Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рост числа офисов — не самоцель
03.10.2018 Аналитика

Рост числа офисов — не самоцель

Геобанк, воплотивший в жизнь модель многофункциональных банковских офисов, которая доказывает свою эффективность, открывает уже сотое отделение. Одна из главных бизнес-идей — прийти в отдаленные населенные пункты, чтобы нередко стать там единственным банком. О клиентах, партнерах и конкурентах рассказывает председатель правления Геобанка Михаил Сахин


Михаил Сахин, Геобанк. Фото: Геобанк — Михаил, почему формат многофункциональных офисов оказался успешным?

— Во-первых, мы оптимизировали всю административную надстройку и технологические процессы, чтобы снизить нагрузку на офисы и себестоимость их содержания. Поэтому мы можем открываться в тех районах, городах и даже деревнях, где другим банкам это в голову не придет. Таким образом, мы уходим от прямой конкуренции с большими банками, которые обычно открываются в крупных населенных пунктах на условной улице Ленина. Удобно ли это жителям? Как правило, нет, потому что до таких отделений нужно добираться через весь город.

Второй фактор, который сделал нас популярными среди населения, — умение принимать платежи. Коммунальные услуги, пошлины, штрафы, переводы — любая транзакция, лишь бы у клиента были реквизиты. Основным игроком на этом рынке всегда был Сбербанк. Но сейчас он все больше уходит в онлайн, вынуждая определенную прослойку клиентов искать новые способы совершения платежей.

— Насколько велик спрос на банковские услуги в небольших населенных пунктах?

— Возьмем, например, Истринский район Московской области, в котором есть село Новопетровское с шестью тысячами жителей. Чтобы из этого села приехать в истринский банк, придется ехать весь день по пробкам на автобусе или автомобиле. Для того чтобы взять ипотеку, приехать, конечно, можно — такая сделка в большинстве случаев бывает раз в жизни, а вот чтобы заплатить за газ, преодолевать такое препятствие странно. Именно поэтому мы открыли в Новопетровском небольшой офис. Он обходится в десятки раз дешевле, чем в центре столицы. Такой подход позволяет нам приходить в отдаленные города и села и часто быть там первыми на рынке.

— Сколько дополнительных отделений вы планируете открыть в ближайшие два года?

— Наша цель — удвоить количество многофункциональных офисов, то есть достичь показателя 200 отделений к 2020 году. Основным регионом по-прежнему остается Московская область, где мы еще и половины не охватили, так что видим здесь серьезный потенциал. Смотрим и на соседние области — Калужскую, Тверскую. В Тульской, например, у нас работают уже восемь офисов. Недавно открыли несколько офисов в Санкт-Петербурге, они показывает хорошую динамику, так что Питер может стать еще одной точкой роста. Но важно понимать, что расширение — не самоцель, а инструмент, который делает нашу модель более эффективной.

— С какими задачами сегодня приходит в Банк житель небольшого города или села?

Наша цель — удвоить количество многофункциональных офисов, то есть достичь показателя 200 отделений к 2020 году

— Эти задачи достаточно простые. Во-первых, платежно-переводные сервисы: всем нужно за что-то заплатить, отправить деньги родственникам, обменять валюту. И, конечно, клиентов интересуют кредитные и депозитные продукты. Здесь мы подходим ко второму киту, на котором базируется наша модель: это многофункциональный банковский офис, тот самый маркетплейс, который мы фактически создали. В наших офисах клиенты могут купить продукты разных банков. Основных партнера сейчас три: QIWI-Банк с картой «Совесть», Восточный банк с классическими кредитными картами и банк «Ренессанс-кредит» с кредитом наличными. Это базовый спектр простых и востребованных кредитных продуктов. Еще мы продаем собственную дебетовую карту «Мир». Геобанк является прямым участником платежной системы, и мы активно развиваем это направление, воспринимая его как часть комиссионного бизнеса.

— Как потребители восприняли новый формат многофункциональных банковских офисов?

