Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы приблизились к скоростям изменения сервисов, ожидаемым бизнесом
14.09.2021 FinCorpFinTechАналитика

Мы приблизились к скоростям изменения сервисов, ожидаемым бизнесом

Новые технологии плюс грамотное проектирование равно минимум сбоев и гибкость


111111111111111111111О том, как сервис централизованной доставки приложений помог финансовой организации не останавливать обслуживание клиентов во время локдауна, «Б.О» рассказал Борис Кузеченков, директор направления сопровождения серверной инфраструктуры департамента IТ-инфраструктуры банка «Открытие»

— Борис, как были расставлены приоритеты в оптимизации и модернизации IT-инфраструктуры? Ведь после вхождения в группу разных банков она была похожа на «лоскутное одеяло».

— Когда мы проанализировали IT-ландшафт, включавший в себя наши системы, а также те, которые работали в присоединенных банках и были переданы нам на обслуживание, мы выявили более 700 информационных систем (ИС). По своему функционалу они частично дублировали друг друга. От этих дублирующих систем и было решено избавиться в первую очередь. В итоге в конечный список необходимых ИС попали 200, которые должны быть централизованы на базе двух ЦОД.

При реализации целевого ландшафта — подготовке инфраструктуры, миграции данных, клиентов, продуктов — мы ориентировались на задачу, которую поставил перед нами бизнес, а именно — повысить уровень доступности целевых информационных систем.

Так был выстроен гармоничный IT-ландшафт уже в виде цельного продукта.

— Чем была продиктована необходимость организовать доступ к приложениям для сотрудников?

— Доставка приложений тоже представляла собой «лоскутное одеяло». Значительная часть из 200 приложений была установлена в региональных филиалах и офисах, отличавшихся друг от друга сетевой инфраструктурой, качеством каналов связи и их пропускной способностью, децентрализованным сопровождением.

Все это создавало проблемы с доступностью приложений, с их обновлением и администрированием, а также сложности с обнаружением ошибок. Поэтому банк решил централизовать доступ 20 тыс. своих сотрудников к корпоративным приложениям и обеспечить их сопровождение по единому стандарту. Платформой для централизации стало решение Citrix App Layering. Непосредственно спроектировали систему и помогли в самых сложных моментах перехода на нее эксперты «Инфосистемы Джет».

— Насколько сложным и трудоемким оказался процесс миграции на новое ПО управления приложениями?

— Основную сложность представляли процесс подготовки новой платформы и перевод на нее всех пользователей в бесшовном режиме. Это потребовало провести реинжиниринг и перестройку решений доставки приложений. Кроме того, было необходимо не остановить работу офисов и не ухудшить качество обслуживания клиентов. Так что все изменения приходилось проводить с минимальными простоями и наименьшим влиянием на доступность сервиса. А при миграции приложений мы старались, чтобы изменения были незаметны пользователям. Чтобы достичь этого, компания «Инфосистемы Джет» — наш партнер по проекту — скрупулезно тестировала и планировала «перенос» приложений на новую платформу.

— Какая часть работ была передана на исполнение партнеру и почему?

— Своих ресурсов на запуск 200 приложений с помощью новой технологии нам не хватало. Коллеги из компании «Инфосистемы Джет» на тот момент уже имели успешный опыт внедрения таких решений. Они помогли концептуально выстроить систему централизованной доставки приложений и адаптировать все приложения к технологии App Layering, то есть помогли нам справиться с этой объемной частью общей задачи.

— Как в банке изменилась ситуация с доставкой и функционированием корпоративных приложений после внедрения системы?

— После внедрения новой платформы значительно возросла стабильность процедур доставки приложений. Мы смогли кратно уменьшить время простоя этих программных продуктов и число сбоев в их работе. Предыдущая платформа была слабоуправляемой: чтобы найти причину сбоя, приходилось привлекать одновременно пять специалистов, полностью прервав их текущую работу. Они могли потратить на это от 2 до 4 часов, в течение которых приложения были недоступны пользователям. В новой системе проблему решает один сотрудник, сидящий за консолью администратора, и на это у него уходит, как правило, 15 минут. Таким образом, мы получили минимум сбоев и гибкость.

— Что еще дало банку внедрение нового архитектурного подхода к управлению корпоративными приложениями на основе новой платформы?

— Ускорение всех процессов сопровождения приложений. Теперь на их подготовку нужно в три раза меньше времени. Тиражируются приложения на пользователя в 2,5 раза быстрее. Процесс их обновления ускорился вчетверо. Мы смогли значительно приблизиться к тем скоростям развертывания приложений, а значит, и таким изменениям сервисов, которых ожидает бизнес. Для банка это значимый результат. 

— В прошлом году внедренная система стала неожиданным подспорьем — помогла банку продолжить нормальную работу во время пандемии. Есть ли планы и дальше использовать ее для удаленного и гибридного форматов работы персонала?

— Сервис централизованной доставки приложений действительно серьезно облегчил нам перевод персонала на удаленный режим работы. Уже в апреле 2020 года 14 тыс. сотрудников банка — пользователей приложений — имели полноценный удаленный доступ к приложениям и участвовали в операционных процессах и обслуживании клиентов.

В этом году мы поэтапно переводим 2600 сотрудников банка, в чей функционал не входит взаимодействием с клиентами в офисах, на гибридный формат работы. Для людей плюсы удаленной работы очевидны — возможность гибко строить свой рабочий график, экономия времени и денег (не надо тратить время на дорогу, исключается оплата проезда в транспорте). Выгоды для банка также существенны — лояльность персонала, значимое сокращение затрат на содержание офисных площадей.

 

Владимир Беляевский, руководитель направления развития бизнеса «Инфосистемы Джет»Владимир Беляевский, руководитель направления развития бизнеса «Инфосистемы Джет»

На старте проекта вся конструкция, касающаяся доставки приложений в банке «Открытие», работала на пределе своих возможностей. Нужно было решить разом несколько проблем: обеспечить катастрофоустойчивость и перестроить всю архитектуру доставки приложений пользователям через Citrix App Layering. В России к проекту такого масштаба и такой новизны мало кто был готов. Наша команда уже имела опыт работы с платформой — мы тестировали ее на стендах, изучали «подводные камни» и нюансы использования. Поэтому мы приняли вызов по созданию самой масштабной в нашей стране системы доставки приложений на этой технологии.

Главной сложностью в проекте оказалась то, что мы работали с самой критичной системой банка. Полный простой системы означал бы остановку работы 20 тыс. человек. В денежном эквиваленте потери банка в случае ошибки были бы колоссальными. Мы отвечали за организационную часть проекта, выстраивание процессов, команд и контролировали миграцию, включая подготовку к переносу приложений на новую платформу. Ключевыми требованиями при этом были точность и предусмотрительность, как у сапера: мигрировали малыми группами, с обязательным тестированием на всех этапах, с планами отката и ограничением масштаба бедствий при ошибках.  

Нужно отдать должное IT-команде банка, которая выполнила огромную часть работ по переносу приложений на новую технологию доставки самостоятельно. Мы привлекались в самых сложных случаях, когда, например, оказывалось, что те или иные приложения не работают в Citrix App Layering. Тогда мы разбирались с нуля с переносимым на платформу приложением, выясняя все аспекты его работы, и вырабатывали рекомендации по работе с ним. Такой тандем в работе помог нам выполнить проект в рекордно короткий срок и здорово оптимизировать бюджет внедрения.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