Банковское обозрение

Финансовая сфера


20.03.2020 Аналитика
Наша стратегия остается неизменной

Политика гендерного равенства — в интересах бизнеса, доверие клиентов — его основа, а санкции — новая реальность. Президент и председатель правления Ситибанка Мария Иванова рассказала «Б.О», как удается обеспечить активный рост длиной почти в четверть века в ситуации российской экономической турбулентности


Мария Иванова
Председатель правления Ситибанка

Президент и председатель правления Ситибанка Мария Иванова— Мария, существует мнение, что банки и компании из США не слишком активны на российском рынке. Как Ситибанку удается оставаться здесь одним из крупнейших иностранных дочерних банков?

— На самом деле дочки американских компаний, в том числе — крупных, здесь присутствуют так же активно, как и дочки европейских, а сейчас растет и количество дочек азиатских компаний.

Мы получили генеральную лицензию на осуществление банковских операций в России в 1993 году, и с тех пор наша стратегия долгосрочного развития остается неизменной. В России представлены почти все бизнес-сегменты, которые в принципе есть у Citi. Наш розничный банк работает с клиентами-физлицами, большое присутствие корпоративного банка гарантирует предоставление полного спектра банковских услуг, среди которых я упомяну расчетно-кассовое обслуживание и торговые операции, торговое финансирование, валютообменные операции, хеджирование рисков. Мы помогаем выводить компании на рынки долгового и акционерного капиталов, участвуем в сделках по слиянию и поглощению.

В России мы следуем глобальной миссии Citi: все, что мы делаем, должно способствовать росту и экономическому прогрессу. Наше ценностное предложение состоит из трех направлений. Мы предлагаем лучшие в своем роде глобальные и локальные решения, востребованные клиентами; экспертизу нашего самого глобального на сегодняшний день банка с более чем 200-летней историей, которой мы делимся и с нашими клиентами, и с участниками финансового рынка. Кроме того, мы в России поддерживаем социальные программы и инициативы, которые направлены на повышение качества жизни людей с низким уровнем дохода.

— Но за последнее десятилетие многие успешные западные банки и группы покинули российский рынок или сильно «ужались». В качестве причин эксперты называют переход на нормативы «Базель III» (внутреннее фондирование), влияние санкций, отсутствие в стране экономического роста…

— На мой взгляд, уход некоторых иностранных банков с российского рынка больше связан с их глобальной стратегией, чем с реалиями российского рынка. В этой связи я как раз и подчеркиваю важность диверсификации: у нас нет одного приоритетного сегмента, где сосредоточены все ресурсы. Каждый бизнес-сегмент поддержан глобально, поэтому и инвестиции, и развитие идут в каждом бизнес-сегменте достаточно планомерно. В тот год, когда не срабатывает один бизнес-сегмент, срабатывают другие, из года в год наблюдается сбалансированный рост.

Кроме того, долгосрочный успех на российском рынке обусловлен тем, что мы очень четко определили для себя целевой сегмент клиентов, которые способны оценить наши преимущества как глобального банка. И большое внимание мы уделяем этичному ведению бизнеса.

— Каковы динамика спроса на торговое финансирование и конкуренция в этом сегменте?

— Здесь есть пространство и для иностранных банков, и для российских. У нас всегда был традиционно высокий спрос на финансирование торгового экспорта (хоть это и не самый доходный бизнес-сегмент) как со стороны международных корпораций, работающих с российским рынком, так и со стороны российских компаний. Обычно это крупные игроки, работающие в том числе в международном пространстве, что позволяет и российским, и иностранным банкам участвовать в обеспечении этого запроса.

Ситибанк: портрет клиента

— Давайте поговорим об условном «портрете» целевого корпоративного клиента, включая тех, кого вы ведете как часть глобального банка.

— Citi сейчас — самый глобальный банк с точки зрения количества стран, в которых мы присутствуем. У нас есть офисы в 98 странах, а бизнес мы ведем более чем в 160 странах. Будучи международным банком, мы и в России обслуживаем больше 600 международных клиентов из 40 стран. В этом смысле у нас тоже очень диверсифицированный портфель клиентов.

Кроме сегмента международных клиентов мы работаем и с крупными российскими компаниями, у нас есть подразделение по работе с малым и средним бизнесом. Поэтому мы фактически покрываем полный спектр клиентских сегментов.

