Банковское обозрение

Финансовая сфера


11.08.2020 Аналитика
Особый путь Open Banking

Какими будут «открытые» сервисы и платформы?


Концепция Open Banking в ближайшем будущем может получить дополнительный стимул для развития. Как стало известно на конференции «Open Banking. API-менеджмент и экосистемы», которую провел журнал «Банковское обозрение», уже разработаны стандарты использования технологии.

Мероприятие прошло в «гибридном» онлайн/офлайн-формате: две трети участников и несколько спикеров принимали в нем участие дистанционно.

Миссия открытого банкинга многогранна: это стимулирование развития финансовых технологий, преодоление технологической косности банков, создание более удобных для потребителя интерфейсов, расширение продуктовой линейки и многое другое. Через открытые API любая компания может «включиться в розетку» и получить доступ к клиентам банка. Банк при этом выполняет функции backend-оператора, а с потребителем на frontend взаимодействует финтех-стартап или любой другой агент.

Согласно исследованию Juniper Research, общее число пользователей открытого банкинга в мире в 2019 году составляло 18 млн, а к 2021 году достигнет уже 40 млн. В свою очередь, исследование Finastra выявило, что среди 774 опрошенных банков по всему миру 86% хотят использовать API в рамках открытого банкинга в ближайшие 12 месяцев.

Когда что-то пошло не так

Несколько лет назад европейские финансовые регуляторы разочаровались в качестве банковских интерфейсов, которые банки были не заинтересованы развивать. Для того чтобы «расшевелить» банковский сектор, регуляторы приняли платежную директиву PSD2. Предполагалось, что за счет доступа к обширной клиентской базе финтех получит бурное развитие.

Сегодня 62,8% финансовых организаций в Европе, по данным Tink, увеличивают затраты на открытые API. Среднегодовые темпы роста затрат на Open API в Европе составляют более 20%, а средний прогноз возврата инвестиций в финансовых организациях — четыре года.

Изначально при использовании открытого банкинга предполагалось, что банки предоставят свободный доступ к своим IТ-системам всем желающим бесплатно и без специального договора. Некоторые банки поняли, что лучше не бороться с этой тенденцией, а возглавить ее, поскольку открытый банкинг сулит новые возможности для бизнеса, а значит, и дополнительный доход — технология минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором, увеличивает скорость финансовых операций и экономит на ручном труде.

Несмотря на столь радужные вводные, концепция Open Banking на практике обрела не совсем те черты, которые ожидались. «Концепция открытого банкинга размывается, — отметил на конференции исполнительный директор Ассоциации электронных денег (АЭД) Павел Шуст. — На рынке недостаточный уровень кооперации, игроков очень тяжело объединить. Сейчас Open Banking дрейфует в сторону Open Finance — нового подхода к управлению персональными данными». Регуляторы в Европе переоценили активность финтехов и не получили 3 млн новых интерфейсов, но вместо этого подстегнули активность IТ-гигантов, которые становятся новыми монополиями. Как полагают эксперты, аналогичная ситуация может сложиться и в России, как только у IТ-компаний появится возможность прямого доступа к клиентам банков.

Открытый банкинг в России: акцент на b2b

В нашей стране мотивы популяризации Open API отличны от европейских. На рынке, где каждый небольшой региональный банк имеет приложение лучше, чем любой крупный банк в Европе, стояла задача найти перспективную нишу, заявил Алексей Петров, сооснователь и генеральный директор APIBank. И, похоже, она обнаружилась в сегменте b2b. Так, APIBank выступил в качестве хаба для проекта Letyshop — маркетингового кэшбэка, реализуемого при помощи виртуальных карт Ак Барс Банка.

Масштабная задача Open API в России — создание сервисов для крупного бизнеса — например, корпоративных казначейств, которые хотят управлять своими финансовыми потоками из собственных ERP-систем, отметил модератор конференции Данил Поминов. Развитие банковских маркетплейсов и экосистем, расширение партнерского и агентского взаимодействия, оптимизация IТ-инфраструктуры — вот неполный список сопутствующих целей, в достижении которых может помочь Open Banking.

Данил Поминов, модератор конференции. Фото: «Б.О»

Данил Поминов, модератор конференции. Фото: «Б.О»

Например, Банк ДОМ.РФ использует Open API для оптимизации взаимодействия со страховыми компаниями. Технология сокращает количество ошибок, оптимизирует риск-скоринг, снижает расходы на сопровождение, уменьшает время заключения договоров и увеличивает уровень их пролонгации, отметил директор розничных продуктов банка Евгений Шитиков.