— Мы думали, что для людей это будет непривычным и что-то обязательно придется объяснять, но все стало понятно уже из названия — «Многофункциональный банковский офис». Сделали это специально, чтобы не сбивать клиента с толку и чтобы было понятно, почему в Геобанке продают продукты других банков. Другое важное замечание — мы выдвигаем на первый план бренд партнеров, а не свой. Это выгодно всем, и затруднения возникают только технологические. У каждого банка свои внутренние процессы, которые нужно синхронизировать. Мы с партнерами проходим этот путь.

— Список партнеров планируете расширять?

— Да, мы постоянно находимся в диалоге с коллегами. Но пока хотим скорее сформировать полный пакет предложений, чем устраивать внутреннюю конкуренцию между продуктами. Сейчас наши партнеры и продукты не дублируют друг друга. Но в будущем мы планируем расширяться, в том числе за счет внутренней конкуренции. Наверное, самая правильная аналогия — продуктовый ретейлер. Мы действуем примерно, как он: создаем сеть, наполняем эту сеть трафиком, а дальше говорим нашим партнерам: давайте ваши продукты положим на полки и будем их продавать. Никого же не удивляет, что в продуктовых сетях на полке стоят стиральные порошки или колбаса разных производителей. Концепция в чем-то похожа. Полка с кредитными продуктами заполнена уже сейчас. В планах — пассивные продукты, депозиты. В дальнейшем могут появятся страховые продукты, то есть какие-то околобанковские.

— А что касается самого формата межфункционального банковского офиса: здесь у вас есть конкуренты?

— Конкуренты есть у всех. Из банковской среды — это, безусловно, Сбербанк, в какой-то части Почта Банк, и даже сама Почта России, которая исторически принимает коммунальные платежи и все, что с этим связано. Но основной конкурент, как ни странно, — салоны сотовой связи, которые занимаются этим относительно недавно и достаточно агрессивно. При этом мы ощущаем эту конкуренцию не с точки зрения качества оказания услуг — понятно, что банк их оказывает более комплексно и оперативно, не отвлекаясь на прием и выдачу корреспонденции. Сегодня конкуренция — прежде всего ценовая.

— В консервативных по своей природе селах и деревнях, должно быть, трудно конкурировать с такой госкомпанией, как Почта России. Как прийти на это поле и убедить, что коммерческий банк — надежный партнер?

Нормально, когда какая-то часть клиентов выбирает Почту, другая — Сбербанк, а третья — нас

— Я бы не сказал, что с Почтой России сложно конкурировать. Ведь там основные услуги — почтовые, а банковские являются сопутствующими. Мы же занимаемся именно платежно-переводными сервисами. Нормально, когда какая-то часть клиентов выбирает Почту, другая — Сбербанк, а третья — нас. Но все должны заниматься своим делом, никто не может занять 100% рынка. Есть такие города, где поток клиентов разделен поровну между нами и Сбербанком, потому что, если они разделить не поровну, то будет дисбаланс и у кого-то — повышенная нагрузка. Логично, когда есть два окна, в них стоят две одинаковых очереди. Здесь — то же самое.

— При расширении сети в какой клиентской доступности должен быть банковский офис?

— В идеале они должны быть везде, но это характерно для Сбербанка. Мы никогда не будем Сбербанком и не ставим такой цели, поэтому не размещаем свои офисы квадратно-гнездовым методом, чтобы всем было одинаково удобно добираться. Всегда оцениваем необходимость нашего офиса в том или ином пункте и количество клиентов, которые могли бы пользоваться нашей услугой с точки зрения организации транспортного сообщения в той или иной локации. Наши межфункциональные банковские офисы открываются в центрах жизни, то есть там, где удобно, куда люди ходят за продуктами, в банки, еще по каким-то делам. С древних времен все это собирается вместе. Собственно, там мы и открываемся.

— Чем вы гордитесь сегодня, развивая проект многофункциональных банковских офисов?

— Мы стали популярным домашним банком и в каких-то населенных пунктах даже снимаем социальные проблемы. Жители страдают от того, что им негде платить за газ, коммунальщики страдают, что им не платят, и получается замкнутый круг, который мы разрываем и проводим в одном офисе до 20 тыс. операций в месяц. Для банка нашего уровня это серьезный показатель. Мы гордимся тем, что у нас много клиентов. Когда открывается новый многофункциональный офис и вокруг него начинается жизнь — это значит, что мы все делаем правильно.

Реклама






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