Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Почему развеялся миф о том, что SIEM нужна только для готовых инфраструктур, а также о других трендах этого рынка «Б.О» рассказал Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM
— Максим, SIEM-система сегодня для финансовых организаций — это must have или все же факультатив?
— Практически все рынки постоянно видоизменяются, а продукты, их составляющие, непрерывно совершенствуются. Если что-то в этом механизме остановилось, то в большинстве случаев этот рынок можно тихо-мирно хоронить. Сегмент SIEM-систем, я вас уверяю, напротив, активно развивается. Сюда приходят инвестиции, осуществляются сделки по слиянию и поглощению, а также появляются стартапы.
Одним из мощных импульсов для развития, впрочем, как и для ИБ в целом, стал COVID-19 c его режимом самоизоляции и массовым уходом бизнеса в онлайн, а работников — на удаленный режим работы. Соответственно количество средств защиты информации, необходимых в новых условиях, существенно выросло. Хотя необходимо отметить, что и раньше SIEM-системы были востребованы, но новый виток их эволюции пришелся именно на этот период.
На сегодня тренд таков, что бизнес не очень-то стремится назад, в офлайн-режим, а лучшие ИБ-практики тех времен никто на свалку отправлять не хочет. Поэтому в IT-архитектуре современных финансовых компаний прочно закрепился такой компонент, как SIEM-система. Более того, условия кибервойны, в которой мы все находимся с февраля 2022 года, привели к усилению нормативных требований и внимания к субъектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), что способствует активному технологическому развитию отечественных решений для финансистов.
Добавлю к сказанному: нет ни одного нормативного документа в области ИБ, в котором было бы предписано обязательное использование SIEM-системы.
Никто не запрещает альтернативные подходы к обеспечению ИБ. Тем не менее я считаю, что даже при наличии такой свободы выбора SIEM близка к тому, чтобы быть must have для организаций финансового сектора.
— Какие основные тренды на рынке и какие требования к системе предъявляют крупные, средние и малые банки?
— Ответ на этот вопрос надо начать с того, что после ухода западных аналитических агентств резко возросла роль такого менеджерского навыка, как умение слушать клиентов. Что касается нашей компании, то практически все наши специалисты собирают информацию от заказчиков: что происходит у них, а что у их коллег, а также в целом по рынку. Причем диалог идет на уровне как «технарей», так и менеджеров. Из компиляции этих данных становится понятно, куда именно движется рынок и какие тренды на нем присутствуют.
Одним из общих трендов, на который мы ориентируемся, стал кадровый голод как у разработчиков, так и у заказчиков из среднего и малого бизнеса, эксплуатирующих систему. Есть и другие векторы. Путей решения, как нам видится, здесь несколько. Во-первых, включение в состав SIEM по умолчанию новых аналитических инструментов, например, на базе ИИ и ML, которые помогают справиться с недостатком компетенций и навыков у имеющихся сотрудников. Так, заказчик не может самостоятельно настраивать новые правила корреляций и обнаружения отклонений от паттернов, что не позволяет выявлять новые инциденты. SIEM-система — это не тот продукт, который один раз настроил и забыл. Наоборот, необходима постоянная ее донастройка. Во-вторых, всем сегодня предельно понятно: IT-инфраструктура и ИБ-инфраструктура не должны быть собраны из решений одного вендора. Это накладывает на разработчиков дополнительные требования к их продуктам, например к совместимости. В-третьих, завышение цен рядом вендоров на их продукты это тупиковый путь. И, наконец, благодаря повышению уровня ИБ-культуры развеялся миф о том, что SIEM нужна только для готовых инфраструктур. На самом деле это не так. Теперь требуется научиться делать наоборот, а это непросто. На этот вызов я отвечаю цитатой из мультфильма «Рататуй»: «Готовить может каждый, но лишь бесстрашные достигают величия!».
Что касается специфики организаций разных категорий, то с учетом сказанного о трендах остается наложить их на бизнес-требования, а также на финансовые и кадровые возможности. Всем известна триада ИБ: конфиденциальность, целостность и доступность. Банкам, например, важны все три компоненты, другим организациям — конфиденциальность и доступность. Поэтому надо выбрать то, что требуется именно в данной ситуации с учетом нормативных документов Банка России, а не гнаться за разрекламированными брендами с их заоблачными ценами.
Кроме того, для финансовых организаций очень важно строить архитектуру не столько под средства защиты информации, сколько под интеграцию с бизнес-приложениями. Например, для некоторых организаций антифрод немыслим без нее. Мне известно, что даже с 1С зачастую не осуществляется интеграция, а если она и есть, то на уровне простого логирования входа в систему и отслеживания неудачных попыток входа пользователей. Эта ситуация требует изменений!
— Под брендом RuSIEM разрабатывается линейка продуктов. В чем их особенности?
— В первую очередь мы движемся в сторону комплементарных продуктов. Достаточно много клиентов хотят иметь такие решения, которые дополняли бы собой ядро системы в виде SIEM. В их числе, например, EDR и система IТ-мониторинга. Но учитывая то, что я говорил о недопустимости зависимости заказчика от одного вендора, мы точно не будем заниматься разработкой антивирусов или некоторых других решений, например межсетевых экранов. Наша ниша — продукты, дополняющие систему мониторинга.
Максим Степченков (RuSIEM). Фото: RuSIEM
— Насколько много заимствований сторонних компонентов с архитектурной точки зрения? Как найти оптимальный баланс между скоростью разработки и требованиями Реестра отечественного ПО?
— Наш базовый продукт, и мы этого не скрываем, изначально стартовал с open-source, однако позже был полностью переработан собственными программистами. Причиной этого стали архитектурные и прочие особенности кода, которые ограничивали возможности масштабирования и т.д. Но для выхода на рынок в то время это было оправдано. Однако для сопровождения и развития зрелого решения нужна собственная команда разработчиков. Да и для включения в Реестр отечественного ПО — это важное условие.
Второй вариант развития компании связан приобретением продуктов на рынке. Мы рассматриваем предложения стартапов, готовы к покупкам. Здесь в приоритете вопрос соотношения цена-качество, а также «горящие глаза» участников команды. С ними у нас есть о чем поговорить.
Наконец, третий вариант — это R&D в чистом виде. В нашем случае оптимальна пропорция 50:50 — в 50% случаев мы смотрим в сторону собственной разработки новых продуктов, т.е. R&D, а другие 50% посвящены приобретениям и коллаборации с другими нишевыми игроками.
С точки зрения технологий наш фокус находится в области микросервисной архитектуры по двум основным причинам. Первая из них — повышенная отказоустройчивость. Вторая — возможность разнесения микросервисов с одного сервера на их множество, что обеспечивает масштабирование и расширяемость функционала.
— Какова роль аналитических инструментов в дальнейшем развитии?
— Аналитика сейчас должна быть везде! Например, далеко не все могут позволить себе SOC с их экспертами, а расследовать и предотвращать инциденты ИБ им необходимо. Для крупных банков, где кадровая проблема не столь остра, аналитические инструменты являются дополнительной конкурентной фишкой вендора.
А о второй причине я говорил выше — существует реальная потребность в том, чтобы часть компетенций и экспертизы производителя была «зашита» им в систему. Это помогает поддерживать SIEM с точки зрения настроек «в полной боевой готовности» в любой момент времени без наличия квалифицированного персонала.
На фоне запуска первых полисов долевого страхования жизни, которое по текущим оценкам остается довольно консервативным для клиентов, интересно рассмотреть использование международного долевого страхования жизни (МДСЖ) и оценить возможности этого продукта для резидентов РФ. В текущих экономических условиях этот инструмент может стать одним из наиболее эффективных в задаче накопления и приумножения капитала
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты