Банковское обозрение

Финансовая сфера

22.10.2018 Аналитика
Песочница для взрослых

Регулятивные песочницы — единственный выход для быстрого внедрения технологий



Первые результаты работы регулятивной песочницы Центробанка обсудили на круглом столе «Регулятивная “песочница”: игра без правил или правила игры?» в рамках Форума Finopolis-2018. Участники рынка возлагают на новый инструмент ЦБ большие надежды. Как минимум в переходе к безбумажному обороту и легализации цифровых активов и краудфандинговых платформ.

 

Секция № 4. Регулятивная «песочница»: игра без правил или правила игры? Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Секция № 4. Регулятивная «песочница»: игра без правил или правила игры? Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Сейчас в мире действует 15 регулятивных песочниц. При этом усиливается необходимость международного обмена опытом, в связи с чем недавно по инициативе 11 стран был создан Единый центр инновационных технологий. «Интересна не только национальная история, но и международный опыт, — заявил глобальный директор департамента регулирования и структуры рынка подразделения Financial &Risk Thomson Reuters Джон Мэйсон. — Времени на регуляторную адаптацию технологий все меньше, поэтому важно смотреть на опыт соседей».

 

Джон Мэйсон, Financial &Risk Thomson Reuters. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Джон Мэйсон, Financial &Risk Thomson Reuters. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Впрочем, у России пока свой путь, и регулятивная песочница тут не исключение. Если в большинстве стран песочницы тестируют технологии сразу на рыночных процессах, но с ограниченным числом участников или с ограниченными сумами сделок, то в России тестируют исключительно саму технологию.

«Может быть, со временем мы будем делать кейсы, оценивая, как проект будет работать в реальной жизни, но пока для нас важнее скорость. Многие инициативы или проекты погибают, не доходя до итогового согласования, так как просто становятся неактуальными, из-за того что технологии идут вперед», — заявил и. о. директора департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин. Поэтому ЦБ старается вовлечь в процесс максимальное число участников не только из бизнеса, но и из госорганов. На постоянной основе в Экспертный совет госорганов входят Минсвязь, Минфин, Минэкономразвития. «В случае необходимости подключаются коллеги из силовых структур или ФНС, — отметил И. Зимин. — Это первый в стране рабочий механизм по взаимодействию госорганов».

 

Иван Зимин, ЦБ РФ. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Иван Зимин, ЦБ РФ. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

На данный момент регулятивная песочница ЦБ может похвастаться двумя историями успеха. Первый — перевод карточки образца подписи в цифровой формат. Второй — совместная инициатива Сбербанка и Национального Расчетного Депозитария, связанная с учетом цифровых активов и проведением ICO.

«Раньше карточка с оттиском печати и образцами подписей, на которой предприятие заверяет право подписей лиц, имеющих право доступа к обслуживанию счета, обязана была храниться в отделении, которое занимается обслуживанием, в бумажном виде, — рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. — Сейчас благодаря одобрению регулятивной песочницы этот порядок изменен. Стало легче внести в нее изменения».

 

Анатолий Попов, Сбербанк. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Анатолий Попов, Сбербанк. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Важным шагом для работы регулятивной песочницы, по мнению Анатолия Попова, стал бы проект по внедрению стандартов работы с электронными уставами. Примерно треть из 300 тыс. коробок документов, сдаваемых в архивы Сбербанком (а еще год назад Сбербанк сдавал в архивы 640 тыс. коробок документов!), — это копии уставов, которые Банк вынужден запрашивать у предприятий и проверять в соответствующих органах при любых операциях.

Рынок цифровых активов, по экспертным оценкам Национального расчетного депозитария, составляет 200 млрд долларов. Из них 10% контролируются российскими участниками. Такие данные привел председатель правления НРД Эдди Астанин. При этом фиксируется высокий спрос на них со стороны институциональных инвесторов, например со стороны зарубежных НПФ. «Для них эти активы не хуже денег, ценных бумаг или деривативов», — отметил Э. Астанин. — Поэтому нам так важна поддержка регулятора, так как без законодательной базы никакая технология, предназначенная для институциональных инвесторов, не будет работать. Это серьезная конкуренция с глобальной юрисдикцией».

 

Эдди Астанин, НРД. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Эдди Астанин, НРД. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

По его словам, проведенный в регулятивной песочнице ЦБ совместный эксперимент НРД, Сбербанка и Ассоциации Финтех по выпуску токенов для образовательной организации помог лучше понять юридические тонкости оборота цифровых активов и позволил ЦБ внести в Госдуму ряд поправок в законодательство, в том числе изменения в рассматриваемый ей Закон «О цифровых финансовых активах».

В свою очередь, модератор секции председатель комитета по финансовому рынку Государственной думы, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков проинформировал, что Закон «О цифровых финансовых активах» в ближайшее время будет направлен на согласование в Администрацию президента. «Он довольно консервативен, но все желающие работать с краудфандинговыми платформами смогут делать это законопослушно, проводить ICO, и благодаря этому наши стартапы смогут привлекать больше денег», — заявил Аксаков.

 

Анатолий Аксаков, Госдума РФ, АБР. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Анатолий Аксаков, Госдума РФ, АБР. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

«Мы заинтересованы в бизнес-процессах, которые помогут стартап-компаниям максимально быстро выйти на рынок и масштабировать их бизнес и технологии», — заявил вице-президент Фонда “Сколково” Константин Паршин. Он отметил, что сейчас резидентами «Сколково» числятся две тысячи компаний, часть из которых связана с финансовыми технологиями. «В этой связи для нас крайне важно синхронизировать наши стартапы с теми институтами и механизмами, которые работают в сфере финансов», — заявил он.

«Создание регулятивной песочницы позволяет синхронизировать технологии с темпами изменения регуляторики», — считает управляющий директор Ассоциации «Финтех» Татьяна Жаркова. Она подробно рассказала о принципах работы возглавляемого ей Экспертного совета участников финансового рынка по оценке инновационных финансовых сервисов и технологий, образованного по инициативе Банка России.

 

Татьяна Жаркова, Ассоциация «Финтех». Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Татьяна Жаркова, Ассоциация «Финтех». Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

 

Заявки в Экспертный совет поступают после предварительной проверки департаментом финансовых технологий Банка России. В свою очередь, перед одобрением заявки Экспертный совет оценивает ее по пяти критериям:

• влияние на доступность и качество услуг. Насколько новая технология повлияет на создание нового клиентского опыта, насколько она повысит эффективность компаний;

• инновационность. Тут оценивается не только технологический аспект, но и аспект появления новых бизнес-процессов;

• оценка рисков, как финансовых, так и рисков информационной безопасности;

• оценка рисков внедрения. Насколько качественно проработана архитектура бизнес-процесса, представлен ли прототип, как качественно проработаны регуляторные барьеры;

• оценка влияния процесса на рынок в целом. Такое влияние может быть индивидуальным (касаться только одной компании), секторальным или массовым и делиться на высокое, среднее и низкое.

Слишком большой поток обращений может убить саму идею регулятивной песочницы, считает Эдди Астанин. «Если в песочницу выстроится очередь из стартапов, которые хотят получить консалтинг, то песочница превратится в бутылку с узким горлышком с низкой эффективностью на выходе», — считает он.

Его поддержал Иван Зимин, высказав пожелание к компаниям, которые подают заявки в регулятивную песочницу, тщательнее прорабатывать конечную цель внедрения технологии. «Мы не будем вырабатывать идеологию и бизнес-процессы за стартапы, это не наша компетенция», — заявил он.

В этой связи Анатолий Попов выдвинул идею создания консалтингового центра для стартапов при регулятивной песочнице, чтобы снять с нее часть нагрузки. Также он предложил цифровизировать Минюст, так как «срок регистрации в Минюсте уже отработанной инициативы составляет целых два месяца. Это очень долго».




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной