Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Облачные технологии в биометрии оптимизируют затраты на ЕБС
11.01.2019 Аналитика
Облачные технологии в биометрии оптимизируют затраты на ЕБС

О том, как изменятся работа банков и жизнь их клиентов с введением Единой биометрической системы, а также о том, как банку просто и комфортно перейти на новый порядок, «Б.О» рассказала Елена Ходюня, коммерческий директор дирекции «Расчеты» ГК ЦФТ



Елена Ходюня, ЦФТ. Фото: Константин Родионов / «Б.О» — Елена, согласно Закону № 482-ФЗ, банки обязаны взаимодействовать с ЕБС и ЕСИА для передачи биометрических данных. Как вы считаете, это драйвер для развития рынка или, наоборот, некая проблема, тормоз?

— Лет 10–15 лет назад, когда не было никакой диджитализации, не было онлайн-банкинга, все, что мы видели, — банк в его классическом исполнении: отделение и вывеска. Время шло, технологии развивались, постепенно стали появляться банки без отделений. И тогда многие к такому бизнесу относились скептически.

Что мы видим сейчас? Такие цифровые банки пользуются большим спросом.

Если рассматривать банки с отделениями — я не знаю ни одного розничного банка, у которого в портфеле продуктов отсутствуют онлайн-банкинг и возможность клиенту получить услугу дистанционно. В Москве, например, все давно привыкли работать с банком в смартфоне. Биометрическая система — просто еще один канал в дистанционном банкинге. Если ранее клиенты обслуживались удаленно только в своих кредитных организациях, то теперь они смогут получить ту же услугу в любом банке.

Конечно, каждая новая система должна быть подконтрольной, поэтому мы видим новые нормативные акты, которыми стала обрастать ЕБС. Практически любое изменение законодательства предполагает внесение изменений в банковские процессы, что грозит банку дополнительными расходами, в том числе на IТ-инфраструктуру. Именно поэтому кто-то воспринимает такое нововведение как обузу. Но отношение банков скоро изменится. По нашим наблюдениям, оно уже меняется.

— Можно ли сказать, что у крупных банков одно отношение, у небольших — другое?

— У ЦФТ более 150 клиентов среди российских банков. И в крупных, и в небольших банках есть как сторонники, так и противники ЕБС. Примерно поровну. Надо сказать, что в начале пути мало кто думал об удаленной идентификации, главным было — выполнить требования законодательства; спустя полгода многие банки уже спрашивают у нас, будет ли у ЦФТ решение для удаленной идентификации клиентов в ЕБС. Наш ответ — «Будет», а это означает, что банки стали видеть такой сервис и его преимущества.

— Что может удешевить ПО и оборудование для работы с ЕБС?

— Хотелось бы разделить все расходы, которые возникают у банка, на две большие части. Первая часть — это программное обеспечение, вторая — оборудование.

В части программного обеспечения ЦФТ придерживается открытой и гибкой ценовой политики. Информация о ценах доступна, ее всегда можно посмотреть на нашем сайте в каталоге приложений. Гибкая цена означает, что мы готовы договариваться, идти навстречу клиентам и рассматривать те ценовые предложения, которые будут комфортны для банка.

Решение «под ключ» с учетом программного обеспечения стартует от 3,5 млн рублей

По оборудованию — у банков уже есть компьютеры, на которых работают операторы, можно использовать их и тем самым сэкономить. Следующее — это серверное оборудование: если в банке есть свободные серверы, то можно использовать их. Оборудование по информационной безопасности также имеет разные модификации по цене и функциональным возможностям. Можно выбрать более дорогое или минимально необходимое.

Поясню на конкретных данных по затратам на ИБ (информационную безопасность). Стоимость оборудования без компьютеров на одно рабочее место оператора — от 23 тыс. рублей. Оборудование серверной части, на которой разместится Back end ПО, банкам обойдется в минимальном варианте от 100 тыс. рублей. Последняя часть, самая затратная, — модуль подписания, в состав которого входит HSM; здесь цена начинается от 1,8 млн рублей. Решение «под ключ» с учетом программного обеспечения стартует от 3,5 млн рублей.

Можно и эту сумму оптимизировать, если передать всю серверную часть в ЦФТ на аутсорсинг. Технически мы уже готовы, и на сегодняшний день более 30 банков — в процессе подключения к нашему облаку. По цене можно ориентироваться на то, что разовые затраты на аутсорсинг будут минимум в два раза ниже, чем затраты на «домашний» вариант.

— Что легло в основу концепции разработанных ЦФТ решений по регистрации и идентификации в ЕБС, в чем ее отличие от аналогов у других вендоров?

— Как бы это громко ни звучало, но в основе концепции — люди. Ведь если посмотреть на весь процесс покупки-продажи банковской услуги (продукта) с помощью биометрии, совершенно точно определяется круг участников этого процесса как со стороны банка, так и со стороны клиента.

Первая сторона — это клиент, для которого важно, чтобы процесс регистрации в ЕБС был максимально комфортным и невидимым. Сейчас он составляет 3-4 минуты. Это время мы замеряли совместно с МТС-Банком в рамках «пилота» в одной из точек обслуживания.

