадок, включающих центр убоя и переработки. Работу над подобными производственными комплексами мы собираемся продолжать и в дальнейшем».

«Точка отсечения» — ключевой критерий

Установление «точки отсечения» или минимального размера лизинговой сделки — очень существенный момент в стратегии лизинговых компаний. Оформление лизинговых документов — сложный и долгий процесс, включающий труд кредитного сотрудника, большую аналитическую работу по достижению соглашения с поставщиком предмета лизинга, оценке его рисков. Объем аналитической и подготовительной работы при оформлении лизинговой сделки гораздо больше, чем при обычном кредитовании. Поэтому банки и устанавливают минимальную сумму лизинга, в противном случае заниматься оформлением сделки просто нерентабельно.

Д. Шабалин («НОМОС-Лизинг») отмечает, что многие российские лизингодатели для сокращения доли административных издержек постепенно повышают потолок отсечения лизинговых заявок по минимальной сумме финансирования. Хотя, с другой стороны, данное ограничение может не распространяться на сделки по лизингу автомобилей или на лизинговые компании, изначально ориентированные на финансирование мелкого бизнеса.

Д. Кожевников из компании «Альфа-Лизинг» соглашается с тем, что данный вопрос напрямую связан с вопросом стратегии развития бизнеса компании. «Если основные точки роста мы видим в развитии бизнеса с крупными и средними компаниями преимущественно в отношении крупных проектов (от 1 млн долларов), то установление «точки отсечения» может быть важно, с тем, чтобы не отвлекать ресурсы (прежде всего трудовые) с приоритетных направлений. В нашем случае номинальная «точка отсечения» — объем финансирования от 500 тыс. долларов, хотя в отдельных случаях мы, естественно, проявляем гибкость и идем навстречу клиентам в реализации более мелких проектов», — добавляет он.

Ставки и сроки

Эксперты отмечают, что каких-либо общих правил относительно размера запрашиваемого финансирования не существует. Например, в «Альфа-Лизинге» объем сделок варьируется от 300 тыс. до 40 млн долларов.

Востребованными являются лизинговые соглашения на срок более трех лет. Хотя реально они, как правило, ограничены сроком в 1,5—2 года. В настоящее время наметилась новая рыночная тенденция к увеличению сроков лизинга (до 5 лет), что будет способствовать более полному удовлетворению запросов клиентов. Некоторые лизингодатели предпочитают работать с клиентами, потребности которых четко структурированы. Как правило, все лизинговые компании устанавливают минимальные критерии к финансовому состоянию предприятия-лизингополучателя: размер собственных и основных средств, объем выручки, прибыльность операции и т.д. Если такое соответствие наблюдается, то в зависимости от сложности сделки срок между моментами получения лизинговой заявки и подписанием всей документации, например, в ОАО «НОМОС-Лизинг» может составлять от 5 дней до 2 месяцев.

В НБР рассказали, что оформление лизинговых соглашений с поставщиками, с которыми у банка налажено сотрудничество, займет 1—2 недели. Если же это новый клиент, то процесс оформления лизинговой сделки продлится несколько недель, но не более месяца.

В ООО «Альфа-Лизинг» предпочитают работать с лизингополучателями, потребность которых в части приобретаемого оборудования достаточно четко проработана. Правда, в отдельных случаях компания готова давать клиентам рекомендации в вопросах выбора техники и поставщиков оборудования.

ОАО «Авангард-Лизинг» предлагает финансирование, исходя из экономической целесообразности проекта, который не должен быть для клиента тяжкой обузой. А. Кожевников считает, что «многие предприятия боятся идти в банки, поскольку уверены, что им там все равно откажут. Такая фобия особенно присуща региональным компаниям». К сожалению, подобные страхи зачастую подтверждаются на практике. Изначально на рынке существовало порядка тысячи лизинговых компаний, из которых реально работали только первые тридцать. Поэтому у потенциальных клиентов, которым обещали финансирование, но так его и не дали, создалось подобное предубеждение.

spravka BO

Анна Тычинина

генеральный директор ЗАО «Премьер-Лизинг»

Одной из важнейших тенденций на рынке лизинга в России является работа лизинговых компаний в основном со средним и мелким бизнесом. Практика показывает, что именно такие предприятия чаще всего хотят расширять свой бизнес, обновлять производственные фонды с применением лизинговых схем. При выдаче банковского кредита требования к заемщикам гораздо жестче, чем при лизинге. В этом случае клиентам необходимо многократное увеличение активов. Лизинговая же компания не выдвигает столь серьезных требований, поскольку объект лизинга остается у нее в собственности, что делает проект менее рисковым.

Для многих средних и малых предприятий, особенно полулегальных, лизинг зачастую становится фактически единственным инструментом финансирования. Кроме того, этот сектор клиентов интересен для лизингодателей тем, что позволяет снизить риски дефолтов за счет диверсификации портфеля заказов, другими словами, пропуская через себя большой объем капитала, сегментировать свой портфель до небольших размеров сделок. Среди перспективных направлений для работы могу отметить лизинг автотранспорта, а также деревообрабатывающего оборудования и лесозаготовительной техники. Эти отрасли промышленности в настоящее время активно развиваются.

Минимальный размер сделки в нашей компании неограничен. Как правило, клиенты, которые обращаются к нам за лизингом на небольшие суммы, затем приходят повторно. Средний размер сделок в основном 70—100 тыс. долларов. Сроки варьируются от 1 года до 3 лет.

Клиентские истории

Завод построен и работает — производители выбирают лизинг

Марк Клехандлер,

финансовый директор Сергиево-Посадского стекольного завода

— Наш завод занимается производством и реализацией стеклянной тары — стандартных и нестандартных банок, бутылок. Мы видели, что данная продукция является дефицитной для российского рынка, кроме того, большой ее объем составляет импорт. У нас существовало собственное небольшое производство, однако постоянно приходилось сталкиваться с проблемой нехватки производственных мощностей. Были случаи, когда предприятие размещало заказы на других заводах, в том числе и у конкурентов.

Затем родилась идея построить новый завод по производству стеклянной тары. Собственных средств, к сожалению, не хватало, поскольку это дорогое удовольствие. Решили привлекать дополнительные финансовые ресурсы и в результате оказались перед выбором различных схем привлечения денежных средств. Так как наше предприятие не является открытым акционерным обществом, то ни акции, ни облигации выпустить мы не могли. Пришлось выбирать между лизингом и кредитом. Более доступных средств на сегодняшний день для предприятия не существует.

Оценив и проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что лизинг будет более выгоден заводу. Почему? Главное преимущество лизинга заключается в том, что все затраты лизинговой компании ложатся на себестоимость, то есть эти расходы изымаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Надо учитывать еще и следующее обстоятельство. Зачастую предприниматели ошибаются, оценивая процентные ставки по лизингу и кредиту. Ставка по лизингу включает в себя НДС, по кредиту — нет. Если ставка 10% в обоих случаях, то это совершенно разные 10%.

Мы изучали ситуацию, прежде чем обратиться к банкам и существующим при них лизинговым компаниям. Для строительства нужны «длинные» деньги. Многие кредитные организации очень настороженно относятся к проектам, рассчитанным на длительные сроки. Официального отрицательного ответа мы не получали, однако было видно, что банки, к сожалению, не готовы инвестировать подобные проекты. Многие кредитные организации предпочитают зарабатывать средства своими исключительно банковскими операциями, которые можно проводить в более короткие сроки. Нам говорили, что рассмотрят заявку, но не сразу, а спустя какое-то время, например, через месяц. Для нас же было чрезвычайно важно быстро принять решение. Рынок не ждет, сегодня свободное место есть, а завтра оно уже занято конкурентами. Я могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день войти в рынок уже тяжелее. Поэтому важна оперативность взаимодействия с лизинговой компанией.

