Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Организация эффективной системы управления проблемной задолженностью корпоративных должников банка
19.10.2014

Организация эффективной системы управления проблемной задолженностью корпоративных должников банка

В целях формирования понимания, какая же система управления проблемной задолженностью (далее — система) будет эффективной, необходимо, прежде всего, определиться с объектом управления такой системы


В качестве объекта управления мы рассматриваем не только проблемную задолженность как таковую, но и ее жизненный цикл. То есть в качестве объекта управления нашей системы выступает проблемный актив на протяжении всего его жизненного цикла.

Под жизненным циклом проблемного актива мы понимаем временной промежуток от момента выявления проблемного актива до его списания с внебалансового учета (при самых неблагоприятных обстоятельствах) или до момента полного урегулирования (погашения) (см. рис. 1).

 

 

В общем виде жизненный цикл проблемного актива можно условно разделить на 3 основных этапа:

1) признание актива проблемным;

2) урегулирование проблемного актива;

3) списание проблемного актива.

Представленные этапы тесно связаны между собой, и успех в управлении, то есть максимальный эффект, может быть достигнут при грамотной работе взыскателя на каждом из этапов. Рассмотрим указанные этапы более подробно.

Признание актива проблемным

Целью этапа является своевременное выявление проблемного актива для оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию (см. рис. 2).

 

 

Как правило, проблемная задолженность не возникает внезапно и ниоткуда, а имеет так называемый период вызревания, который сопровождается возникновением тех или иных признаков (критериев) проблемности. Выявление, сбор, контроль, фиксация, анализ, прогнозирование появления возможных признаков проблемности является неотъемлемой составляющей процессов признания актива проблемным (см. рис. 3)

 

 

Имея в своем распоряжении так называемую матрицу критериев проблемности и анализируя портфель на предмет выявления активов с признаками проблемности, существенности таких признаков, кредитор имеет возможность определить и выбрать из портфеля активов те, которые с определенной долей вероятности могут перейти в категорию проблемных (см. рис. 4).

 

 

Таким образом кредитор формирует так называемую систему раннего предупреждения о возможных убытках, что помогает ему (кредитору) приступить непосредственно к процедурам урегулирования (взыскания) тогда, когда еще есть с кого и за счет чего осуществлять погашение задолженности (см. рис. 5).

 

 

Урегулирование проблемного актива

Цель рассматриваемого этапа — создание условий, определение сил, средств и методов, выработка и реализация последовательности действий и процедур, направленных на максимальное удовлетворение требований кредитора в разумные короткие сроки.

Когда актив признан проблемным, возникает ряд вопросов: что делать дальше? с чего начинать? к кому обращаться?.. и т. д. То есть каждый взыскатель пытается определить для себя, какие методы, способы, средства использовать, какие ресурсы привлекать, чтобы не выпустить ситуацию из-под контроля и в кратчайшие сроки максимально удовлетворить свои требования, минимизировать возможные убытки.

Для того чтобы однозначно ответить на такие вопросы, взыскатель обращается к имеющемуся в его распоряжении инструментарию урегулирования (см. рис. 6).

 

 

Под урегулированием мы понимаем процесс всестороннего интенсивного воздействия на должников (основных, акцессорных), вынуждающий добровольно или принудительно обязывающий погасить задолженности.

Имея в своем распоряжении представленные на схеме инструменты урегулирования и понимая причины и характер проблем должника, взыскатель выстраивает четкую схему и последовательность своих действий — разрабатывает план взыскания (план мероприятий по работе с проблемным активом), в котором фиксируются все необходимые мероприятия, направленные на скорейшее максимальное удовлетворение требований кредитора, фиксируются сроки их выполнения и ответственные исполнители.

План мероприятий по работе с проблемным активом — документ, содержащий комплекс мероприятий по работе с конкретным проблемным активом, направленных на максимальное удовлетворение требований кредитора по проблемному активу. Разрабатывается с учетом текущей и прогнозной оценки ситуации по проблемному активу, фиксирует конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных исполнителей.

Учитывая специфичность каждого из инструментариев кредитора (внесудебное урегулирование, претензионная работа, судебное взыскание, исполнительное производство, банкротство, уголовное преследование), план мероприятий по работе с проблемным активом должен разрабатываться с учетом такой специфичности, то есть при участии специалистов разных профессиональных направлений: экономиста (в том числе кредитного специалиста), юриста, специалиста службы безопасности (см. рис. 7).

 

 

Утвердив разработанный план взыскания и отработав по нему мероприятия, в конечном итоге взыскатель получит некоторый ожидаемый результат, который и будет являться тем самым максимально возможным результатом работы по урегулированию проблемного актива (см. рис. 8).

 

 

Списание проблемного актива

Списание проблемного актива — как правило, финальная стадия работы с проблемным активом и его жизненного цикла в целом, когда использованы все возможные механизмы урегулирования и дальнейшая работа либо бессмысленна (не принесет должного результата), либо экономически нецелесообразна (см. рис. 9).

 

 

Целью данного этапа является «расчистка» баланса кредитора.

Рассмотрев этапы жизненного цикла проблемного актива, можно сделать следующие выводы:

— воздействовать на проблемный актив и проблемных должников необходимо на всех этапах жизненного цикла проблемного актива;

— от своевременности процедур воздействия на проблемный актив и их адекватности текущей ситуации во многом зависит и результат взыскания.

Таким образом, настало время попробовать ответить на вопрос: а какая же система управления проблемной задолженностью будет эффективной и почему? Для ответа на него обратимся к схеме, на которой представлен все тот же жизненный цикл проблемного актива, только с точки зрения длительности процедур взыскания и вероятности максимального удовлетворения требований кредитора (см. рис. 10).

 

 

Практика показывает, что линия тренда, отражающая зависимость вероятности максимального удовлетворения требований кредитора от длительности и своевременности тех или иных мероприятий взыскания, имеет нисходящее значение. То есть чем раньше принимаются адекватные сложившейся ситуации решения и действия, чем быстрее мы начинаем именно правильную, качественную работу с активом, тем вероятность максимального удовлетворения наших требований существенно возрастает.

Таким образом, система управления проблемной задолженностью эффективна, если она обеспечивает:

— максимально возможное удовлетворение требований кредитора («много»);

— минимальную длительность процедур урегулирования («быстро»);

— минимальные затраты на содержание системы управления («дешево»).

Как же должна быть построена такая система? Практика показывает, что одним из способов достижения эффективности системы управления проблемной задолженностью с точки зрения определенных нами критериев («много», «быстро», «дешево») является построение системы с такой структурой, когда в рамках одного подразделения банка (отдел, департамент, проект, служба, рабочая группа) в обязательном порядке будут сосредоточены специалисты 3-х основных направлений (блоков): экономисты, юристы, специалисты по безопасности. Причем полное взаимодействие и, что немаловажно, полное взаимопонимание между ними должно быть обеспечено как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях управления (см. рис. 11).

 

 

Примерный функционал, возлагаемый на экономический блок рассматриваемой системы, следующий (см. рис. 12).

 

 

Экономический блок полностью охватывает все аспекты экономической деятельности должников (анализ финансово-хозяйственной деятельности, отчетности, договорной базы, контроль исполнения обязательств должниками и их контрагентами, исполнение налоговых обязательств и т. д.) и системы в целом (анализ показателей деятельности, прогнозирование портфеля проблемных активов, резервирование, сопровождение активов в соответствии с требованиями нормативных документов банка и Центрального Банка и т. д.).

Функционал юридического направления системы включает в себя следующее.

 

ФУНКЦИОНАЛ ЮРИДИЧЕСКОГО БЛОКА

• Правовая экспертиза договорной документации;
• Подготовка правовых заключений по реализации отдельных мероприятий на всех этапах работы с проблемной задолженностью;
• Анализ судебной практики и выработка рекомендаций по оптимизации мероприятий по работе с проблемной задолженностью;
• Правовая экспертиза учредительных документов;
• Претензионно-исковая работа по взысканию проблемной задолженности;
• Сопровождение исполнительных производств;
• Инициирование и сопровождение процедур банкротства…

 

Юридический блок полностью обеспечивает юридическое сопровождение процедур урегулирования и защиту интересов кредитора при работе с проблемными активами (претензионная работа, суды, исполнительные производства, банкротства, правовая экспертиза ситуаций при взыскании и т. д.).

Блоку безопасности системы отведен следующий функционал.

 

ФУНКЦИОНАЛ БЛОКА БЕЗОПАСНОСТИ

• Сбор информации о деловой репутации, области бизнес — интересов, имуществе проблемного должника;
• Розыск проблемного должника (его представителей);
• Выявление имущества и денежных средств должника;
• Проверка признаков нарушения должниками УК РФ;
• Подготовка и направление документов (в т.ч. заявлений) в правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушения УК РФ;
• Организация взаимодействия с правоохранительными органами по факту проверки заявлений кредитора;
• Обжалование отказов в возбуждении уголовных дел, в случае наличия оснований;
• Выявление и пресечение (при необходимости совместно с правоохранительными органами) противоправной деятельности сотрудников, использующих должностное положение в ущерб экономическим интересам кредитора;
• Участие в переговорах с представителями должников;
• Участие в проверках залогового имущества;
• Участие в мероприятиях по выявлению причин и лиц, виновных в утрате залога;
• Участие в мероприятиях по организации обеспечения сохранности залогового имущества…

 

Блок безопасности обеспечивает систему достоверной информации о должниках и их имущественном положении, их деловой репутации, наличии оснований для обращения в правоохранительные органы, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами и т. д.

Что получает кредитор, используя представленный подход к построению системы управления проблемной задолженностью?

Кредитор получает:

— минимизацию временных затрат на всех этапах взыскания;

— комплексный (всесторонний) подход к процессу взыскания за счет концентрации в рамках одного подразделения специалистов необходимого профиля;

— ответственность за результат на каждом этапе взыскания;

— самостоятельность (минимальная бюрократизация, самодостаточность, полномочия и т. д.);

— компетентность;

— динамичность, гибкость;

— прогнозируемость затрат на содержание системы управления в зависимости от прогнозов о перспективах качества портфеля активов.

 

ФУНКЦИОНАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА

• Организация, реализация, корректировка и контроль мероприятий на всех этапах работы с проблемной задолженностью;
• Комплексная оценка текущего состояния проблемного актива;
• Прогноз возможных сценариев развития ситуации с активом;
• Организация и реализация комплекса мероприятий и процедур внесудебного и судебного характера, направленных на возврат задолженности и/или реализацию прав (требований) по проблемному активу, реализацию / принятие на баланс обеспечения;
• Координация действий заинтересованных специалистов (подразделений) в ходе взыскания и/или урегулирования задолженности;
• Организация и проведение переговоров с должниками/акцессорными должниками, с потенциальными покупателями прав (требований) по проблемному активу,
залога;
• Оформление и подготовка к подписанию необходимых договоров и соглашений, обеспечение их согласования, а также контроль за исполнением действующих договоров и соглашений и иных документов по урегулированию задолженности. Контроль за надлежащим исполнением должником обязательств;
• Сопровождение проблемных активов;
• Организация работы по списанию безнадежной к взысканию задолженности;
• Сбор, учет, хранение, анализ получаемой информации о состоянии проблемных активов в целом по портфелю;
• Подготовка аналитических сводок, управленческой отчетности, материалов для руководства;
• Подготовка информации по запросам проверяющих и иных заинтересованных органов…

 

Таким образом, свойства рассмотренной системы управления проблемной задолженностью соответствуют установленным нами критериям ее эффективности («много», «быстро», «дешево»), а следовательно, предложенная система является эффективной.

Опыт применения на практике такой системы свидетельствует о ее способности решать задачи различной сложности, позволяет говорить о ее эффективности.

Как правило, проблемная задолженность не возникает внезапно и ниоткуда, а имеет так называемый период вызревания, который сопровождается возникновением тех или иных признаков (критериев) проблемности

В заключение рассмотрим некоторые особенности представленной системы управления проблемной задолженностью корпоративных должников банка:

• при незначительной доработке позволяет учитывать специфику работы с филиальной сетью банка;

• не в полном объеме охватывает работу с непрофильными активами (реализация имущества, прав (требований), принятых на баланс кредитора в счет погашения задолженности по проблемному активу (требуется доработка с учетом специфики организационно-штатной структуры кредитора);

• возможный конфликт интересов в организационно-штатной структуре кредитора;

• при незначительной доработке возможно использовать коллекторские агентства;

• возможность автоматизации процессов взыскания проблемной задолженности юридических лиц.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