Финансовая сфера

Банковское обозрение


09.12.2020 FinRetailАналитика
Премиальный демпинг

В кризис банки сокращают расходы на обслуживание клиентов (в том числе премиальных), не оправдывающих ожиданий по доходности. В зависимости от внутренних установок конкретной организации им могут предлагать облегченный сервис либо (что, конечно, не афишируется) вовсе лишать привилегий, даже если это приведет к уходу клиентов



Кризис, вызванный пандемией, внес коррективы в сегмент premium banking. Данные ежегодного исследования Frank RG Premium Banking 2020 показывают, что в России сейчас 858 тыс. миллионеров с капиталом от 4 до 60 млн рублей — потенциальных клиентов премиального сегмента affluent. В целевом сегменте 665 тыс. из них уже обслуживаются как премиальные клиенты, что составляет 78% общего числа. По оценкам проектного лидера Frank RG Станислава Зайцева, «рост по сравнению с прошлым годом — почти 4%, но по сравнению с российским банковским рынком это не такая большая цифра — менее 1% из 100 млн человек». 

Около половины капитала клиентов affluent находится под управлением российских банков, и это хороший показатель, — заявил руководитель исследования. Всего 21% капитала частных физлиц находится под управлением premium banking, из них клиенты категории affluent 24,6% (показатель аналогичен прошлогоднему), подсчитал Станислав Зайцев. За таких клиентов борются, тем более что треть состоятельных людей традиционно выбирают более двух банков для обслуживания. Но и здесь видна коррекция: количество счетов в банках — участниках исследования за текущий год сократилось на 4,5%, в то время как объем капитала увеличился на 9,2%. И хотя основная часть клиентов обслуживается в госбанках, клиенты частных банков имеют больший средний размер капитала.

Категория с подвохом

На долю предпремиальных клиентов (pre-affluent) с капиталом 1,4–4 млн рублей приходится 20,5% рынка. Показатель снизился на 0,...