Завод обращался во многие банки, поиск контрагента — лизинговой компании был довольно долгим. Первичные условия почти у всех одинаковы. Однако в дальнейшем, когда начинаешь вникать в детали, разница становится более ощутимой. Мы подали заявку, прошли стандартную процедуру оценки существующего бизнеса. Довольно долго шли переговоры. Банкирам тяжело понять наши производственные проблемы, нам тяжело понять банковские. Банк «Авангард» пошел навстречу предприятию, согласившись финансировать эту программу, и мы стали взаимодействовать с компанией «Авангард-Лизинг». Я считаю сотрудничество удачным, поскольку в конечном итоге завод построен и работает.

Строительство — достаточно непредсказуемый процесс. Предварительно мы договаривались на одни сроки, однако пришлось их продлить, поскольку строительство немного затянулось. Работы выполняются, оборудование устанавливается, идет монтаж, наладка. У предприятия составлен сетевой график, который был проанализирован инспекцией со стороны лизинговой компании.

Таким образом была построена первая очередь завода. Сегодня у нас уже практически готов проект касательно второй очереди, и мы приступили к строительным работам. По мощности она будет превышать первую. Если лизинговая компания соглашается финансировать и вторую очередь, то, видимо, не только мы, но и наши партнеры довольны сотрудничеством.

Каждый новый магазин оборудуется за счет лизинговых схем

Надежда Ляшенко,

финансовый директор Торгового Дома «Продмикс»

— Торговый Дом «Продмикс» занимается розничной торговлей продуктами питания. Компания была основана в 2001 году и сегодня активно расширяет свой бизнес. Наша розничная сеть на сегодняшний день насчитывает 8 магазинов «у дома». В самом начале своей деятельности мы выбрали в качестве обслуживающего банка Национальный банк развития. Мы сочли, что нам подходит спектр услуг: условия кредитования, сервис, включающий юридические и финансовые консультации, что, согласитесь, немаловажно для начинающих предпринимателей. С тех пор мы являемся постоянным клиентом этого банка — проводим в нем все расчетно-кассовые операции, получаем кредитные, лизинговые и иные банковские услуги.

Первоначально для развития бизнеса мы использовали как кредиты, так и лизинг. Но вскоре поняли, что для торгового предприятия, которое часто испытывает дефицит оборотных средств, наиболее удобна и выгодна лизинговая схема. Во-первых, она позволяет приобрести необходимое оборудование в рассрочку на длительный срок, без крупных единовременных затрат, а затем постепенно, внося небольшие суммы, выкупить его. Оборудование выступает залогом и одновременно приносит деньги, которые идут на ежемесячные платежи по лизингу. Кроме того, механизм лизинга позволяет уменьшить налогооблагаемую базу.

Каждый раз, когда возникала необходимость приобрести оборудование для нового торгового зала, мы пользовались лизинговыми услугами НБР. Последний раз в августе 2003 года мы взяли по лизинговой схеме холодильное и торговое оборудование, компьютерную технику и программное обеспечение для двух торговых точек.

Нас устроили условия лизинга. Для заключения лизинговой сделки необходимо предоставить в банк бизнес-план с обоснованием потребностей в оборудовании, а также все необходимые финансовые документы, подтверждающие платежеспособность предприятия. Поскольку мы имеем длительную кредитную историю в НБР и в финансовом отношении открыты для банка, — особых трудностей это не вызвало. Наша заявка была рассмотрена очень быстро, и уже через месяц мы получили оборудование, внеся в качестве предоплаты 20% его стоимости. Сейчас мы ежемесячно осуществляем лизинговые выплаты, при этом суммы платежей с каждым месяцем уменьшаются, так как процент рассчитывается от оставшейся суммы. По моему мнению, лизинг — один из наиболее перспективных и востребованных предприятиями финансовых инструментов. Торговые организации охотно пользуются им, так как преимущества лизинга перед кредитом очевидны. До конца этого года мы рассчитываем открыть еще два магазина, и оборудование для них будем приобретать только по лизинговой схеме.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