Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

26.02.2018 Аналитика
Швейцарская консолидация

Исследование zeb: private banking в Швейцарии — 2017 год



Переломный момент для швейцарских банков

Сегмент private banking в Швейцарии находится на переломном этапе своего развития. Хотя швейцарские банки продолжают делать упор на такие традиционные преимущества, как безопасность, стабильность, доверие клиентов и верность традициям, им также удалось воспользоваться уникальной ситуацией экономического бума в последние годы. Тем не менее за последнее время доходность швейцарских банков в сегменте private banking резко ухудшилась. Стабильное снижение валовой маржи в сочетании с «дорогостоящим» ростом клиентских активов при одновременном увеличении затрат привело в среднем по отрасли к критическим показателям доходности.

 

Обзор общего развития рынка с 2012 по 2016 годы

Пул доходов снижается, несмотря на увеличение объема активов под управлением

В течение последних лет условия на рынке были сложными. Текущие низкие процентные ставки, растущие нормативные требования, рост курса швейцарского франка по отношению к евро и многочисленные двусторонние налоговые соглашения создали трудности для бизнеса private banking в Швейцарии. Тем не менее до самого конца 2014 года в банках наблюдался рост общего пула доходов. Этот рост сопровождался в первую очередь положительной динамикой развития активов под управлением при благоприятных условиях на рынке капитала, в то время как валовая маржа в швейцарском бизнесе private banking уже несколько лет находится под серьезным давлением. В период с 2012 по 2016 год объем активов под управлением увеличился с 3080 млрд до 3500 млрд швейцарских франков (рис. 1), а валовая маржа за тот же период снизилась с 93 до 82 базисных пунктов (б.п.). За пять лет сочетание этих факторов привело к образованию в 2016 году почти стабильного фонда доходов в размере 28,6 млрд швейцарских франков. При более детальном разборе видно, что снижение валовой маржи в последние годы при общем негативном воздействии на швейцарский рынок услуг также было в значительной степени вызвано эрозией офшорного премиума, то есть снижением дополнительной маржи, которую банки получают от так называемых офшорных клиентов (рис. 2).

 

Валовая маржа (оншор/оффшор) и оффшорный премиум с 2009 по 2016 годы

Несмотря на существенный рост, подробный анализ указывает на наличие слабых сторон.

Сделанная для детального анализа выборка из 24 банков (за исключением двух крупных банков — Credit Suisse и UBS) соответствует объему активов под управлением 1,45 трлн швейцарских франков и составляет примерно 40% швейцарского рынка услуг private banking. Объем активов под управлением в выборке вырос на 6,3% годовых, доходы (а также расходы) — на 5% годовых, а ежегодное повышение прибыли — на 5% по рынку в целом. В то же время годовая рентабельность (валовая маржа по отношению к объему активов под управлением) снизилась примерно на 2%, и в 2016 году средний показатель по выборке составил около 20 б.п. С точки зрения zeb, для частных банков это значение является критическим (рис. 3).

 

Результаты выборки банков в 2012-2016 годах и их рентабельность в 2016 году

Несмотря на положительную динамику, более глубокий анализ показателей объема активов под управлением и прибыли за последние пять лет (2012–2016 годы, рис. 4) показывает дифференцированную картину:

• в целом, 43% роста объема активов под управлением обусловлены активностью в части M&A некоторых банков;

• еще 32% роста объема активов под управлением связаны с органическим ростом существующих активов;

• лишь около трети (32%) роста можно объяснить эффективными продажами, то есть новыми активами под управлением.

 

Рост объемов активов под управлением в выборке банков с 2012 по 2016 год

Оценка расходов показывает, что ситуация в отношении расходов банков с 2012 по 2016 год также улучшилась (снижение с 64 до 60 б.п.). Однако при более детальном рассмотрении можно сделать вывод, что это обусловлено исключительно значительным увеличением объема активов под управлением. Маржа расходов без учета влияния активов под управлением (то есть расходы за год по сравнению с 2012 годом) в 2012–2016 годах значительно увеличилась — с 64 до 78 б.п. (+22%, рис. 5).

 

Динамика рентабельности в 2012–2016 годах

Сложная рыночная ситуация в итоге отражается на сильной консолидации сектора. С 2006 по 2016 год количество private banking банков в Швейцарии сократилось с 186 до 130, то есть на 30%. Из 56 закрытых private banking банков 39 входили в группу так называемых банков под контролем иностранного капитала (рис. 6).

