Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Мы начали с офлайна, продолжим в онлайне
08.02.2019 Аналитика
Мы начали с офлайна, продолжим в онлайне

На вопросы «Б.О» о реализации офлайн-маркетплейса, годовым итогам и перспективам развития ответил Михаил Сахин, председатель правления Геобанка



Михаил Сахин, Геобанк. Фото: Ирина Тейхреб / «Б.О» — Михаил Валерьевич, что представляет собой офлайновый маркетплейс в Геобанке? Когда проект стартовал?

— Мы развиваем этот проект уже два года, с февраля 2017-го. По сути, офлайновый маркетплейс — это когда клиент в любом офисе нашего банка может купить продукты не только Геобанка, но и других банков.

— Почему Геобанк остановился на офлайн-модели, хотя, казалось бы, общий тренд бизнеса — уход в онлайн?

— Мы не остановились на офлайне — мы с него начали, в перспективе продолжим в онлайне, но всему свое время. Онлайн — общий тренд бизнеса, но это не означает, что весь бизнес должен немедленно уйти в Интернет. Для этого у банков нет достаточных возможностей, и, по сути, у клиентов нет желания. Даже если появится множество предложений в плане дистанционной покупки банковских продуктов, это вовсе не означает, что клиенты тотально перейдут в «цифру». Все-таки живое общение с человеком, профессионально разбирающимся в тех вопросах, которые клиента волнуют, не заменить ничем.

— Как вы оцениваете проект Банка России по созданию финансового онлайн-маркетплейса? Хотели бы подключиться к нему?

— Онлайн-маркетплейс — это, как известно, платформа, состоящая как минимум из двух основных частей. Первая часть — витрина в Интернете, на которой для клиента выложены банковские продукты, вторая — процесс покупки этих продуктов, который, с точки зрения клиента, должен быть реализован на том же ресурсе, что и витрина. В рамках этого проекта Центральный банк реализует процесс покупки, а витрины будут банковские. Мы взаимодействовали с подразделением Центрального банка, которое занимается этим проектом, подтвердили заинтересованность в том, чтобы подключиться к будущей системе. Наша филиальная сеть на сегодня включает 111 офисов, и это хорошая витрина. Так что для нас проект Банка России — не конкурент, наоборот — новые возможности, мы с удовольствием подключимся к нему.

— Как вы оцениваете клиентскую нишу вашего банка в рамках концепции офлайн-маркетплейса?

Онлайн — общий тренд бизнеса, но это не означает, что весь бизнес должен немедленно уйти в Интернет

— Основная масса наших клиентов — те, кто постоянно пользуется услугами Банка для выполнения коммунальных платежей и денежных переводов. Они приходят в Банк два-три раза в месяц, и мы предлагаем им продукты партнеров по модели кросс-продаж. Запуская проект, мы сами себе задавали вопрос: как клиент воспримет то, что ему предлагаются продукты другого банка? Оказалось, что клиенты к новой ситуации относятся с полным пониманием и даже не восприняли это как сверхинновацию.

— Все офисы Банка уже работают в рамках этого проекта?

— Да. Набор услуг во всех офисах Геобанка идентичен.

— Каковы основные составляющие проекта?

— Основные составляющие маркетплейса — офисная сеть Геобанка как продуктовая витрина и продвинутая технологическая платформа, на базе которой выстроены процессы. Многие думают, что офлайн — нечто устаревшее, закостеневшее, но это совершенно не так. В офлайне работают люди, но за ними выстроены оцифрованные технологические процессы. Деятельность офисов обеспечивают более 120 программных роботов, в числе которых есть и блок, обеспечивающий взаимодействие с нашими партнерами по проекту.

— Как происходит процесс покупки продукта другого банка?

— Клиентская заявка на покупку продукта другого банка через технологический шлюз отправляется нашему партнеру, который в течение нескольких минут принимает решение и формирует клиентское предложение. Если кредит одобрен, то сообщаются условия — сумма, ставка, срок, требуются ли от клиента дополнительные документы. Если клиента все устраивает, банк-партнер присылает через тот же технологический шлюз пакет документов, мы его распечатываем, подписываем у клиента. После этого мы выдаем клиенту карту банка-партнера, по которой доступна сумма в соответствии с условиями договора.

— Все выдачи кредитов идут через карты? Что это за карты?

— Да, все выдачи кредитов идут через карты мгновенной выдачи, которые находятся у нас в офисах. Дальше мы передаем пакет оформленных документов клиенту, доставляем договора партнеру.

— Какие продукты предлагает Геобанк в рамках маркетплейса?

— Для начала подчеркну, что бизнес Геобанка — комиссионный, так что мы не предлагаем клиентам собственные кредитные или депозитные продукты. Такова концепция нашего бизнеса, определяющая стратегию развития. Мы предлагаем клиентам платежно-переводные сервисы — принимаем коммунальные платежи, осуществляем денежные переводы в партнерстве с системами «Золотая Корона», CONTACT. Еще мы предлагаем клиентам собственную дебетовую карту «Мир», на базе которой реализованы несколько продуктов с кэшбэком.

Многие думают, что офлайн — нечто устаревшее, закостеневшее, но это совершенно не так

Соответственно у партнеров мы берем для реализации кредитные продукты, которых в нашей линейке попросту нет. Причем реализация партнерских продуктов в нашей сети осуществляется также на комиссионной основе.

— Это разовая комиссия?

— Это разовая комиссия, взимаемая при продаже продукта. Погашение кредитов через наш офис тоже возможно, и это делается бесплатно.

— Какие банки стали партнерами Геобанка?

— На сегодня у нас три партнера — банки «Ренессанс Кредит», «Восточный» и QIWI. Соответственно мы предлагаем три разные группы продуктов. Все партнерские продукты — кредитные, взаимодополняющие, а не конкурирующие между собой. Депозитные продукты мы пока не продаем. «Ренессанс Кредит» предлагает потребительские кредиты на базе карты, «Восточный» работает с классическими кредитными картами, QIWI предлагает карту рассрочки «Совесть» — тоже, по сути, кредитный продукт.

— По каким критериям выбирались партнеры проекта?

— Основной задачей было предложить клиентам широкий спектр продуктов, покрывающих практически все кредитные потребности, кроме автокредитования и ипотеки. В эти две ниши мы пока не готовы идти, там другие механизмы взаимодействия с клиентом.

— С какими показателями Банк закончил 2018 год, оправдались ли ожидания?

— Мы довольны результатами нашей работы. В сравнении с предыдущим годом продажи собственных продуктов выросли в три раза, платежно-переводной бизнес поднялся на 30%, офисная сеть увеличилась на 20 единиц, количество действующих карт «Мир» возросло в три раза, ежемесячные продажи увеличились на 67%. Увеличились и продажи партнерских продуктов.

— Какие планы на этот год?

— На направлении партнерских продаж мы хотим начать работать с новыми партнерами и новыми, в том числе депозитными, продуктами. Еще одно перспективное направление развития — выход в онлайн, о котором мы уже говорили выше, то есть превращение нашего сайта в торговую площадку, онлайновый маркетплейс. В целом, мы хотим не только сохранить динамику роста бизнеса, но и увеличить объемы, в том числе за счет новых продуктов, запущенных в декабре прошлого года. Это продукты с кэшбэком, для резидентов и нерезидентов.

Реклама



Читайте также

Сейчас на главной