— Говоря о розничном клиенте, стоит упомянуть, что у вас осталось всего несколько отделений в Москве и Санкт-Петербурге. Это сразу отсекает «нецифровой» контингент: пенсионеров и, наверное, в значительной степени регионалов…

— Многие банки (не только иностранные) сейчас сокращают число отделений. Наша стратегия абсолютно соответствует тренду, который наблюдается в финансовой отрасли в целом, — цифровизации бизнеса. А еще мы, как и все банки, стараемся присутствовать в экосистеме клиента, быть в том месте и в тот момент времени, где и когда банк понадобился клиенту.

Сейчас популярны так называемые гибридные модели: для текущих операций, для кредитования клиент может пользоваться цифровыми каналами, но для каких-то более сложных операций ему нужны отделения. В нашем случае это, как правило, консультации для розничных клиентов, связанные с инвестированием свободных средств. Профиль нашего клиента за все годы присутствия Ситибанка на российском рынке остается неизменным.

Очень интересный рынок

— Все же за эти годы многое изменилось. Введены санкции, а в бизнесе необходим гибкий подход…

— Все наши решения за годы работы в России скорее имеют тактический, операционный характер, наша стратегия присутствия и развития в России неизменна. Но с развитием цифровизации появляются новые решения и услуги, которые отвечают новым трендам.

Если говорить о работе в условиях санкций, то наши глобальные опыт и экспертиза позволяют нам быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, менять процессы и продолжать активно работать для наших клиентов.

— В последние годы отмечается усиление регуляторных и комплаенс-рисков по линии ПОД/ФТ, налогового, валютного контроля, в том числе криптовалютного... Как это влияет на бизнес?

— Начну с системы ПОД/ФТ. Действительно, в этой сфере происходит много регуляторных изменений, в том числе связанных с наполнением, со стандартными отчетностями, но многие из них отвечают стандартным рекомендациям FATF.

Наши глобальные опыт и экспертиза позволяют нам быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, менять процессы и продолжать активно работать для наших клиентов

Существенные изменения связаны в ФНС. Отмечу фокус на экономический смысл транзакций, гораздо большее взаимодействие с налоговыми органами в других странах и в целом профессиональный рост службы.

Валютный контроль сложно комментировать: несмотря на то что Центральный банк говорит об активном курсе на либерализацию, законодательство еще рассматривается. Что касается криптовалюты, то опять-таки идут дискуссии по линии ЦБ, мы ждем развития событий. Отмечу, что с криптовалютой в России мы не работаем, на глобальном уровне также активности в этой сфере немного.

В целом, на российском рынке происходит много регуляторных изменений, и они часто требуют существенных технологических внедрений и изменений бизнес-процессов внутри банка, причем за достаточно короткий промежуток времени. Нам, как и всем участникам рынка, хотелось бы, чтобы все эти изменения были более планомерными и предсказуемыми.

В рамках международной экспертизы

— Как функционирует сегмент private banking в условиях санкций? Вы ощутили отток клиентов?

— У нас нет оттока клиентов, не уменьшилось количество новых клиентов. Активы под управлением в нашем сегменте private banking продолжают расти двузначными темпами каждый год.

В среднем мы фиксируем ежегодный рост около 15% , если брать в расчет статистику последних трех лет. Рост обеспечивается за счет сбалансированного предложения инвестиционных продуктов и стратегий, среди которых стоит выделить фонды международных управляющих компаний, облигации как российских, так и иностранных эмитентов. Также хотела бы отметить, что в 2019 году наибольший рост продемонстрировали вложения в международные биржевые фонды (ETF).

Наверное, был определенный период настороженности по отношению к инвестированию в конце 2018 — начале 2019 годов, связанный с волнениями относительно возможности нового глобального финансового кризиса, о котором которого финансовые эксперты говорят уже не первый год.

Если рассматривать текущие существенные изменения российского законодательства, цель которых — повышение требований к инвестиционным консультантам, то мы к ним легко адаптируемся. Эти требования уже давно наработаны нашей международной экспертизой, они действуют в том числе и в России.

Вертикаль, горизонталь, ротация

— Меня не покидает чувство, что вы вникаете во все, что происходит в вашем банке.

—Моя позиция обязывает вникать во все, более того, Ситибанк — моя первая и единственная работа, и я в деталях знакома с его историей в России, куда пришла в 1996 году менеджером по работе с международными корпоративными клиентами.

— За сколько лет вам удалось добраться до топовых позиций?

— До «самой топовой» позиции в России — за 22 года. Я стала президентом в конце 2017-го. До этого много лет руководила нашим бизнесом по работе с международными клиентами, отвечала за регион Россия, Украина, Казахстан. До последнего назначения была несколько лет исполнительным директором банка, то есть много лет нахожусь на руководящих позициях.

— В российском бизнесе, включая финансовый сектор, не так много женщин-руководителей. Такой карьерный взлет (помимо, конечно, профессиональных компетенций) связан с тем, что в иностранных компаниях иной подход?

— В Citi в принципе нет сложностей с профессиональным развитием. Причем это может быть не только вертикальное, но и горизонтальное развитие, расширение своих профессиональных горизонтов. Можно строить карьеру вертикально, горизонтально, можно на уровне одной страны, можно в рамках международной ротации — в плане профессионального роста Citi предоставляет фантастические возможности.

С опережением плана

— То есть в банке нет темы гендерного неравенства?

— В вашем журнале пару лет назад был опубликован обзор, в котором Ситибанк назвали «самым женским банком России». Я думаю, что на тот момент у нас действительно в составе руководства женщин было больше, чем во многих других российских банках. На сегодняшний день показатель 50 на 50, и я говорю об этом с гордостью. Никогда раньше я не ощущала у нас в банке атмосферы «мужского клуба».

Равное участие женщин и мужчин в решениях, которые принимаются относительно развития компаний, позволяет ускорить рост экономики

С 2018 года Citi публикует результаты своих исследований равенства в оплате труда, сравнивающего зарплаты женщин и мужчин. У нас есть явные успехи в улучшении гендерного баланса в компании, а также есть задачи. Так, к примеру, анализ данных 2019 года, опубликованный Citi в начале 2020-го, показал, что средняя заработная плата женщин-сотрудников Citi во всем мире составляет более 73% средней зарплаты сотрудников-мужчин, работающих в компании. О чем это говорит? О том, что нам нужно увеличивать число женщин на средних и высших позициях. Перед компанией стоит задача к 2021 году увеличить число женщин на всех уровнях среднего и высшего менеджмента до 40%. В России мы идем с опережением плана.

При обсуждении темы гендерного равенства часто упускают тот факт, что эту тему продвигают не женщины ради женщин. Есть масса исследований (в том числе несколько лет назад Citi публиковал одно из них), где говорится, что равное участие женщин и мужчин в решениях, которые принимаются относительно развития компаний, позволяет ускорить рост экономики. То есть за всем этим стоит прямой экономический смысл, который и «двигает» повестку гендерного равенства в бизнесе.

— Видите ли вы аналогичную тенденцию в России в целом?

— Повестка гендерного равенства в России есть, и прогресс виден. Число женщин на руководящих позициях в банках растет. Посмотрите на нашего регулятора — отличный пример гендерного равенства!

— То есть быть женщиной-руководителем сейчас легче, чем было прежде?

— Я никогда не чувствовала неравенства в отношении к себе, а я регулярно общаюсь с руководителями других банков — действительно это в основном до сих пор мужчины.

— Остались ли какие-то сектора, где традиционно — «женское царство»?

— Да, остались. Во многом это вызвано демографической ситуацией в конкретных регионах, где происходит наем сотрудников, в чем-то это вызвано традиционным гендерным балансом в спросе на определенные профессии, обучение в определенных вузах: на собеседование идет поток, на 80% состоящий из представителей одного пола. На нас это, естественно, отражается, хоть мы и стараемся нанимать сотрудников по принципу гендерного равенства. Мужской сферой пока остается направление информационных технологий, а также инвестиционный банкинг — сектор, где до сих пор превалируют мужчины.

Продажи без вознаграждения

— Вы говорили о теме бизнес-этики…

— Этичное ведение бизнеса играет очень важную роль в репутации Банка и в том доверии, которое нам оказывают клиенты. В нашей миссии это сформулировано так: все, что Банк делает, должно соответствовать интересам клиентов, приносить экономическую пользу клиентам, должно быть финансово ответственным и ответственным по отношению к нашему обществу.

Это выражается в том, что любая наша услуга должна быть прозрачной и в отношении самой себя, и в отношении того, как мы объясняем ее клиенту. В частности, в наших клиентских розничных договорах не может быть нечитабельного шрифта, скрытых комиссий. Мы не включаем в наши продукты обязательные страховки, при отключении которых ставка по кредиту может автоматически измениться в бОльшую сторону. Те же правила действуют в нашем корпоративном банке. Есть четкая политика, определяющая, что и как мы должны объяснить клиенту и какие мы должны от него получить заверения, подтверждающие, что он все понял верно, оценил все риски, что ничего не упущено. У нас четко выверены материалы, и менеджеры проходят обязательное обучение и сертификацию.

Каждый сотрудник подписывает кодекс корпоративной этики, который является базовым регулирующим документом в сфере этики для нашей компании. Он обеспечивает общий порядок действий в разных ситуациях.




Сейчас на главной