Открытый банкинг позволяет решить многие проблемы бизнеса, рассказал руководитель направления Open API «Тинькофф Бизнес» Роман Чатуров. С их помощью, например, строительные компании без сбоев рассчитываются с самозанятыми работниками («закрывающие» чеки выгружаются автоматически), а компании по доставке еды решили проблему фрода со стороны курьеров (на бизнес-карте всегда именно столько денег, сколько необходимо для оплаты конкретного заказа клиента).

Сфера использования открытых API многогранна. «Пять лет назад мы полностью поменяли технологическое решение, перейдя на принцип Open Source, — поделился опытом технический директор компании-вендора платежных решений RBK.money Антон Куранда. — У нас получилось около 40 тыс. живых клиентов, которые проводят по 100 транзакций в секунду для почти 50 млн клиентов». Крупный бизнес — например, большой ретейл — хочет иметь собственные платежные решения, а не зависеть от банков. Однако разработка платежной платформы занимает немало времени — до стадии MVP проходит минимум год. Через открытые API — единую точку входа — клиенты могут создавать решения «под себя» значительно быстрее. «Хочется сделать финтех массовым. Мы воспринимаем это как миссию, поэтому отдали весь наш процессинг полностью бесплатно», — добавил Антон Куранда.

Взгляд сверху: чего ждать от регулирования

В некоторых странах (в Европе, Индии) открытый банкинг внедряется директивно, в других (например, в Австралии) — рекомендательно. Третий вариант подразумевает появление частных инициатив, исходящих от отраслевых ассоциаций или индивидуальных бизнесов. Россия на данный момент ближе всего именно к такому подходу.

Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета (НПС). Фото: «Б.О»

Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета (НПС). Фото: «Б.О»

Регулирование в области открытых API в нашей стране пока достаточно свободное. Принятие специального закона, как ранее декларировал Банк России, намечено на 2021 год. Пока же Технический комитет № 122, возглавляемый первым зампредом ЦБ Ольгой Скоробогатовой, разработал проекты четырех стандартов по Open API, сообщила председатель правления Национального платежного совета (НПС) Алма Обаева. Один из стандартов касается общих положений открытых банковских интерфейсов, другой — безопасности финансовых операций на основе протоколов Open API. Еще два документа посвящены вопросам инициирования перевода денежных средств третьей стороной в валюте РФ и получению информации о счете клиента третьей стороной. В ближайшие дни представители финансового сектора должны ознакомиться с проектами стандартов и высказать свои предложения.

А драйвер кто?

В нашей стране реальным драйвером цифровых финансов являются сами банки, а не финтехи, уверен Данил Поминов.

Цифровому банку — цифровые клиенты, считает владелец продукта OpenAPI «ФК Открытие» Владимир Пономарев. «В собственной цифровизации мы уже достаточно преуспели. Теперь идет цифровизация бизнес-процессов клиентов, — пояснил он. — Клиенты хотят тянуть данные из банка — получать выписки, создавать платежки, не переключаясь между десятью окнами». Партнерский API для финтех-сервисов банк запустил в начале 2019 года, а в середине прошлого года заработал клиентский API для МСБ.

«В России драйвером внедрения каких-то новых процессов для кредитных организаций часто становятся законы или нормативные акты, — считает Алма Обаева. — Хотя, я думаю, свою роль здесь сыграют и финтехи, которые начнут предлагать банкам привлекательные продукты. Кроме того, подстегнуть развитие открытых API должна конкуренция между банками».

Александр Гришин, генеральный директор компании «Казначейские Системы». Фото: «Б.О»

Александр Гришин, генеральный директор компании «Казначейские Системы». Фото: «Б.О»

По мнению генерального директора компании «Казначейские Системы» Александра Гришина, драйвером развития открытых API должны быть клиенты. Как физические, так и юридические лица хотят удобства — в частности, работать в «мультибанке», где будет сосредоточено управление всеми счетами и продуктами. Например, корпоративные казначеи тратят огромное количество времени на работу в клиент-банках, рассказал Александр Гришин. При этом они сталкиваются с фродом. Для того чтобы решить эти проблемы, в компании придумали систему Corp.bank — «одно окно» для безопасного обмена финансовыми сообщениями между бизнесом и банками через открытые API. Все действия (включая, например, печать платежек) происходят из ERP-системы клиента. «Мы делаем один интерфейс, а клиент выбирает сам, с кем он хочет работать», — пояснил генеральный директор «Казначейских Систем». В результате на 100% снижаются трудозатраты на загрузку и обработку банковских выписок, увеличивается КПД выполнения других задач.

С точки зрения Елены Крупы, руководителя проекта по Open API Ассоциации ФинТех, драйвером развития открытого банкинга являются банковские ассоциации. Так, АФТ создает специальный портал — «среду открытых API», где будут собраны общая информация о них, включая стандарты, и «песочница», в которой можно протестировать свою технологию. «В сентябре-октябре 2020 года состоится первая волна пилотирования проекта на юридических лицах, которые находятся в процессе онлайн-кредитования», — рассказала Елена Крупа.

Елена Крупа, руководитель проекта по Open API Ассоциации ФинТех. Фото: «Б.О»

Елена Крупа, руководитель проекта по Open API Ассоциации ФинТех. Фото: «Б.О»

Рынок не ждет

Участники рынка уже несколько лет развивают сервисы — агрегаторы открытых API. Один из них — платформа открытого банкинга Q-Platform, которая на протяжении четырех лет выступает связующим звеном между банками и финтехами. Команда проекта разработала облачное решение — R&D департамент «под ключ», который дает возможность подобрать решения от российских и зарубежных финтех-компаний. «Не у каждого банка есть шанс поиграть в высшей лиге. IТ-компания с банковской лицензией — это огромные вложения. А мы предоставляем возможность банкам не из топ-10 воспользоваться всей инфраструктурой по цене одного аналитика», — прокомментировал генеральный директор Q-Platform Максим Авдеев. Поставщиками инфраструктуры также могут выступить брокеры и страховые компании, добавил он. Что же касается финтехов, то им платформа помогает максимально сократить сроки интеграции с банками.

Другой пример — агрегатор публичных и открытых API CASHOFF, который позволяет банкам, финтех-стартапам и корпоративным клиентам обогащать данные за счет открытых источников. В частности, сервис используется в работе финансового мониторинга. «Клиент в одном банке получает деньги, в другом платит налоги. У первого банка нестыковка — не уклоняется ли он от уплаты налогов? Наш сервис дает возможность сопоставить данные», — поясняет директор продукта API-шлюз CASHOFF Илья Норин. Аналогичным образом происходит онлайн-скоринг предпринимателя, который ведет счета в нескольких банках, для выдачи ему кредита «без бумажек». Кроме того, с помощью API-шлюза клиент может перенести в свою систему историю взаимодействия с предыдущим банком.

Свой путь

Как уже стало понятно, классическая модель открытого банкинга в России не заработала. Путь попадания финтехов в экосистему банка тяжел и нередко заканчивается тем, что они становятся частью экосистемы банка. Поэтому настоящих финтехов в России мало, посетовал директор по инновациям СКБ-банка Виталий Копысов. Отчасти дело в специфической конкурентной ситуации — преобладании крупнейшего игрока, который не торопится делиться своими клиентами, полагают эксперты.

«Останется ли вообще место для больших стартапов, когда крупные банки научатся быть инновационными? Тем более что многие из них уже перешли эту границу, — поставил риторический вопрос перед участниками дискуссии Данил Поминов. При этом он добавил, что едва ли не единственный настоящий российский Open Bank — Рокетбанк — в этом году закрылся.

Сергей Паршиков, управляющий директор «Сбербанк Бизнес Онлайн». Фото: «Б.О»

Сергей Паршиков, управляющий директор «Сбербанк Бизнес Онлайн». Фото: «Б.О»

Управляющий директор «Сбербанк Бизнес Онлайн» Сергей Паршиков рассказал, что крупнейший игрок приостановил экспансию комплементарных сервисов. Сегодня банк работает через открытые API с 42 небанковскими сервисами. Чтобы взаимодействовать с банком, надо подписать договор (оnboarding происходит полностью онлайн). По мнению Сергея Паршикова, API — это механизм монетизации клиентской базы и повышения привлекательности банка и его партнеров. Не все крупные игроки рынка разделяют эту точку зрения. Выступившие на конференции представители банка «Открытие» и «Тинькофф Бизнес» сказали, что предоставляют API бесплатно.

Несмотря на отчасти сложившуюся практику работы, вектор развития Open API в России зададут стандарты, которые могут быть приняты в ближайшем будущем. Не исключено, что многим игрокам рынка после этого придется «переходить на новые рельсы».

 

Алексей Петров, сооснователь и генеральный директор APIBank

Без Open API — уже никуда: эта технология — неотъемлемый инструмент цифровой экономики. Чтобы конечный пользователь мог нажатием одной кнопки купить, получить, доставить, заказать, оплатить, компаниям приходится выстраивать сложные партнерства и бизнес-процессы, которые невозможно реализовать без открытых банковских API. 

Больше всего в России этот инструмент оказался востребован в корпоративном банковском секторе, а также в агрегаторах и марктеплейсах — платформах с большим количеством расчетов между многими участниками. 

В розничном банкинге ажиотажа по поводу Open API пока нет. Но первые интересные кейсы уже начинают появляться и тут: финансовые инструменты в Ozon или офлайн-кэшбэк в LetyShops. 

Обогащать собственные продукты внешними сервисами готовы сейчас практически все, а вот отдавать обслуживание своих клиентов — единицы. 

Но Open Banking — это уже не просто инструмент, это новая бизнес-модель. Она требует переосмысления привычных подходов, кросс-индустриального обсуждения, экспериментов. 

В момент, когда банки заняты текущими, горящими задачами, на перспективу часто не остается ресурсов. Хотя будущее это не такое отдаленное и туманное, как многим может показаться. Мы видим, что постепенно внутри компаний из разных индустрий начинает прорастать спрос на банковские сервисы и продукты нового поколения, в основе которых лежит модель Bank-as-a-Service. Готовиться к обслуживанию этого спроса стоит начать уже сегодня.

 

 

Александр Гришин, генеральный директор, «Казначейские системы»

Компания «Казначейские системы» предоставляет прямой̆ безопасный̆ обмен финансовыми сообщениями между бизнесом и банками через открытые API из одного окна ERP-системы клиента. Для компаний это новая эпоха в платежном процессе. 

Есть банки, в которых технология Open API до сих пор не развита. У некоторых — свое индивидуальное решение. Разные требования к безопасности у участников рынка, разные форматы документов, разные требования к криптографии у банков, разное количество и виды подписей, которые компания должна накладывать на документы, затрудняют использование открытых API. Все эти проблемы можно решить универсальной системой Corp.bank, которая, с одной стороны, выполняет все требования банков и принимает их форматы, а с другой — предоставляет компаниям универсальное API, которое встраивается в любую ERP-систему клиента и выполняет все требования по безопасности; таким образом, компании полностью могут отказаться от клиент-банков и получить высокоскоростной сервис для интеграции с банками без посредников. Банки видят выгоду от сотрудничества с вендорами-экспертами, и большинство понимает, что мультибанковский сервис значительно облегчает жизнь участникам бизнес-процессов. Это на более чем 90% уход от ручного труда, отсутствие рисков хищения информации и денежных средств, оперативное управление ликвидностью и предоставление информации бизнесу, удобство работы из одного окна, высокая скорость передачи данных, функциональность и интеграция с другими сервисами. Открытый доступ к банковскому API выгоден банкам: они расширят каналы дистрибуции своих финансовых продуктов и сервисов с помощью сторонних организаций и информационных систем, а расширение каналов дистрибуции — потенциал для наращивания клиентской базы банка.

Какие потребности клиентов могут быть реализованы через открытые API и что для этого нужно?  При внедрении Corp.bank корпорациям наша компания сталкивается со следующими проблемами: помимо платежного процесса необходимо реализовать заявки на депозиты, кредиты, выпуск и перевыпуск сертификатов подписи, документы, связанные с зарплатными картами; передачу документов по факторингу. Для этого необходимо, чтобы банк на своей стороне выбрал удобную ему систему решений, которая поддерживает технологию открытых API, внедрить ее у себя, поддерживать и обеспечить высокую скорость работы. Еще очень важно, чтобы все банки поддерживали возможность работы через один сертификат (один токен) компании.

 

 

Илья Норин, директор продукта API-шлюз компании CASHOFF

Ключ к переходу на Open Banking — изменение потребительского поведения, с одной стороны, и изменение подхода к ведению банковского бизнеса — с другой. Реалии рынка таковы, что традиционные корпорации боятся стать просто инфраструктурными провайдерами (мы это видим на примере как телекомов, которые, по сути, в будущем нужны только как интернет-труба, так и традиционных банков, чье будущее представляется туманным). Именно поэтому корпорации занялись созданием экосистем вокруг своих основных бизнесов. Они диверсифицируются. Но по большей части они разрабатывают закрытые решения, с которыми редко можно взаимодействовать извне, скажем, финтех-компаниям. Опыт Европы показал, что силой и выпуском директив невозможно заставить корпорации меняться. Уверен, что развитие высокотехнологичных сервисов, драйверами которых сейчас выступают именно финтех-компании, расставит все по своим местам. 

В борьбе за конечного потребителя банкам уже сейчас приходится сталкиваться с конкуренцией в лице крупнейших технологических компаний — Google, Apple, Amazon. 

