Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На вопросы «Б.О» о реализации офлайн-маркетплейса, годовым итогам и перспективам развития ответил Михаил Сахин, председатель правления Геобанка
— Михаил Валерьевич, что представляет собой офлайновый маркетплейс в Геобанке? Когда проект стартовал?
— Мы развиваем этот проект уже два года, с февраля 2017-го. По сути, офлайновый маркетплейс — это когда клиент в любом офисе нашего банка может купить продукты не только Геобанка, но и других банков.
— Почему Геобанк остановился на офлайн-модели, хотя, казалось бы, общий тренд бизнеса — уход в онлайн?
— Мы не остановились на офлайне — мы с него начали, в перспективе продолжим в онлайне, но всему свое время. Онлайн — общий тренд бизнеса, но это не означает, что весь бизнес должен немедленно уйти в Интернет. Для этого у банков нет достаточных возможностей, и, по сути, у клиентов нет желания. Даже если появится множество предложений в плане дистанционной покупки банковских продуктов, это вовсе не означает, что клиенты тотально перейдут в «цифру». Все-таки живое общение с человеком, профессионально разбирающимся в тех вопросах, которые клиента волнуют, не заменить ничем.
— Как вы оцениваете проект Банка России по созданию финансового онлайн-маркетплейса? Хотели бы подключиться к нему?
— Онлайн-маркетплейс — это, как известно, платформа, состоящая как минимум из двух основных частей. Первая часть — витрина в Интернете, на которой для клиента выложены банковские продукты, вторая — процесс покупки этих продуктов, который, с точки зрения клиента, должен быть реализован на том же ресурсе, что и витрина. В рамках этого проекта Центральный банк реализует процесс покупки, а витрины будут банковские. Мы взаимодействовали с подразделением Центрального банка, которое занимается этим проектом, подтвердили заинтересованность в том, чтобы подключиться к будущей системе. Наша филиальная сеть на сегодня включает 111 офисов, и это хорошая витрина. Так что для нас проект Банка России — не конкурент, наоборот — новые возможности, мы с удовольствием подключимся к нему.
— Как вы оцениваете клиентскую нишу вашего банка в рамках концепции офлайн-маркетплейса?
Онлайн — общий тренд бизнеса, но это не означает, что весь бизнес должен немедленно уйти в Интернет
— Основная масса наших клиентов — те, кто постоянно пользуется услугами Банка для выполнения коммунальных платежей и денежных переводов. Они приходят в Банк два-три раза в месяц, и мы предлагаем им продукты партнеров по модели кросс-продаж. Запуская проект, мы сами себе задавали вопрос: как клиент воспримет то, что ему предлагаются продукты другого банка? Оказалось, что клиенты к новой ситуации относятся с полным пониманием и даже не восприняли это как сверхинновацию.
— Все офисы Банка уже работают в рамках этого проекта?
— Да. Набор услуг во всех офисах Геобанка идентичен.
— Каковы основные составляющие проекта?
— Основные составляющие маркетплейса — офисная сеть Геобанка как продуктовая витрина и продвинутая технологическая платформа, на базе которой выстроены процессы. Многие думают, что офлайн — нечто устаревшее, закостеневшее, но это совершенно не так. В офлайне работают люди, но за ними выстроены оцифрованные технологические процессы. Деятельность офисов обеспечивают более 120 программных роботов, в числе которых есть и блок, обеспечивающий взаимодействие с нашими партнерами по проекту.
— Как происходит процесс покупки продукта другого банка?
— Клиентская заявка на покупку продукта другого банка через технологический шлюз отправляется нашему партнеру, который в течение нескольких минут принимает решение и формирует клиентское предложение. Если кредит одобрен, то сообщаются условия — сумма, ставка, срок, требуются ли от клиента дополнительные документы. Если клиента все устраивает, банк-партнер присылает через тот же технологический шлюз пакет документов, мы его распечатываем, подписываем у клиента. После этого мы выдаем клиенту карту банка-партнера, по которой доступна сумма в соответствии с условиями договора.
— Все выдачи кредитов идут через карты? Что это за карты?
— Да, все выдачи кредитов идут через карты мгновенной выдачи, которые находятся у нас в офисах. Дальше мы передаем пакет оформленных документов клиенту, доставляем договора партнеру.
— Какие продукты предлагает Геобанк в рамках маркетплейса?
