Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Облачные технологии в биометрии оптимизируют затраты на ЕБС
11.01.2019 Аналитика
Облачные технологии в биометрии оптимизируют затраты на ЕБС

О том, как изменятся работа банков и жизнь их клиентов с введением Единой биометрической системы, а также о том, как банку просто и комфортно перейти на новый порядок, «Б.О» рассказала Елена Ходюня, коммерческий директор дирекции «Расчеты» ГК ЦФТ


Фаина Филина
Обозреватель
Банковское обозрение
Елена Ходюня
коммерческий директор дирекции «Расчеты» ГК ЦФТ

Елена Ходюня, ЦФТ. Фото: Константин Родионов / «Б.О» — Елена, согласно Закону № 482-ФЗ, банки обязаны взаимодействовать с ЕБС и ЕСИА для передачи биометрических данных. Как вы считаете, это драйвер для развития рынка или, наоборот, некая проблема, тормоз?

— Лет 10–15 лет назад, когда не было никакой диджитализации, не было онлайн-банкинга, все, что мы видели, — банк в его классическом исполнении: отделение и вывеска. Время шло, технологии развивались, постепенно стали появляться банки без отделений. И тогда многие к такому бизнесу относились скептически.

Что мы видим сейчас? Такие цифровые банки пользуются большим спросом.

Если рассматривать банки с отделениями — я не знаю ни одного розничного банка, у которого в портфеле продуктов отсутствуют онлайн-банкинг и возможность клиенту получить услугу дистанционно. В Москве, например, все давно привыкли работать с банком в смартфоне. Биометрическая система — просто еще один канал в дистанционном банкинге. Если ранее клиенты обслуживались удаленно только в своих кредитных организациях, то теперь они смогут получить ту же услугу в любом банке.

Конечно, каждая новая система должна быть подконтрольной, поэтому мы видим новые нормативные акты, которыми стала обрастать ЕБС. Практически любое изменение законодательства предполагает внесение изменений в банковские процессы, что грозит банку дополнительными расходами, в том числе на IТ-инфраструктуру. Именно поэтому кто-то воспринимает такое нововведение как обузу. Но отношение банков скоро изменится. По нашим наблюдениям, оно уже меняется.

— Можно ли сказать, что у крупных банков одно отношение, у небольших — другое?

— У ЦФТ более 150 клиентов среди российских банков. И в крупных, и в небольших банках есть как сторонники, так и противники ЕБС. Примерно поровну. Надо сказать, что в начале пути мало кто думал об удаленной идентификации, главным было — выполнить требования законодательства; спустя полгода многие банки уже спрашивают у нас, будет ли у ЦФТ решение для удаленной идентификации клиентов в ЕБС. Наш ответ — «Будет», а это означает, что банки стали видеть такой сервис и его преимущества.

— Что может удешевить ПО и оборудование для работы с ЕБС?

— Хотелось бы разделить все расходы, которые возникают у банка, на две большие части. Первая часть — это программное обеспечение, вторая — оборудование.

В части программного обеспечения ЦФТ придерживается открытой и гибкой ценовой политики. Информация о ценах доступна, ее всегда можно посмотреть на нашем сайте в каталоге приложений. Гибкая цена означает, что мы готовы договариваться, идти навстречу клиентам и рассматривать те ценовые предложения, которые будут комфортны для банка.

Решение «под ключ» с учетом программного обеспечения стартует от 3,5 млн рублей

По оборудованию — у банков уже есть компьютеры, на которых работают операторы, можно использовать их и тем самым сэкономить. Следующее — это серверное оборудование: если в банке есть свободные серверы, то можно использовать их. Оборудование по информационной безопасности также имеет разные модификации по цене и функциональным возможностям. Можно выбрать более дорогое или минимально необходимое.

Поясню на конкретных данных по затратам на ИБ (информационную безопасность). Стоимость оборудования без компьютеров на одно рабочее место оператора — от 23 тыс. рублей. Оборудование серверной части, на которой разместится Back end ПО, банкам обойдется в минимальном варианте от 100 тыс. рублей. Последняя часть, самая затратная, — модуль подписания, в состав которого входит HSM; здесь цена начинается от 1,8 млн рублей. Решение «под ключ» с учетом программного обеспечения стартует от 3,5 млн рублей.

Можно и эту сумму оптимизировать, если передать всю серверную часть в ЦФТ на аутсорсинг. Технически мы уже готовы, и на сегодняшний день более 30 банков — в процессе подключения к нашему облаку. По цене можно ориентироваться на то, что разовые затраты на аутсорсинг будут минимум в два раза ниже, чем затраты на «домашний» вариант.

— Что легло в основу концепции разработанных ЦФТ решений по регистрации и идентификации в ЕБС, в чем ее отличие от аналогов у других вендоров?

— Как бы это громко ни звучало, но в основе концепции — люди. Ведь если посмотреть на весь процесс покупки-продажи банковской услуги (продукта) с помощью биометрии, совершенно точно определяется круг участников этого процесса как со стороны банка, так и со стороны клиента.

Первая сторона — это клиент, для которого важно, чтобы процесс регистрации в ЕБС был максимально комфортным и невидимым. Сейчас он составляет 3-4 минуты. Это время мы замеряли совместно с МТС-Банком в рамках «пилота» в одной из точек обслуживания.

