Банковское обозрение

Финансовая сфера

14.03.2019 Аналитика
Переход границы

Какая помощь требуется бизнесу, решившемуся на зарубежную экспансию?


Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам, заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ)

Попытка не просто создать собственный бизнес, но и выйти с ним на международные рынки — всегда стресс для предпринимателя. Тонкости и подводные камни зарубежного законодательства, необходимость оценки рыночной конъюнктуры, поиск контактов с иностранными партнерами — все это зачастую охлаждает пыл бизнесменов. На какую поддержку государства в этом случае могут рассчитывать предприниматели?

Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой предприниматель не хочет выйти на зарубежные рынки, торговать с западными странами? Это масса новых возможностей, увеличение прибыли, доступ к международному опыту и технологиям.

Между тем, как показывает практика, именно «комплекс неполноценности» чаще всего мешает российским бизнесменам штурмовать международные орбиты. Например, в ходе опроса, проведенного Московским фондом поддержки промышленности и предпринимательства (МФППиП), представители бизнеса в качестве одной из главных помех для выхода на внешний рынок называли неуверенность в собственных силах при продвижении своего продукта в новых, незнакомых юрисдикциях. Большинство признавались в слабой маркетинговой подготовке, незнании специфики зарубежных рынков и законов, отмечали фактор языкового барьера. а некоторые российские носители инновационных технологий высказывали опасения, что не смогут защитить от мировых акул свои интеллектуальные активы.

Сложности при выводе российскими предприятиями своих товаров и услуг на иностранные рынки, безусловно, есть, и многие опасения предпринимателей, связанные с нехваткой собственных ресурсов, возможно, небеспочвенны. Но именно для того, чтобы ликвидировать существующие пробелы в знаниях и возможностях, государство сегодня создало институты поддержки предпринимателей, планирующих свою маленькую международную экспансию. Эти организации существуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их цель — помощь экспортоориентированным (или собирающимся стать таковыми) МСП, причем, помочь не только финансово.

Для предпринимателя важно оценить, насколько тому или иному зарубежному рынку нужна его продукция, какие риски могут возникнуть

В России сегодня существует целая сеть региональных центров поддержки экспорта, охватывающая 31 регион страны. Эти структуры делятся необходимой информацией, консультируют предпринимателей, оказывают им содействие в вопросах продвижения, вплоть до помощи в организации участия в международных выставках. Экспортерам помогают провести оценку рыночной конъюнктуры конкретного зарубежного рынка, подготовить маркетинговую концепцию, проанализировать наличие торговых барьеров, даже перевести необходимые материалы на иностранные языки.

Отдельно нужно сказать о таком важном в современном цифровом мире направлении, как e-commerce. Так, в прошлом году в Москве (лидере российского экспорта) был запущен пилотный проект по продвижению продукции столичных производителей на рынках e-commerce, а не так давно появилась информация о том, что три компании (российский производитель протезов «Моторика», производитель спортивного питания «Академия-Т» и ювелирный завод «Эстет») получат выход на площадку крупнейшего мирового маркетплейса Alibaba.com под брендом «Сделано в Москве». При этом для них будут созданы привилегированные «золотые аккаунты», которые дают преимущество при поисковых запросах со стороны клиентов и обеспечивают более высокий рейтинг доверия. В целом, на Alibaba должны быть представлены около 100 производителей с общим ассортиментом 500 продуктов. При этом оплату 100% стоимости «золотых аккаунтов» и 50% всех затрат на запуск и настройку простых аккаунтов берет на себя город.

Поддержкой столичной экспортной активности занимаются и в МФППиП, где предоставляют льготные займы на участие в выставках (или их проведение), конференциях и презентациях. Кроме того, предприниматели имеют возможность финансировать расходы на сертификацию, получение патентов и свидетельств на свою продукцию и расходы на доставку своей продукции на зарубежные рынки. Отметим, что эта практика (финансирования маркетинговых и юридических услуг для целей экспорта) также широко распространена и в ряде других регионов страны. На местах этим занимаются уже упомянутые центры поддержки экспорта.

Помимо выставок и электронной коммерции региональные власти помогают организовать и другие каналы продвижения: размещение информации о предприятии на зарубежных web-сайтах, оформление страниц в социальных сетях, помощь в создании сайта, в выходе на мировую аудиторию.

Стоит отметить, что предпринимателей, ориентирующихся на экспорт, активно просвещают по этому направлению. Во многих регионах страны существуют специализированные школы экспортера, где проводятся всевозможные семинары, мастер-классы и круглые столы по темам ВЭД, прохождения таможни, налоговым вопросам, по сертификации, маркетингу и т.д.

Для предпринимателя важно оценить, насколько тому или иному зарубежному рынку нужна его продукция, какие риски могут возникнуть. При этом у небольших компаний, конечно, гораздо меньше возможностей для выхода на внешние рынки, чем у крупных корпораций, которые, к примеру, могут запросто купить готовую зарубежную фирму или построить дистрибьюторскую сеть. Однако они вполне могут воспользоваться теми опциями, которые дает им государство. Главное — понимать, что продукция наших предприятий не хуже, чем у зарубежных конкурентов. В России сегодня уже достаточно много небольших инновационных предприятий с модернизированным производством, которые вполне способны успешно конкурировать с зарубежными коллегами.




Сейчас на главной
Субсидиарная ответственность в банковской сфере FINLEGAL Субсидиарная ответственность в банковской сфере

Статистика, публикуемая Банком России1, свидетельствует о его активной работе, направленной на повышение устойчивости банковского сектора, поэтому тема ответственности менеджмента и собственников банка остается актуальной на протяжении нескольких лет. Интерес к субсидиарной ответственности подогревается еще и частотой ее применения, что вызывает обеспокоенность предпринимательского сообщества. Рассмотрим на конкретных примерах, какие нюансы возникают в судебной практике при обеспечении прав кредиторов с использованием правовых инструментов, связанных с привлечением к субсидиарной ответственности, в каких случаях риск применения данной ответственности увеличивается, кто имеет право подать соответствующий иск, какие ошибки допускаются судами