На рынок выводится все больше финансовых продуктов, которые встраиваются в экосистемы вокруг клиентов и могут быть независимыми от банков, давая доступ к инновационным приложениям, услугам и транзакционным продуктам. 

Однако Google и Apple — это такие же во многом зарегламентированные корпорации, как банки, и потребность в решениях, которые создаются финтех-сервисами, у них есть сейчас и будет в дальнейшем. IT-компании могут повышать уровень доверия к таким инновационным продуктам и популяризировать их, запуская на своих платформах. 

Сама концепция Open API должна обеспечивать прозрачные и честные условия доступа к технологическим решениям для всех партнеров. Только так потенциал открытых технологий может раскрыться максимально полно и на рынке смогут появиться решения, действительно качественно меняющие рынок, например новый Revolut.  

 

 

Антон Куранда, технический директор RBK.MONEY

Выделить отдельные драйверы развития Open API нельзя ни в России, ни в мире в целом, это скорее естественная эволюция. Первые паровозы тоже имели восемь колес и могли везти вагоны, но им на смену пришли двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, и вместе с технологиями менялся рынок. На сегодняшний день доступ к сервисам по API — это необходимая вещь для выживания любого нормального сервиса. Предоставляя неограниченному количеству людей возможность развивать его, ты получаешь преимущество бесплатного расширения.

Сегодня в первую очередь Open API необходим большим финтехам, потому что они работают по модели white label, развиваются благодаря сторонним приложениям, созданию маркетплейсов и модных сейчас супераппов (экосистем).

Помимо представителей фитнех-индустрии это очень полезно крупным мерчантам с большим количеством площадок и разных внутренних брендов. Им удобно иметь одну платежную API для всех своих сервисов, которые, хотя внешне и будут выглядеть по-разному, но базироваться будут на одной и той же сущности — оптимизации затрат и централизации учета статистики. Благодаря этому инструменту они смогут объединить пользовательский опыт разных площадок и получать более глубокую аналитику.

Компании, которые не сделали свои сервисы открытыми, останутся «динозаврами» и впоследствии вымрут. Здесь не стоит давить законодательством, достаточно немного подождать и посмотреть, кто останется «у руля».

Реалия сегодняшнего дня проста: если хочешь, чтобы твой сервис жил и развивался, ты просто обязан сделать API открытым. 

Партнеры мероприятия:

 
Казначейские систем
RBK.MONEY
CASHOFF
 
 
APIbank
Qplatform
 
 

Презентации спикеров

Павел Шуст, исполнительный директор, АЭД. Европейский и мировой опыт открытых интерфейсов в финансовой сфере.

Елена Крупа, руководитель проекта по Open API, Ассоциация ФинТех. Роль банковских ассоциаций в переходе к открытому банкингу.

Максим Авдеев, генеральный директор, Q-Platform. Open-API платформа в России – варианты партнерств для банка/финтеха сейчас и завтра.

Евгений Шитиков, директор розничных продуктов, АO «Банк ДОМ.РФ». Open API для ипотечного страхования.

Антон Куранда, технический директор, RBK.money. Кейс RBK.money: первая в мире Open Source платежная платформа.

Александр Гришин, генеральный директор, КАЗНАЧЕЙСКИЕ СИСТЕМЫ. Прямая интеграция Бизнеса с банками: революция в корпоративном Казначействе.

Роман Чатуров, руководитель направления Open API, Тинькофф. Open API Тинькофф Бизнес.

Сергей Паршиков, исполнительный директор, Сбербанк. Кейсы fintech API Сбербанка.

Илья Норин, директор продукта API-шлюз, CASHOFF. Banking API: как научиться работать с данными уже сейчас, а не стать догоняющим.

Владимир Пономарев, владелец продукта OpenAPI, ФК Открытие. Кейсы API банка «Открытие» и ожидаемый эффект от внедрения OpenAPI на уровне банковского рынка.

Дамир Галиев, директор по инновациям, Ак Барс Банк. Партнёрство с сервисами Ак Барс Банка на основе технологий открытых API.

Данил Поминов, финтех-консультант, Enterprise Ireland. Open Banking интеллектуальная разминка.

 

Фото: «Б.О»

Фото: «Б.О»

КУПИТЬ ПОЛНУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ

Заполните форму.

Мы получим уведомление и будем с вами на связи. После оплаты на указанный адрес электронной почты вы получите все материалы конференции.

Остались вопросы? Напишите на maslova@bosfera.ru или позвоните +7 (495) 940 8277







Сейчас на главной