Вторая сторона — это подразделения банка, участвующие в этих процессах, например департаменты банков, которые курируют работу операционистов в офисах. Ведь если оператор будет регистрировать клиента в ЕБС в течение 30 мин, то совершенно очевидно, что в день ему удастся обслужить гораздо меньше клиентов, что, несомненно, повлечет за собой снижение доходности офиса, а это недопустимо, именно поэтому мы максимально автоматизировали процесс, чтобы банк мог такую возможность клиенту предлагать и это не сказывалось негативно на бизнесе. В нашем случае он должен сделать всего четыре действия, чтобы зарегистрировать клиента в ЕБС: проверить учетную запись в ЕСИА, сфотографировать клиента и записать его голос, подписать согласие, отправить данные в ЕБС. При этом специального обучения операторов не требуется, процесс выстроен логически, и система сама предложит сделать каждый следующий шаг.

Еще одна категория сотрудников банка, о которых мы подумали, — службы информационных технологий, которые будут заниматься внедрением. Им важно дать готовый инсталляционный пакет настроек, в котором даже серверную часть можно включить по «кнопке». Поэтому процесс развертывания системы сводится к нулю. Можно сказать, что внедрение просто не требуется.

На сегодняшний день более 30 банков — в процессе подключения к нашему облаку

Нельзя не упомянуть службу информационной безопасности банка. Мы продумали за коллег ту архитектуру, которую банк может спокойно использовать у себя. Мы предлагаем несколько вариантов архитектуры решения по информационной безопасности: более дорогой, когда встроены сложные процессы, и более доступный, когда мы на прикладном уровне работаем и защищаем наши биометрические данные. Оба уровня полностью легитимны.

Ответ на второй вопрос: чем мы отличаемся от других вендоров? Назову несколько моментов, о которых необходимо сказать, а каждый уже для себя сам решит — аргумент это в пользу ЦФТ или нет.

Первое — это отсутствие внедрения и бесплатный пакет консультаций, который включен в поставку. Второй немаловажный момент — мы предлагаем безлимитное число подключений, хоть один-два пользователя, хоть 20–30. Далее — качество. Уже более пяти лет мы производим продукты по автоматизации процессов электронного взаимодействия банков с государственными органами. Ежегодно продукты ЦФТ выбирает все большее количество клиентов, а это, по нашему мнению, показатель доверия и качества.

Наконец, еще один момент — «коробка». Кастомизация для любого банка — это всегда дополнительные расходы. Мы же предоставляем коробочное решение для регистрации и идентификации клиентов, имеющее готовую интеграцию с другими продуктами компании ЦФТ: ДБО Faktura.ru, ЦФТ-Банк и API для подключения внешних ИС банка.

— Каковы варианты использования модуля удаленной идентификации (самостоятельное решение и интегрированное в ДБО Faktura.ru)?

— Напомню, что после того, как ЕБС пополнится биометрическими образцами, все зарегистрированные в системе пользователи смогут получать услуги любого банка удаленно, зайдя на его сайт или на маркетплейс. С момента, когда клиент нажал кнопку «хочу» на сайте банка, и до момента, когда продукт получен, происходит процедура идентификации в ЕБС. Здесь часть задач закрывает сайт «Госуслуги», на который клиент будет перенаправлен, там клиент сдаст свои биометрические данные для дальнейшего сравнения с эталоном, хранящимся в ЕБС. Основная задача модуля удаленной идентификации, который мы предлагаем, — получить на выходе «да» (клиент верифицирован) или «нет» (клиент не верифицирован) и передать эту информацию в ИС банка. При этом есть другая часть, которая также требует автоматизации банковских процессов. Модуль удаленной идентификаци, должен взаимодействовать с клиентом, сообщать ему информацию о дальнейших шагах, с другой стороны, необходимо взаимодействовать с АБС, так как, прежде чем открывать продукт, мы обязательно должны клиента проверить по Закону № 115-ФЗ. С третьей стороны — взаимодействие с ДБО: клиенту требуется предоставить доступ в онлайн-банкинг. Модуль удаленной идентификации, который мы разработали, учитывает все эти особенности. Мы уже ведем доработки в АБС ЦФТ-Банк и ДБО Faktura.ru, для того чтобы клиентам ЦФТ предоставить максимально законченный продукт.

— То есть изменять существующую АБС не потребуется?

— Конечно, не потребуется, потому что наше решение полностью автономно. Есть API, к которому можно подключить любую информационную систему.

— Насколько сложно внедрение решений ЦФТ? О чем говорят кейсы, например, в МТС-Банке?

— МТС-Банк был с нами с самого начала пути, и, конечно, мы сталкивались с некоторыми трудностями. Несмотря на это, проект прошел достаточно гладко, в том числе во многом благодаря команде МТС-Банка, которая к работе отнеслась очень ответственно и была готова делиться банковской экспертизой с нами.

— Как обеспечивается необходимый уровень информационной безопасности? a

— Безусловно, решение спроектировано и разработано с учетом всех требований информационной безопасности. В ЦФТ под проект были выделены сотрудники информационной безопасности, которые курируют этот проект. В 2019 году мы планируем закончить процедуру оценки влияния (контроля встраивания) средств криптографической защиты. Эту процедуру предстоит пройти всем вендорам, которые такое решение предлагают рынку. Конечно, у ЦФТ есть все необходимые лицензии ФСБ и ФСТЭК для проведения таких работ.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной