Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Организация обучения и управление знаниями в коммерческих банках
14.03.2014 Аналитика
Организация обучения и управление знаниями в коммерческих банках

В условиях жесткой банковской конкуренции все большее значение приобретают вопросы, связанные с получением банками конкурентных преимуществ: более привлекательные для клиента и высокодоходные продукты, использование высокоэффективных каналов продаж и высокий уровень компетенций сотрудников банка. Ключевым фактором, влияющим на получение конкурентных преимуществ, безусловно, является организация процессов обучения и повышения профессионального уровня сотрудников, а также управление знаниями



Управление знаниями в коммерческом банке — это группа системных процессов, благодаря которым явные и неявные знания, необходимые для функционирования банка и получения прибыли, приобретаются, создаются, хранятся и накапливаются, передаются сотрудникам и применяются ими.
Хочется сразу обратить внимание на один нюанс, связанный с ограничением в использовании IT в области организации обучения и управления знаниями, — они могут быть применены только при работе с явными знаниями. Для работы с неявными знаниями, а также для процесса перевода неявных знаний в явные IT не могут быть использованы. Еще одной важной функцией IT является организация и упрощение коммуникаций между сотрудниками.
Наверное, самый важный вопрос, на который банки часто не имеют ответа, состоит в том, каким должен быть банк, который успешно организует обучение и управление знаниями? Попробуем сформулировать ответ на этот вопрос следующим  образом:
сотрудники банка при работе с клиентами и взаимодействии с другими сотрудниками ведут себя так, как если бы они располагали знаниями всего банка (всех сотрудников банка);
сотрудники банка всегда точно знают, где можно получить информацию, необходимую для выполнения их должностных обязанностей;
сотрудники банка при работе с клиентами стремятся применять лучший опыт, имеющийся в банке, а также стараются передать собственные знания другим сотрудникам.
Многие банки вводят соответствующие операционные стандарты для сотрудников при проведении тех или иных операций, хранят...