Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В 2012 году Экспобанк увеличил объем пассивов в 2 раза. Одна из причин такого успеха — концентрация на комплексном обслуживании корпоративных клиентов и работа с состоятельными частными клиентами. Об этом в интервью «Б.О» рассказала заместитель председателя правления Экспобанка Ольга Пугачева
— Ольга Васильевна, за счет чего удалось так значительно увеличить объем пассивов?
— В первую очередь, это показатель работы направления частного банковского обслуживания — клиентам с нами комфортно и надежно работать, а мы делаем все возможное, чтобы сэкономить им время и приумножить капитал. За последний год в банке произошло много позитивных изменений: мы расширили сеть отделений для премьер-сегмента не только в Москве, но и ключевых регионах присутствия банка, обновили линейку вкладов и ввели дополнительные услуги для состоятельных вкладчиков. Нужно отметить и ряд других факторов, которые также повлияли на рост объема пассивов банка в 2012 году. Во-первых, — профессиональная команда клиентских менеджеров. Во-вторых, — правильно подобранная продуктовая линейка депозитов. В-третьих, — превосходный сервис. Мы пытаемся решать все вопросы клиента и постоянно выясняем его потребности, чтобы их предвосхитить. В-четвертых, — быстрота и точность в обслуживании. В-пятых, — мы экономим время наших клиентов: большинство из них работает с нами дистанционно. Хотя мы не отказываемся и от традиционной схемы банковского обслуживания — в отделениях.
Экспобанк — универсальный банк, работающий на российском рынке банковских услуг с 1994 года. Основным владельцем Банка является Игорь Ким.
Банк располагает 24 офисами в 13 городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Екатеринбург, Пермь, Красноярск, Тюмень, Сургут, Нефтеюганск, Лесосибирск, Сосновоборск).
Экспобанк обслуживает более 100 тыс. частных клиентов и более 6 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
— Что Экспобанк может предложить VIP-клиентам?
— Работа с депозитными и текущими счетами, расчетно-кассовое обслуживание. Что касается линейки депозитных счетов, то мы чаще всего привлекаем клиентов не высокой процентной ставкой, а различными опциями по вкладу.
— А что такое опция?
— Это возможность, например, досрочного изъятия части суммы или пополнение счета, пользование процентами ежемесячно и т.п. Сейчас это очень востребовано, и клиенты этим дорожат и активно пользуются. Для них не всегда привлекательна процентная ставка — этот параметр вторичен, хотя и ее размер имеет значение, а первичны различные опции, которые мы предлагаем по депозитам.
— Клиентам вашей кредитной организации доступны услуги еще одного банка, входящего в банковский альянс, — банка в Латвии AS Expobank. Чем его предложения интересны для клиентов?
— Например, помощь в получении вида на жительство в Евросоюзе, быстрые трансграничные расчеты, поддержка при покупке или продаже активов в Европе.
Мы реализуем индивидуальный подход к каждому клиенту и стараемся помочь во всех сферах, начиная от его потребностей, как физлица, и заканчивая его бизнесом
Отдельно отмечу, что AS Expobank — расчетный банк, и поэтому он не несет на себе кредитных рисков. Банк поддерживает очень высокие показатели достаточности капитала и ликвидности, которые в несколько раз превышают требования регулятора и средние показатели в банковском секторе, банк надежный — работает на рынке более 20 лет.
Сейчас многие работают в Еврозоне. Клиенты могут осуществлять платежи через Экспобанк. Обмен корсчетами между Экспобанком и AS Expobank позволяет значительно сократить время прохождения платежей. Если бы мы осуществляли его через российский банк, который имеет корсчет в европейском банке, то это заняло бы 2–3 дня. А платеж через AS Expobank проходит за один операционный день.
— Вы упомянули об услуге — помощи в получении вида на жительства в Еврозоне. Как банк может помочь в этом?
— Первый вариант — если клиент совершит финансовую инвестицию в виде субординированного капитала в AS Expobank.
Второй вариант — если приобретет недвижимость в Латвийской республике. Третий вариант — вложит средства в уставной капитал латвийского предприятия. После этого он получает вид на жительство в Латвии и ряд преимуществ: право до 5 лет въезжать и находиться в странах Шенгенского договора, оформить вид на жительство супруге или супругу и несовершеннолетним детям. Мы со своей стороны помогаем клиенту во всем: от сбора и подачи документов до поиска наиболее выгодных вложений денежных средств. Для VIP-клиентов предусмотрено присутствие представителя латвийского Экспобанка в Москве, который может проконсультировать, ответить на вопросы и сразу подготовить документы для планируемых сделок. Клиенту даже необязательно уезжать из страны, согласитесь, — это удобно.
— Какие еще услуги доступны для клиентов AS Expobank?
— Самая востребованная и популярная услуга — получение вида на жительство. Кроме этого, мы консультируем по вопросам приобретения недвижимости, организации отдыха и обучения за рубежом. Мы реализуем индивидуальный подход к каждому клиенту и стараемся помочь во всех сферах, начиная от его потребностей, как физлица, и заканчивая его бизнесом.
Наше ключевое направление развития: мы стареемся жить не сегодняшними проблемами клиента, а предвосхищать его завтрашние потребности. Например, консультируем клиентов о новшествах на банковском рынке, и это помогает клиенту правильно сориентироваться. Для клиента это очень важно. Мы не пытаемся идти и быть выше рынка по процентным ставкам. Мы хотим, минимум, — быть не хуже конкурентов, максимум, — учесть все потребности клиентов при разработке продуктов и услуг направления private.
За отчетный период Экспобанк получил чистую прибыль в размере 1,3 млрд рублей, рентабельность капитала при этом составила 22,7%. Показатель роста чистых активов — 129% до 38,5 млрд рублей (с 16,8 млрд рублей на 31 декабря 2011 года). Основа структуры пассивов банка — средства клиентов, объем которых вырос за 2012 год на 95% до 20,4 млрд рублей (10,5 млрд рублей по итогам 2011 года). Объем срочных депозитов увеличился на 185% до 14,2 млрд рублей (по сравнению с 5 млрд рублей на конец 2011 года). Из них срочные депозиты физических лиц составили 9 млрд рублей (3,5 млрд рублей на конец 2011 года) и срочные депозиты юридических лиц — 5,2 млрд рублей (1,5 млрд рублей на конец 2011 года).