Вторая сторона — это подразделения банка, участвующие в этих процессах, например департаменты банков, которые курируют работу операционистов в офисах. Ведь если оператор будет регистрировать клиента в ЕБС в течение 30 мин, то совершенно очевидно, что в день ему удастся обслужить гораздо меньше клиентов, что, несомненно, повлечет за собой снижение доходности офиса, а это недопустимо, именно поэтому мы максимально автоматизировали процесс, чтобы банк мог такую возможность клиенту предлагать и это не сказывалось негативно на бизнесе. В нашем случае он должен сделать всего четыре действия, чтобы зарегистрировать клиента в ЕБС: проверить учетную запись в ЕСИА, сфотографировать клиента и записать его голос, подписать согласие, отправить данные в ЕБС. При этом специального обучения операторов не требуется, процесс выстроен логически, и система сама предложит сделать каждый следующий шаг.

Еще одна категория сотрудников банка, о которых мы подумали, — службы информационных технологий, которые будут заниматься внедрением. Им важно дать готовый инсталляционный пакет настроек, в котором даже серверную часть можно включить по «кнопке». Поэтому процесс развертывания системы сводится к нулю. Можно сказать, что внедрение просто не требуется.

На сегодняшний день более 30 банков — в процессе подключения к нашему облаку

Нельзя не упомянуть службу информационной безопасности банка. Мы продумали за коллег ту архитектуру, которую банк может спокойно использовать у себя. Мы предлагаем несколько вариантов архитектуры решения по информационной безопасности: более дорогой, когда встроены сложные процессы, и более доступный, когда мы на прикладном уровне работаем и защищаем наши биометрические данные. Оба уровня полностью легитимны.

Ответ на второй вопрос: чем мы отличаемся от других вендоров? Назову несколько моментов, о которых необходимо сказать, а каждый уже для себя сам решит — аргумент это в пользу ЦФТ или нет.

Первое — это отсутствие внедрения и бесплатный пакет консультаций, который включен в поставку. Второй немаловажный момент — мы предлагаем безлимитное число подключений, хоть один-два пользователя, хоть 20–30. Далее — качество. Уже более пяти лет мы производим продукты по автоматизации процессов электронного взаимодействия банков с государственными органами. Ежегодно продукты ЦФТ выбирает все большее количество клиентов, а это, по нашему мнению, показатель доверия и качества.

Наконец, еще один момент — «коробка». Кастомизация для любого банка — это всегда дополнительные расходы. Мы же предоставляем коробочное решение для регистрации и идентификации клиентов, имеющее готовую интеграцию с другими продуктами компании ЦФТ: ДБО Faktura.ru, ЦФТ-Банк и API для подключения внешних ИС банка.

— Каковы варианты использования модуля удаленной идентификации (самостоятельное решение и интегрированное в ДБО Faktura.ru)?

— Напомню, что после того, как ЕБС пополнится биометрическими образцами, все зарегистрированные в системе пользователи смогут получать услуги любого банка удаленно, зайдя на его сайт или на маркетплейс. С момента, когда клиент нажал кнопку «хочу» на сайте банка, и до момента, когда продукт получен, происходит процедура идентификации в ЕБС. Здесь часть задач закрывает сайт «Госуслуги», на который клиент будет перенаправлен, там клиент сдаст свои биометрические данные для дальнейшего сравнения с эталоном, хранящимся в ЕБС. Основная задача модуля удаленной идентификации, который мы предлагаем, — получить на выходе «да» (клиент верифицирован) или «нет» (клиент не верифицирован) и передать эту информацию в ИС банка. При этом есть другая часть, которая также требует автоматизации банковских процессов. Модуль удаленной идентификаци, должен взаимодействовать с клиентом, сообщать ему информацию о дальнейших шагах, с другой стороны, необходимо взаимодействовать с АБС, так как, прежде чем открывать продукт, мы обязательно должны клиента проверить по Закону № 115-ФЗ. С третьей стороны — взаимодействие с ДБО: клиенту требуется предоставить доступ в онлайн-банкинг. Модуль удаленной идентификации, который мы разработали, учитывает все эти особенности. Мы уже ведем доработки в АБС ЦФТ-Банк и ДБО Faktura.ru, для того чтобы клиентам ЦФТ предоставить максимально законченный продукт.

— То есть изменять существующую АБС не потребуется?

— Конечно, не потребуется, потому что наше решение полностью автономно. Есть API, к которому можно подключить любую информационную систему.

— Насколько сложно внедрение решений ЦФТ? О чем говорят кейсы, например, в МТС-Банке?

— МТС-Банк был с нами с самого начала пути, и, конечно, мы сталкивались с некоторыми трудностями. Несмотря на это, проект прошел достаточно гладко, в том числе во многом благодаря команде МТС-Банка, которая к работе отнеслась очень ответственно и была готова делиться банковской экспертизой с нами.

— Как обеспечивается необходимый уровень информационной безопасности? a

— Безусловно, решение спроектировано и разработано с учетом всех требований информационной безопасности. В ЦФТ под проект были выделены сотрудники информационной безопасности, которые курируют этот проект. В 2019 году мы планируем закончить процедуру оценки влияния (контроля встраивания) средств криптографической защиты. Эту процедуру предстоит пройти всем вендорам, которые такое решение предлагают рынку. Конечно, у ЦФТ есть все необходимые лицензии ФСБ и ФСТЭК для проведения таких работ.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной