Финансовая сфера

Банковское обозрение


22.10.2020 FinTechАналитика
ОТП Банк: финансы без излишеств

Новое мобильное приложение ОТП Банка понравится пользователям, уставшим от многообразия сервисов, к которому стремятся некоторые банки, реализуя модную концепцию супераппов. В данном случае мобильный банк — это конкретно про управление финансами: понятный прагматичный интерфейс, современный дизайн и достойный функционал


Для тестирования была выбрана android-версия мобильного банка, которую используют 85% пользователей. Уже на этапе инсталляции приложения в Google Play обращаем внимание на его первый плюс, а именно небольшой размер дистрибутива — около 20 Мб. Объем некоторых мобильных банков уже переваливает за 100 Мб, что может создавать неудобства для пользователей с простыми смартфонами или нестабильным интернет-соединением.

Лаконичный стартовый экран предлагает несколько способов для входа в приложение, авторизация по номеру паспорта и мобильному телефону не вызывает каких-либо затруднений. Присутствуют установка пин-кода и активизация входа по отпечатку пальца. На стартовом экране также можно воспользоваться чатом с банком и посмотреть на карте расположение близлежащих офисов и банкоматов. Некоторые банки практикуют более обширное функциональное наполнение предавторизованной зоны приложения, там могут быть информационные (курс валют) и даже финансовые сервисы, например переводы с карты на карту. Но это скорее вопрос баланса между функциональностью и простотой использования; как мы еще убедимся, в ОТП Банке часто предпочитают второе.

Главный экран приложения — «Мой банк». В верхней, зафиксированной от скроллинга, части экрана видим пиктограммы со ссылками на профиль клиента, уведомления от банка и поиск. Основная часть экрана отдана под продуктовые блоки (карты, вклады, счета), реализованные наглядно и удобно. Блоки можно сворачивать и разворачивать, оставляя на экране только нужную информацию. В разделе «Вклады» акцентирована возможность онлайн-открытия депозита, но в других функциональных блоках такой возможности мы, к сожалению, не обнаруживаем — ни на главном экране, ни в карточках продуктов. Отдельные продукты на главном экране уместно визуализированы: карты — соответствующими миниатюрами, другие продукты — графическими иконками. Ниже продуктового раздела — некликабельный блок с текущими курсами валют.

Переходим к ключевому инструменту навигации, основному меню в нижней части главного (и всех остальных) экранов, состоящему из пяти пунктов: «Мой банк», «История», «Платежи», «Чат», «На карте». Подход к структуре меню стандартный, в основном интуитивно понятно, что нужно сделать для выполнения той или иной операции. Вызывает сомнение лишь пункт «На карте», который вряд ли столь популярен, чтобы занимать место в меню. Рассматривая главный экран в целом и сравнивая его с другими банковскими приложениями, я бы предложил разработчикам перенести разделы с курсами валют, картой, а также профилем клиента (который не вполне наглядно скрывается под пиктограммой в «шапке» экрана) на отдельный экран. Тогда вместо «На карте» в главном меню появится пункт, условно, «Информация» или просто значок многоточия — кстати, такой элемент навигации используется на других экранах. При клике на этот пункт будет открываться новый экран с курсами валют, картой точек обслуживания, профилем клиента, в перспективе туда могут быть добавлены и другие разделы.

На главном экране в блоке с кредитной картой видим пиктограмму с восклицательным знаком — сразу понятно, что клиенту следует обратить внимание на этот аспект его финансовой жизни. Тапнув на значок с картой, перейдем в карточку продукта и рассмотрим подробнее этот экран сверху вниз. Наверху крупный значок с информацией о доступном остатке, сроком действия и четырьмя цифрами номера карты. При наличии нескольких карт можно переключаться между ними свайпом по значку вправо-влево. Далее — информация о сумме и дате очередного платежа. Ниже раздел с функциональными кнопками «Оплатить» (переход в раздел платежей и переводов), «Пополнить» (со своих счетов/карт, а также с карты другого банка) и значок многоточия с дополнительными действиями. Под ним скрываются опции: переименование продукта, настройка уведомлений, установка пин-кода, реквизиты и блокировка карты.

Далее идет информационно-функциональный раздел с меню из трех пунктов, переключающихся в рамках карточки продукта, без перехода на новые экраны. Это «История операций», «Платеж» и «Условия». В блоке «История» видим раздел «Аналитика» с линейной диаграммой расходов по категориям, по которой можно кликнуть и провалиться в более подробный экран. Далее — собственно «История операций», наглядный список всех операций; категории трат помимо текста обозначены графическими пиктограммами. Элемент с информацией об операции интерактивен, по клику появляется детализация операции. Такие опции, как запрос справки об операции, заявка на опротестование, пока не поддерживаются. Иконка фильтра в правом нижнем углу позволяет гибко настроить параметры отображения истории операций. Следующий пункт меню, «Платеж», содержит более подробную информацию о кредитной задолженности и кнопку «Пополнить» с предустановленной суммой минимального платежа — впрочем, ее можно скорректировать на следующем шаге. В третьем пункте, «Условия», обнаруживаем основные сведения о карточном продукте и договоре, ссылку на документ с тарифами, который открывается во встроенном браузере приложения и может быть экспортирован штатными средствами android. В целом, карточка продукта достаточна понятна и удобна. Можно усмотреть некоторое избыточное многообразие навигации и дублирование функций, но практическому использованию это не мешает. В отзывах на Google Play пользователи отмечают нехватку информации и функций, связанных с частично досрочным погашением кредита — впрочем, разработчики в комментариях предлагают компромиссное решение и обещают это исправить.