— Для начала подчеркну, что бизнес Геобанка — комиссионный, так что мы не предлагаем клиентам собственные кредитные или депозитные продукты. Такова концепция нашего бизнеса, определяющая стратегию развития. Мы предлагаем клиентам платежно-переводные сервисы — принимаем коммунальные платежи, осуществляем денежные переводы в партнерстве с системами «Золотая Корона», CONTACT. Еще мы предлагаем клиентам собственную дебетовую карту «Мир», на базе которой реализованы несколько продуктов с кэшбэком.
Многие думают, что офлайн — нечто устаревшее, закостеневшее, но это совершенно не так
Соответственно у партнеров мы берем для реализации кредитные продукты, которых в нашей линейке попросту нет. Причем реализация партнерских продуктов в нашей сети осуществляется также на комиссионной основе.
— Это разовая комиссия?
— Это разовая комиссия, взимаемая при продаже продукта. Погашение кредитов через наш офис тоже возможно, и это делается бесплатно.
— Какие банки стали партнерами Геобанка?
— На сегодня у нас три партнера — банки «Ренессанс Кредит», «Восточный» и QIWI. Соответственно мы предлагаем три разные группы продуктов. Все партнерские продукты — кредитные, взаимодополняющие, а не конкурирующие между собой. Депозитные продукты мы пока не продаем. «Ренессанс Кредит» предлагает потребительские кредиты на базе карты, «Восточный» работает с классическими кредитными картами, QIWI предлагает карту рассрочки «Совесть» — тоже, по сути, кредитный продукт.
— По каким критериям выбирались партнеры проекта?
— Основной задачей было предложить клиентам широкий спектр продуктов, покрывающих практически все кредитные потребности, кроме автокредитования и ипотеки. В эти две ниши мы пока не готовы идти, там другие механизмы взаимодействия с клиентом.
— С какими показателями Банк закончил 2018 год, оправдались ли ожидания?
— Мы довольны результатами нашей работы. В сравнении с предыдущим годом продажи собственных продуктов выросли в три раза, платежно-переводной бизнес поднялся на 30%, офисная сеть увеличилась на 20 единиц, количество действующих карт «Мир» возросло в три раза, ежемесячные продажи увеличились на 67%. Увеличились и продажи партнерских продуктов.
— Какие планы на этот год?
— На направлении партнерских продаж мы хотим начать работать с новыми партнерами и новыми, в том числе депозитными, продуктами. Еще одно перспективное направление развития — выход в онлайн, о котором мы уже говорили выше, то есть превращение нашего сайта в торговую площадку, онлайновый маркетплейс. В целом, мы хотим не только сохранить динамику роста бизнеса, но и увеличить объемы, в том числе за счет новых продуктов, запущенных в декабре прошлого года. Это продукты с кэшбэком, для резидентов и нерезидентов.
Реклама
За последние три года число банковских подразделений в российских регионах сократилось минимум на 20%, и тенденция только набирает обороты. Причин может быть несколько, а следствием грозит стать одно — низкий уровень финансовой доступности в ряде российских регионов
В современном мире увлечение собственной индивидуальностью бьет все рекорды. Банки не стали исключением в стремлении быть непохожими друг на друга, и крупным структурам это удается делать эффектно, не теряя конкурентоспособности. А есть ли на это шанс у более скромных финансовых институтов?
Геобанк, воплотивший в жизнь модель многофункциональных банковских офисов, которая доказывает свою эффективность, открывает уже сотое отделение. Одна из главных бизнес-идей — прийти в отдаленные населенные пункты, чтобы нередко стать там единственным банком. О клиентах, партнерах и конкурентах рассказывает председатель правления Геобанка Михаил Сахин
Арам Мурядан, управляющий директор департамента по работе с экосистемными партнерами, финансовыми институтами и посредниками «Ренессанс Страхования», рассказал генеральному директору АЦ «БизнесДром» и шеф-редактору «Банковского обозрения» Павлу Самиеву о работе с экосистемными партнерами, развитии повседневной коммуникации с клиентами и механизме создания продуктов с высокой потребительской ценностью
Вопрос банкротства иностранной компании, у которой есть активы в Российской Федерации (трансграничное банкротство), практически не урегулирован российским законодательством. Суды при принятии решения о банкротстве в основном применяют аналогию права и руководствуются общими положениями Закона о банкротстве и гражданского законодательства