Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • От соответствия требованиям к эффективности
15.07.2019 Best-practice
От соответствия требованиям к эффективности

Банки и страховые компании прилагают немалые усилия и вкладывают средства, чтобы соответствовать требованиям к ведению учета и отчетности


Никола Еличич
Cтарший менеджер, офис zeb Вена
Паскаль Никлас
Консультант, офис zeb Мюнхен

Компании, как правило, делают акцент на своевременном внедрении и соответствии регуляторным требованиям, отодвигая на второй план эффективность организации самих процессов. В итоге многие банки сталкиваются с проблемами и сбоями в системах и процессах, что требует еще больших затрат времени и ресурсов. А ведь посредством оптимизации процессов в сочетании с внедрением современных IT-решений можно сделать процесс ведения учета более эффективным и менее затратным. Объясним, как.

Необходимость совершенствования

Банки и страховые компании все чаще сталкиваются с необходимостью повышать эффективность управления процессами. Это вызвано разнообразными причинами и требует принятия различных мер.

1. Регулирование в сфере учета

Появление в последние годы большого числа требований (например, IFRS 9, FinRep, AnaCredit, MiFID II, BCBS 239 и др.) привело к увеличению числа процессов для организации учета и отчетности. Из-за жестких временных рамок сложные требования зачастую внедрялись с помощью обходных решений и находились в компетенции узкого круга специалистов, что способствовало дальнейшему усилению нежелательной «монополизации» специальных технических знаний.

2. IT-архитектура

Ввиду необходимости сокращения издержек, а также растущего уровня цифровизации возрастает значение отдельных элементов IT-архитектуры и IT-процессов. Нехватка финансирования зачастую не позволяет провести всеобъемлющую модернизацию IT-архитектуры, в то время как значительная доля ресурсов тратится на поддержание действующей устаревшей системы. Меры по модернизации, необходимые для получения точных и своевременных результатов и высокого качества данных, зачастую принимаются не в полной мере.

3. Организация процессов

Вследствие снижения доходов и постоянного роста издержек, связанных с соблюдением регуляторных норм, требуется более эффективная с точки зрения затрат организация процессов в сфере финансов.

4. Рост конкуренции

На фоне растущего уровня цифровизации и как следствие усиления конкуренции (например, вследствие внедрения финансовых технологий) автоматизация и ускорение процессов в будущем предоставят организациям существенное конкурентное преимущество. Быстрая и легкая адаптация к новым/меняющимся внутренним или внешним требованиям станет залогом того, что организация учета и отчетности будет перспективной и конкурентоориентированной.

Причины неэффективности и необходимость принятия мер

Причины неэффективной организации процессов и их значимость различны для каждой финансовой организации. Они развиваются постепенно и незаметно на протяжении длительного времени.

На рис. 1 представлен обзор наиболее распространенных проблем современной системы ведения учета и отчетности.

 

Рисунок 1. Некоторые актуальные проблемы учета и отчетности

Некоторые актуальные проблемы учета и отчетности

Зачастую финансовые институты не имеют целостного представления об отдельных процессах, необходимого для установления причин неэффективности. Как следствие меры по оптимизации зачастую имеют очень ограниченное воздействие. Таким образом, очень важно разработать четкий порядок действий для определения, установления и принятия адекватных мер по оптимизации.

Факторы успешной комплексной оптимизации процессов

Степень эффективности и перспективности современной организации ведения учета и отчетности зависит от разнообразных факторов, которые представлены на рис. 2.

 

Рисунок 2. Факторы эффективной и перспективной организации учета и отчетности

Факторы эффективной и перспективной организации учета и отчетности

Процессы, подлежащие оптимизации, зачастую имеют межфункциональный характер ввиду сложности отношений, возникающих при их осуществлении, и потому должны рассматриваться комплексно, как целостные единицы. Меры по их оптимизации включают в числе прочего изменение бизнес-процессов, техническую модернизацию, изменение организационной структуры и стратегии привлечения внешних поставщиков. На рис. 3 показанеы основные сферы, требующие оптимизации, и выборочные, наиболее распространенные меры по ее осуществлению.

 

Рисунок 3. Обзор основных сфер и выборочных мер по оптимизации процесса ведения учета и отчетности

Обзор основных сфер и выборочных мер по оптимизации процесса ведения учета и отчетности

Отметим, что перечисленные меры сами по себе редко создают долгосрочный эффект. Как показала практика, наилучший результат достигается при сочетании нескольких факторов, они перечислены ниже.

• Взаимодействие всех участвующих функциональных подразделений

Решение о проведении мер должны принимать рабочие группы, состоящие из представителей целевых подразделений. После этого меры должны интегрироваться в комплексный процесс оптимизации.

• Доступ к ресурсам

Многие меры по оптимизации требуют значительных затрат времени и ресурсов, последние не стоит недооценивать. Достаточный доступ к ресурсам, предоставленный на уровне принятия решений, помогает обеспечить успешную реализацию мер.

• Постепенность

Гибкость и постепенность при реализации мер; достижение ранних первых успехов (Quick wins); расстановка приоритетов; меры, успешно реализованные в кратко- и среднесрочной перспективе, повышают шансы на долгосрочный успех.

• Коммуникация в процессе изменений

Повышение информированности персонала, участвующего в реализации мер, предварительная коммуникация; построение внутренних коммуникационных каналов помогают изменять процессы изнутри.

• Внедрение технологий/цифровизация

Современные IT-решения и методы цифровизации создают потенциал для оптимизации процессов и повышения их эффективности; внедрение в строгом соответствии с правилами, а также подробный анализ эффективности затрат обеспечивают достижение этого потенциала.

Создание системы межфункционального комплексного управления процессами так же важно, как оптимизация. Выделение функции по поддержанию, оптимизации и совершенствованию комплексных процессов должно обеспечить последовательность и согласованность действий. При этом необходимо помнить о том, что ответственным и всем задействованным лицам предоставляются соответствующие права и обязанности в рамках отдельного процесса на межфункциональном уровне.

Комплексная оптимизация процессов ведения учета и отчетности

Ввиду роста конкуренции, а также необходимости сокращения издержек банки и страховые компании вынуждены проводить оптимизацию процессов. Рост эффективности ведения учета и составления отчетности может значительно повысить конкурентоспособность финансовых организаций.

Существует ряд мер по оптимизации процессов, которые необходимо целенаправленно внедрять с учетом описанных факторов. Банкам и страховым компаниям очень важно совершенствовать подходы к организации процессов, чтобы инициативы по оптимизации не канули в Лету. Именно в целях совершенствования и создаются системы управления процессами.

СПРАВКА
zeb — немецкая консалтинговая компания, которая специализируется на консультировании банков, страховых компаний, национальных регуляторов и других финансовых институтов. Компания предоставляет консультационные услуги по стратегии и операциям, финансам и рискам, а также по IT и управлениию персоналом. Офисы компании находятся в Германии, Австрии, Швейцарии, Голландии, Англии, Италии, Швеции, Дании, Лихтенштейне, Польше, Украине и России.




Присоединяйся к нам в телеграмм