Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банк России опубликовал доклад о перспективах развития финансового рынка. Документ вынесен на общественное обсуждение до 1 сентября
Вот что я выделил для себя.
1. На рынке капитала предполагается внедрение инструментов, стимулирующих размещение классических акций и облигаций, в том числе предоставление гарантий со стороны государства и институтов развития, программ поддержки по выходу на рынок ценных бумаг для компаний, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях, а также налоговые льготы инвесторам.
2. Планируется выстраивание комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов. Такой консалтинг может включать в себя анализ индивидуальных барьеров и подходов для их устранения на пути к публичному статусу, в том числе для крупных компаний.
3. В области цифровых инноваций планируется продолжить работы по созданию благоприятных условий для развития ЦФА и УЦП. В частности, в планах — разработать правовой механизм участия традиционной торгово-расчетной инфраструктуры в обращении цифровых прав, что обеспечит условия для формирования справедливой цены данных инструментов. При этом внебиржевой оборот цифровых прав сможет осуществляться с использованием механизмов, позволяющих гарантировать расчеты («поставка против платежа»).
4. Ожидается повышение роли государственных институтов развития. Привлечение кредитных ресурсов банковского сектора для финансирования приоритетных проектов возможно, в частности, посредством предоставления банкам государственных гарантий и поручительств институтов развития или выпуска облигаций, обеспеченных такими гарантиями и поручительствами.
Проекты, которые в силу низкой окупаемости не могут конкурировать за получение банковского финансирования с учетом госгарантий, но имеют стратегическое значение для экономики, должны, по мнению Банка России, субсидироваться и (или) софинансироваться за счет прямых инвестиций государственных институтов развития.
Для этих целей хотят предусмотреть «автоматические» механизмы докапитализации институтов развития за счет бюджета. На мой взгляд, имеет смысл дополнительно оценить антикризисный потенциал инструментов секьюритизации, а также проектного финансирования без господдержки.
5. Планируется пересмотр подходов к работе негосударственных пенсионных фондов. Будет рассмотрен вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей (кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен). Также может быть изменена настройка системы вознаграждения НПФ, что позволит дополнительно стимулировать к увеличению доходов клиентов, если постоянная часть вознаграждения НПФ будет покрывать преимущественно их постоянные издержки, тогда как бонусы и дивиденды НПФ будут формироваться за счет переменной части вознаграждения, взимаемой с части их дохода, превышающей определенный бенчмарк (например, инфляцию).
6. Предлагается проработать создание финансовых продуктов для формирования долгосрочных сбережений, дополняющих продукты НПФ.
7. Акцент на защите неквалифицированного розничного инвестора.
В перечень инструментов, доступных только квалифицированным инвесторам, планируется включить иностранные финансовые инструменты, ценные бумаги, размер выплат по которым зависит от наступления или ненаступления обстоятельств, внебиржевые производные финансовые инструменты, за исключением удовлетворяющих определенным критериям.
Кроме того, планируется ужесточить требования для получения статуса квалифицированного инвестора, а также распространить действие данного статуса на все инструменты (сейчас квалификация происходит по отдельным инструментам, что, конечно, неудобно).
8. Остается актуальной ESG-повестка.
В документе ЦБ отмечается, что необходимо развитие инструментов финансирования проектов в области новой энергетики, декарбонизации и адаптации к изменению климата, защиты окружающей среды, решения социальных вопросов, обеспечения технологического суверенитета и модернизации экономики. Также, в частности, планируется:
Кроме того, отмечается важность развития национальной системы углеродного регулирования и системы биржевой торговли углеродными единицами с привлечением клиринговой инфраструктуры для целей обеспечения расчетов по модели «поставка против платежа» (DVP).
9. Подчеркивается актуальность разработки подходов к экосистемному бизнесу. За основу будет взят принцип пропорциональности, т.е. будет учитываться размер платформы/экосистемы и потенциальных рисков от их деятельности (больше требований для более крупных игроков).
Подготовлено по материалам Telegram-канала «Право на деньги»
О том, что может предложить банкам разработчик современного импортонезависимого ПО для работы с рисками, внутренним аудитом и контролем, рассказал Сергей Степаненко, директор дивизиона технологического развития управления рисками и ALM компании «Т1 Иннотех»
В этом году «Банковское обозрение» и аналитический центр «БизнесДром» составили первый рейтинг команд, которые работают с клиентами банковского private-сегмента. Учитывая непростые условия, в которых работает сегодня российская банковская система, становится очевидным, что успех и эффективность отдельных банков определяется не только ролью руководителя направления