 

Количество банков на швейцарском рынке в разрезе кластеров

Чего ждать в будущем?

Для дальнейшего анализа развития бизнеса private banking в Швейцарии и прогнозирования будущей ситуации необходимо смоделировать три сценария с учетом различных макроэкономических и отраслевых параметров на следующие пять лет (2017–2021 годы, рис. 7):

Сценарий 0: сохранение текущих тенденций. Продолжение текущих тенденций в макроэкономике и отрасли private banking. Годовой рост объема активов под управлением остается на высоком уровне, +6,3%. Валовая маржа ежегодно уменьшается на 1,3%, абсолютные расходы увеличиваются на 5% в год.

Сценарий 1: положительная динамика. Как и в сценарии «Сохранение текущих тенденций», предполагаются положительные тенденции развития макроэкономики и отрасли private banking, при этом в данном сценарии банки значительно увеличивают эффективность продаж (рост объема активов под управлением +5%). Кроме того, годовые расходы увеличиваются лишь на 2%, а валовая маржа может стабилизироваться на текущем уровне (81 б.п.).

Сценарий 2: отрицательная динамика. Фондовые рынки находятся под сильным давлением — процентные ставки остаются низкими, а конкуренция усиливается. Это позволяет предположить, что при стабильном уровне расходов объем активов под управлением сократится на 2% в год. Средняя валовая маржа уменьшится за год на 1,5% и составит 75 б.п.

 

Динамика рентабельности к 2021 году по каждому сценарию

Результаты моделирования ситуации до 2021 года показывают, что в двух из трех сценариев рентабельность по-прежнему будет находиться под сильным негативным влиянием. Если текущая тенденция сохранится (сценарий 0), то к 2021 году средний показатель рентабельности уменьшится еще на три базисных пункта, а 20 из 24 банков в выборке окажутся в критическом или отрицательном диапазоне. Сценарий «Отрицательная динамика» представляется разрушительным. В этом сценарии ни один из банков выборки не перейдет критический порог в 20 б.п. Даже в сценарии «Положительная динамика» около трети банков по-прежнему будут иметь рентабельность ниже порогового значения и рентабельность выборки не достигнет докризисного уровня 2007 года.

Выводы по результатам анализа и моделирования

Из анализа существующей ситуации и моделирования ясно, что частный банковский сектор в Швейцарии все еще находится на переломном этапе развития. Снижение качества показателей завуалировано постоянным ростом объема активов под управлением, который обусловлен сделками M&A и органическим ростом. Валовая маржа падает при увеличении затрат. Однако private banking бизнес в Швейцарии не может считать (единственным) решением своих проблем ни постоянное увеличение объема активов под управлением за счет положительных результатов существующих активов под управлением, ни увеличение активностей M&A.

Итак, из нашего анализа можно сделать четыре основных вывода:

1) показатели продаж швейцарских банков private banking неудовлетворительные;

2) валовая маржа будет и дальше находиться под давлением;

3) расходы слишком высоки относительно объемов активов под управлением — возможные синергии по сделкам M&A недостаточны;

4) рентабельность, скорее всего, и дальше будет находиться под давлением.

Стратегические рекомендации

Низкая рентабельность швейцарского сектора private banking указывает на то, что необходима трансформация бизнес-моделей. С точки зрения zeb, необходимо принять во внимание определенный комплекс мер по дальнейшему развитию, который будет зависеть от «широты» бизнес-модели (глобально действующие банки с несколькими центрами букирования, более нишевые банки с одним или двумя центрами букирования за пределами Швейцарии, а также банки, действующие на местном или трансграничном уровне). Ниже более подробно описаны меры для каждой бизнес-модели (рис. 8).

 

Возможные действия в соответствии с «широтой» рынка бизнес-модели

 

1. ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ

Для повышения уровня лояльности клиентов и их лучшего понимания все более важную роль играют новые технологии и процессы диджитализации. Внедрение цифровых технологий позволяет сделать консультанта центральной точкой взаимодействия с клиентом даже без физического присутствия. Кроме того, использование Big Data дает возможность лучше понять клиента и ориентироваться на его предпочтения. Цифровые средства коммуникации обеспечивают доступность 24/7, а использование инструментов на основе алгоритмов гарантируют объективность и непредвзятость при предоставлении консультационных услуг.

2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДАЖ

Необходимо значительно повысить показатели продаж, которые в последние годы были довольно низкими. Для стабильного увеличения эффективности продаж требуется изменить подход клиентских менеджеров по отношению к клиентам: от реагирования — к активным действиям. Подобного изменения можно достичь путем регулярного поэтапного обучения руководителей и клиентских менеджеров с помощью сопровождения коуча.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТУ

Для выявления всех возможностей получения дохода от клиента с его индивидуальными потребностями и предпочтениями необходимо всестороннее понимание клиента. Предыдущие подходы в значительной степени были основаны на данных, предоставляемых клиентом (например, базовые клиентские данные) и данных, полученных банком (например, по использованию продукта). Современные подходы, основанные на Big Data и продвинутой аналитике, позволяют в гораздо более полном объеме собирать и анализировать данные, которыми клиент делится как сознательно, так и неосознанно. Основываясь на формируемых таким образом комплексных клиентских профилях и используя индивидуализированные алгоритмы, можно прогнозировать этапы жизненного цикла и создавать персонализированные предложения 1:1 — например, ориентированные на конкретного клиента предложения продуктов по индивидуальной цене.

4. КОМПЛЕКСНАЯ КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

С точки зрения zeb, решающим фактором успеха для частных банков является комплексный подход к консультированию в духе доверительного управления семейным капиталом (рис. 9). Это даже более верно для оншорного бизнеса, чем для офшорного. Основой целостной консультационной модели в духе доверительного управления семейным капиталом является всестороннее понимание клиента. Помимо информации о текущей жизненной ситуации, целях и пожеланиях клиента сюда также относятся данные об общей ситуации с активами, включая активы в других банках, недвижимость, акции компаний и т.д., а также кредиты клиента. Исходя из этого выполняются комплексная оптимизация всех активов и обязательств, разностороннее исследование потребностей клиента, включая требования к продуктам, а также налоговая оптимизация, планирование преемственности и наследственности, страхование и пенсионное планирование, благотворительность и т.д.

 

Возможные действия в соответствии с «широтой» рынка бизнес-модели

 

5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С учетом дополнительных активов и обязательств сложность ситуации повышается как для консультанта, так и для клиента. Таким образом, ключом к успеху при последовательном внедрении подхода family office light (доверительное управление семейным капиталом) становится интеграция процессов консультирования с использованием цифровых технологий. При этом возможны два сценария: структурирование и непрерывный мониторинг активов. В этом случае клиент или консультант клиента автоматически отправляет уведомление с возможными решениями. Обработка информации осуществляется не только в контексте формирования полного представления о клиенте, но и в целях оптимизации доходности с помощью количественных моделей.

Прогноз на 2021 год — продолжение консолидации

Прогнозы zeb, основанные на исследовании частного банковского бизнеса за 2017 год, мало отличаются от прогнозов на основе исследования 2015 года. Только те банки (предположительно немногие) в швейцарском бизнесе private banking, которые смогут стабилизировать базу доходов, контролировать расходы и использовать цифровые технологии в свою пользу, будут лидерами в период до 2021 года. В частности, стабильно успешным банкам удастся создать предложения для клиента с ощутимой ценностью, значительно повысить эффективность продаж и быстро и последовательно внедрить инновации. Не все банки смогут справиться с этими задачами. В числе проигравших будут банки, которые уже имеют серьезные проблемы с доходностью и упускают из виду необходимость переориентации своей бизнес-модели для стабилизации прибыли и оттока активов.

В ближайшие годы мы ожидаем продолжения консолидации на рынке. Таким образом, прогноз, сделанный zeb в 2015 году, сохраняется: в 2021 году в Швейцарии останется около 100 частных банков — «выживут сильнейшие».

СПРАВКА

zeb — единственная европейская консалтинговая компания, которая специализируется исключительно на финансовом секторе (консультирование банков, страховых компаний, национальных регуляторов и других финансовых институтов).

Оборот компании около 200 млн евро, работает около 1 тыс. сотрудников, 17 офисов в 13 европейских странах (Германия, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Швеция, Норвегия, Дания, Англия, Голландия, Польша, Украина и Россия)

zeb — лучшая консалтинговая компания для банков в 2013–2017 годов по версии журнала Brandeins по опросам клиентов и конкурентов zeb предоставляет услуги управленческого бизнес-консалтинга по четырем направлениям: стратегия и операции, финансы и риски, IТ и управление персоналом.



Читайте также