Переходим на экран «Платежи и переводы» . Два соответствующих раздела устроены в формате горизонтальной ленты с крупными квадратными плашками с видами операций: в случае с переводами — по номеру карты, между своими счетами, клиенту ОТП Банка, в другой банк, в валюте. В ленте помещается только три плашки, и, чтобы добраться до остальных опций, приходится скроллить ленту влево. Такое решение выглядит неоптимальным: на других экранах в основном используются горизонтальные блоки по ширине экрана и более естественный скроллинг по вертикали. В данном случае практически половина экрана остается незадействованной. Сделав элементы навигации чуть меньшего размера, можно было бы разместить на одном экране большее число популярных видов операций. Либо можно было организовать функциональные элементы по вертикали — собственно, так и сделано на дополнительных экранах, которые открываются по ссылкам «Все переводы», «Все платежи». Экраны проведения платежей-переводов вопросов не вызывают: все информативно, понятно, удобно. К сожалению, не обнаруживаем возможности перевода денег в рамках СБП, по номеру телефона (поддерживается только между клиентами ОТП Банка) и возможности оплаты услуг по QR-коду.

Переходим на экран «Чат с банком» : лаконичный интерфейс, возможность прикрепить файл к своему обращению. В правом верхнем углу — пиктограмма с телефонной трубкой. Кликнув на нее, клиент может позвонить в банк через Интернет, а также выбрать другие способы связи: e-mail, короткий номер 0707, аккаунты в соцсетях. Поддержки клиентов в мессенд­жерах не предусмотрено. Еще один важный раздел — профиль клиента , попасть в который можно, тапнув на соответствующую пиктограмму на экране «Мой банк». Там три раздела: «Информация», «Безопасность», «Уведомления». Возможности настроек — на среднем уровне: например, лимиты можно установить в разрезе каналов (Интернет, мобильный банк, общий), но не в разрезе продуктов — в карточке карточного продукта такой возможности тоже не обнаруживается.

Мобильное приложение ОТП Банка, в целом, создает благоприятное впечатление: это цельный продукт с современной UX-архитектурой, элегантным дизайном и хорошим базовым функционалом. Перспективы дальнейшего развития просматриваются достаточно ясно: это прежде всего рыночные платежные продукты (СБП и QR), возможности кросс-продаж, наращивание информационных и сервисных опций, в первую очередь касающихся кредитных карт — в этом сегменте ОТП Банк активно работает. Соображения, высказанные в обзоре, относительно структуры, организации разделов и навигации приложения, разумеется, в чем-то субъективны. Но при желании можно найти идеи для UX-оптимизации, более единообразной и в конечном счете более эффективной организации пространства приложения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Алексей Курзяков, директор по развитию цифрового бизнеса ОТП БанкаАлексей Курзяков, директор по развитию цифрового бизнеса ОТП Банка

Мы верим в то, что простота и удобство использования мобильного приложения — залог долгосрочных отношений между банком и клиентом. ОТП — универсальный банк с широкой продуктовой линейкой. Поэтому, создавая новое приложение, мы задались целью не только сделать понятный и стильный интерфейс, но и превратить мобильный банк в цифровое пространство для управления финансами, где можно выбирать оптимальные возможности для решения своих ежедневных вопросов.

Мы чувствуем, что двигаемся в верном направлении — за 2020 год наш мобильный банк скачали 1,5 млн клиентов, а приложение вошло в топ-10 в категории «Финансы» в Google Play и App Store. В приложении уже доступен широкий спектр классических банковских действий: оплата услуг ЖКХ, связи, госуслуг, переводы по реквизитам и номеру карты, открытие вкладов онлайн, активация банковский карты, установка пин-кода, просмотр тарифов по продуктам, персональные предложения на кредитные карты, кредиты наличными и вклады, карта отделений и банкоматов, есть даже пополнение счета с карты другого банка.

Совсем недавно появились персональные предложения на карты, кредиты, вклады и набирающий популярность перевод по номеру телефона через СБП.

В Банке рассчитывают, что данный сервис будет популярнее переводов по номеру карты, а также поможет клиентам более просто погашать их платежи по кредитам.

В скором времени мы добавим также оплату по QR-коду, возможность досрочно погасить кредит, оформить выписку и справку, заказать новую карту или перевыпустить старую.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