Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
За последние несколько лет российские банки совершили настоящий рывок в технологических решениях и перевели значительную долю бизнеса в «цифру». Для чего в этих условиях развивать сеть отделений и чем отличается офис нового формата от классического офиса банка, в интервью «Б.О» рассказала Полина Сивакова, исполнительный вице-президент Газпромбанка
— Полина, Газпромбанк сообщил о намерении трансформировать сеть своих отделений. В совокупности с развитием цифровых каналов каких целей вы планируете достичь?
— В декабре 2023 года мы начали реализовывать нашу новую стратегию по трансформации сети отделений на ближайшие три года и уже открыли первый офис нового формата в Москве. Это большой проект, к которому мы тщательно готовились, — изучали опыт конкурентов, клиентские запросы, подбирали дизайнерские решения. Цель, которую мы ставим: сделать персональное общение с клиентами в офлайн-формате простым, быстрым и комфортным. Для этого, в частности, мы сделали офис иммерсивным. Здесь безбарьерное пространство, расширенная клиентская зона, преимущественно безбумажные технологии и цифровые сервисы — все это позволяет максимально упростить процесс взаимодействия с клиентами. При этом мы не собираемся сокращать число отделений. Несмотря на цифровизацию (большая часть наших розничных продуктов и сервисов доступны в мобильном приложении Газпромбанка), онлайн не может полностью заменить личное общение с сотрудником.
У наших клиентов сохраняется потребность приходить в офис, клиентский поток там не снижается. Поэтому мы хотим быть доступными для клиентов как дистанционно, так и в классическом, но обновленном формате обслуживания.
Полина Сивакова, исполнительный вице-президент Газпромбанка
— Как выглядит офис нового формата и насколько он дороже обычного отделения?
— Оборудование нового офиса не дороже традиционного, а условия обслуживания более качественные, причем как для клиентов, так и для сотрудников. Формат такого современного отделения сделан в первую очередь под клиента: около 70% пространства теперь отдано под обслуживание посетителей, которые сами могут выбрать удобное место для общения с менеджером. Реализация безбарьерной среды позволяет банку создать больше рабочих мест без увеличения площади офиса. Вся внутренняя инфраструктура помещения адаптирована под персонализированное и экологичное, преимущественно безбумажное обслуживание. Отдельные переговорные комнаты позволяют обсуждать конфиденциальные вопросы, а использование цифровой подписи и предварительная запись в мобильном приложении существенно экономят время. Наша основная задача при запуске таких офисов — найти подход к каждому клиенту и предвосхитить его потребности. Такой инновационный и персонализированный подход раньше был доступен в основном клиентам premium banking.
Отдельно отмечу современный дизайн. Мы реализовали концепцию пяти органов чувств: в интерьере нового офиса задействованы яркие фирменные цвета Газпромбанка, использована отделка из материалов различных фактур. Здесь звучат приятные мелодии и ощущаются специально подобранные под запросы Газпромбанка интерьерные ароматы. Есть кофе-поинты, для посетителей с детьми предусмотрены подарки.
— Какие у вас планы по открытию офисов нового формата на ближайший год?
— В 2024 году Газпромбанк откроет более 20 флагманских отделений нового образца в 15 городах, а также более 50 отделений мини-формата по всей России. В офисах нового формата будут представлены все востребованные продукты банка — карты, вклады, потребительские и ипотечные кредиты, обмен валюты, брокерское обслуживание и страхование.
— По какому принципу вы выбираете, в какие новые регионы «заходить»?
— На текущий момент офисная сеть Газпромбанка покрывает более 280 населенных пунктов. Выбирая город для открытия офисов нового формата, мы отдаем приоритет населенным пунктам исходя из потенциала привлечения клиентов. Цель — охватить банковскими отделениями населенные пункты с численностью населения более 50 тыс. человек. В первую очередь речь идет о городах, где банк уже представлен универсальными отделениями.
— Выбирая конкретные локации под разные типы отделений, вы используете рекомендации ИИ, основанные на наблюдении миграционных потоков и других количественных параметрах?
— Мы используем собственную модель геолокации. Это позволяет выявить наиболее популярные зоны притяжения людей и важные транспортные узлы городов. А высокая точность такой оценки (50х50 метров) позволяет выделить оптимальные точки для размещения отделений. Как итог офисы Газпромбанка станут ближе и удобнее для клиентов за счет их размещения в наиболее популярных локациях городов.
Фото: ГПБ
— Вы говорите, что сокращать число отделений банк не собирается. А будете ли вы расширять сеть? Сколько отделений у банка сейчас и каков ваш ориентир на среднесрочную перспективу?
— Мы ожидаем, что с учетом микроофисов по итогам 2024 года размер сети увеличится с 470 до 540 отделений. Схожие темпы расширения запланированы и на последующие два года.
При реализации этой стратегии не только доступность, но и функциональность нашей филиальной сети существенно повысятся.
Офис нового формата, который мы сейчас презентуем, это не просто офис, а, по сути, маркетплейс предложений наших партнеров.
В нем доступны любые сервисы группы Газпром, и не только. Это услуги мобильного оператора Газпромбанк Мобайл и подписка-конструктор Газпром Бонус, которая не раз по многим критериям признавалась одной из самых выгодных в стране. Она дает скидки и бонусы в более чем полусотне магазинов и сервисов. Также клиенты могут подключать Газпромбанк Привилегии — сервис, дающий повышенные кешбэк и лимиты переводов, процент на остаток по карте и другие возможности. С Привилегиями доступ к подписке Газпром Бонус предоставляется бесплатно. В новых офисах у сотрудника на ноутбуке есть единое окно для доступа ко всем операциям клиента, что гарантирует быстрый и качественный сервис.
— Небольшие офисы обычно создают ради снижения затрат, флагманские — напротив, довольно дорогостоящие из-за больших площадей и дизайна, из-за обслуживания. Эти две концепции у вас ориентированы на разные категории клиентов?
— Основные различия — в следующем. Флагманские офисы универсальны, и там доступен максимальный перечень услуг, при этом процесс трансформации офиса достаточно трудозатратный. Небольшие офисы ориентированы на наиболее востребованные операции, доступные благодаря безбумажным технологиям. Переформатирование таких офисов происходит существенно быстрее и позволяет ускорить охват потенциальных клиентов в новых локациях.
— В стратегию комплексного развития Газпромбанка входит также розничная доставка. С учетом предоставления такого сервиса каких показателей вы планируете достичь, в частности, по количеству клиентов и т.д.?
— Курьерская доставка сейчас осуществляется более чем в 600 населенных пунктах. До 2026 года мы ставим задачу предоставлять услугу уже в 1,3 тыс. точек. Расширение географии офисов и каналов доставки, а также развитие наших экосистемных сервисов позволит нам в течение трех лет достичь базы в 10 млн розничных клиентов.
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу