Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Как государство стимулирует МСП закупками и помогает ли это расти малому бизнесу?
Государство обещает через шесть лет малому и среднему бизнесу ежегодные 5 трлн рублей через тендеры и аукционы. Что дает эта система поддержки малому бизнесу и почему так сильна региональная дифференциация?
Самая простая мысль: чтобы кого-то поддержать материально и при этом не обидеть «подачкой», нужно у этого кого-то что-то купить. Идея ввести квоты на госзакупки у малых и средних предприятий, безусловно, — один из наиболее сильных шагов государства в плане поддержки МСП. Согласно статистике, приведенной Корпорацией МСП, суммы, которые малые компании получают по линии госзаказа сейчас, это небо и земля по сравнению с ситуацией трехлетней давности. Если в 2015 году объем соответствующих закупок в денежном выражении составлял 64 млрд рублей, то в 2017-м — почти 2,1 трлн, а целевой показатель 2018 года — 3 трлн рублей. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз: с 8,4 тыс. до 360 тыс. К 2024 году ежегодный объем госзакупок у МСП должен выйти на уровень 5 трлн рублей. Такая задача была поставлена высшим руководством страны. «Вполне достижимый результат», — сказал в октябре на форуме «Малый бизнес — национальный проект!» президент РФ Владимир Путин.
Установленная на сегодняшний день квота по госзакупкам у МСП — 15%, а к 2020 году ее планируется повысить до 18%. Уже сейчас на малый и средний бизнес в среднем приходится более 40% закупок госкомпаний и бюджетных учреждений по ФЗ-44, ФЗ-223, а также ФЗ-185 (для отрасли ЖКХ и капремонта многоквартирных домов).
При этом условия для малых компаний постоянно совершенствуются. Так, в январе этого года были внесены изменения в ФЗ-223, определяющий нормы закупок для компаний с госучастием, унитарных предприятий и компаний-монополистов. Они предъявляют более строгие требования к заказчикам, обязывают их осуществлять закупки в электронной форме на тех площадках, которые уже работают по ФЗ-44 для государственных учреждений. В то же время сами закупочные процедуры будут упрощаться, а их количество сократится, о чем недавно сообщили представители Минфина РФ. Корпорация МСП, в свою очередь, в ближайшее время намерена инициировать законодательные изменения, которые обяжут госкомпании формировать долгосрочные планы закупок — минимум на три года. В таком случае малый бизнес получит дополнительные ориентиры — какое оборудование необходимо закупать, каких специалистов привлекать и так далее.
Одна из главных проблем — задержка госкомпаниями оплаты, что приводит к возникновению очень болезненных для малого бизнеса кассовых разрывов
Конечно, без проблем не обходится. В прессе довольно часто появляется информация о том, что значительную часть закупок естественные монополии, например, делают у специально созданных для этого «дочек». Однако одна из главных проблем — задержка государственными компаниями оплаты, что приводит к возникновению очень болезненных для малого бизнеса кассовых разрывов. Поэтому Корпорация МСП, насколько известно, намерена требовать сокращения максимального срока оплаты по контрактам (напомню, сейчас по ФЗ-223 он составляет 30 дней), а также ужесточить административную ответственность за несвоевременные расчеты с малым бизнесом.
Дополнительно решить проблему с деньгами для малых и средних предприятий, работающих по госконтрактам, могут помочь специальные инструменты, в том числе различные виды гарантий для получения кредитов и займов. В частности, банковские гарантии по ФЗ-44 сегодня активно выдают Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, «Ак Барс», банк «Держава» и другие. Свои независимые прямые гарантии предоставляет Корпорация МСП, позволяя пользоваться заемными ресурсами при недостаточности залога.
Кроме того, в России сегодня формируется национальная гарантийная система (НГС). Она трехуровневая: Корпорация МСП — МСП Банк — региональные гарантийные организации и фонды (РГО). Но во многом эта система строится именно на работе РГО.
Согласно отчетам Корпорации МСП, лучшие практики поддержки индивидуального и малого предпринимательства отмечены в Москве, Московской, Орловской, Смоленской областях, Республике Татарстан и Ставропольском крае. Так, в Орловской области за финансовую поддержку малых и средних предприятий отвечают Региональный гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования. Первый предоставляет поручительства по кредитам и гарантиям в банках, второй выдает займы до 3 млн рублей по ставке от 4% годовых. В Фонде поддержки предпринимательства Республики Татарстан малые предприниматели могут получить льготный микрофинансовый заем от 100 тыс. до 3 млн рублей на срок от 3 до 36 месяцев по ставке не более 7,5%, а также субсидии, если они занимаются фермерством, животноводством, мелиорацией и пр. Также Региональный гарантийный фонд Республики Татарстан выдает МСП поручительства по кредитам на сумму до 30 млн рублей. Крупнейшим же в стране является Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд), на который приходится треть совокупной выдачи гарантий региональными фондами. При этом Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства выдает под его поручительства займы до 100 млн рублей под 2–5% годовых сроком до пяти лет.
В уже упомянутых отчетах Москва особо отмечена как единственный субъект, где сформирована единая система управления госзакупками, внедрен единый стандарт закупок, а также создан портал поставщиков — инструмент гарантированного доступа субъектов малого бизнеса к закупкам. Объемы финансовых гарантий при кредитовании субъектов МСП в столице в 2017 году увеличились к 2016-му втрое. Так, уже упомянутый Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предоставляет займы микрофинансовым организациям, которые, в свою очередь, выдают микрозаймы субъектам МСП с московской пропиской, участвующим в конкурсах и аукционах по ФЗ-44 и ФЗ-223. Сумма, которую может получить МФО, соотносится со стоимостью ее активов, но не может быть больше 150 млн рублей. Заем предоставляется на 18 месяцев под 5% годовых при залоге имущественных прав.
Таким образом, условия у всех разные, но в случае с теми регионами, которые находятся в авангарде поддержки МСП, оптимальные. Госзаказ — это один из немногих инструментов, который позволяет предпринимателям составить бизнес-планы на более или менее длительный срок и быть уверенными в завтрашнем дне.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»