Банковское обозрение

Финансовая сфера

14.03.2019 Аналитика
Переход границы

Какая помощь требуется бизнесу, решившемуся на зарубежную экспансию?



Попытка не просто создать собственный бизнес, но и выйти с ним на международные рынки — всегда стресс для предпринимателя. Тонкости и подводные камни зарубежного законодательства, необходимость оценки рыночной конъюнктуры, поиск контактов с иностранными партнерами — все это зачастую охлаждает пыл бизнесменов. На какую поддержку государства в этом случае могут рассчитывать предприниматели?

Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой предприниматель не хочет выйти на зарубежные рынки, торговать с западными странами? Это масса новых возможностей, увеличение прибыли, доступ к международному опыту и технологиям.

Между тем, как показывает практика, именно «комплекс неполноценности» чаще всего мешает российским бизнесменам штурмовать международные орбиты. Например, в ходе опроса, проведенного Московским фондом поддержки промышленности и предпринимательства (МФППиП), представители бизнеса в качестве одной из главных помех для выхода на внешний рынок называли неуверенность в собственных силах при продвижении своего продукта в новых, незнакомых юрисдикциях. Большинство признавались в слабой маркетинговой подготовке, незнании специфики зарубежных рынков и законов, отмечали фактор языкового барьера. а некоторые российские носители инновационных технологий высказывали опасения, что не смогут защитить от мировых акул свои интеллектуальные активы.

Сложности при выводе российскими предприятиями своих товаров и услуг на иностранные рынки, безусловно, есть, и многие опасения предпринимателей, связанные с нехваткой собственных ресурсов, возможно, небеспочвенны. Но именно для того, чтобы ликвидировать существующие пробелы в знаниях и возможностях, государство сегодня создало институты поддержки предпринимателей, планирующих свою маленькую международную экспансию. Эти организации существуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их цель — помощь экспортоориентированным (или собирающимся стать таковыми) МСП, причем, помочь не только финансово.

Для предпринимателя важно оценить, насколько тому или иному зарубежному рынку нужна его продукция, какие риски могут возникнуть

В России сегодня существует целая сеть региональных центров поддержки экспорта, охватывающая 31 регион страны. Эти структуры делятся необходимой информацией, консультируют предпринимателей, оказывают им содействие в вопросах продвижения, вплоть до помощи в организации участия в международных выставках. Экспортерам помогают провести оценку рыночной конъюнктуры конкретного зарубежного рынка, подготовить маркетинговую концепцию, проанализировать наличие торговых барьеров, даже перевести необходимые материалы на иностранные языки.

Отдельно нужно сказать о таком важном в современном цифровом мире направлении, как e-commerce. Так, в прошлом году в Москве (лидере российского экспорта) был запущен пилотный проект по продвижению продукции столичных производителей на рынках e-commerce, а не так давно появилась информация о том, что три компании (российский производитель протезов «Моторика», производитель спортивного питания «Академия-Т» и ювелирный завод «Эстет») получат выход на площадку крупнейшего мирового маркетплейса Alibaba.com под брендом «Сделано в Москве». При этом для них будут созданы привилегированные «золотые аккаунты», которые дают преимущество при поисковых запросах со стороны клиентов и обеспечивают более высокий рейтинг доверия. В целом, на Alibaba должны быть представлены около 100 производителей с общим ассортиментом 500 продуктов. При этом оплату 100% стоимости «золотых аккаунтов» и 50% всех затрат на запуск и настройку простых аккаунтов берет на себя город.

Поддержкой столичной экспортной активности занимаются и в МФППиП, где предоставляют льготные займы на участие в выставках (или их проведение), конференциях и презентациях. Кроме того, предприниматели имеют возможность финансировать расходы на сертификацию, получение патентов и свидетельств на свою продукцию и расходы на доставку своей продукции на зарубежные рынки. Отметим, что эта практика (финансирования маркетинговых и юридических услуг для целей экспорта) также широко распространена и в ряде других регионов страны. На местах этим занимаются уже упомянутые центры поддержки экспорта.

Помимо выставок и электронной коммерции региональные власти помогают организовать и другие каналы продвижения: размещение информации о предприятии на зарубежных web-сайтах, оформление страниц в социальных сетях, помощь в создании сайта, в выходе на мировую аудиторию.

Стоит отметить, что предпринимателей, ориентирующихся на экспорт, активно просвещают по этому направлению. Во многих регионах страны существуют специализированные школы экспортера, где проводятся всевозможные семинары, мастер-классы и круглые столы по темам ВЭД, прохождения таможни, налоговым вопросам, по сертификации, маркетингу и т.д.

Для предпринимателя важно оценить, насколько тому или иному зарубежному рынку нужна его продукция, какие риски могут возникнуть. При этом у небольших компаний, конечно, гораздо меньше возможностей для выхода на внешние рынки, чем у крупных корпораций, которые, к примеру, могут запросто купить готовую зарубежную фирму или построить дистрибьюторскую сеть. Однако они вполне могут воспользоваться теми опциями, которые дает им государство. Главное — понимать, что продукция наших предприятий не хуже, чем у зарубежных конкурентов. В России сегодня уже достаточно много небольших инновационных предприятий с модернизированным производством, которые вполне способны успешно конкурировать с зарубежными коллегами.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм