Банковское обозрение

Финансовая сфера


16.10.2019 Аналитика
Реализация стратегии win-win

Что получат банки и МФО от сотрудничества


Дмитрий Пешнев-Подольский
Председатель правления БКС Банка
Сергей Хайруллин
Руководитель департамента розничных рисков и рисков малого и среднего бизнеса БКС Банка

Одна из важных тем прошедшего в этом году Международного финансового конгресса — вопрос взаимодействия банков и микрофинансовых организаций. Сотрудничество позволит обоим участникам расширить клиентскую базу, предложить больше услуг потребителям, а также обменяться технологиями для решения совместных задач.

В отличие от МФО, которые занимаются только кредитной деятельностью, банки предлагают целый комплекс финансовых услуг. Различается и нормативная база: регулятор обязывает банки по Закону № 115-ФЗ лично идентифицировать клиента, собирать огромный пакет документов по субъектам МСП, создавать большие резервы по клиентам с испорченной кредитной историей. Поэтому банки не могут кредитовать клиента онлайн, а МФО это могут делать легко. Из регуляторного арбитража — ситуации, когда игроки пытаются извлечь прибыль из разницы в регулировании разных рынков, инструментов, организационно-правовых форм, юрисдикций, возникает возможность взаимовыгодного дополнения банковского и небанковского предложений на рынке кредитования.

За последние пять лет количество МФО снизилось более чем вдвое: с 4200 до 2000, и, по прогнозам Банка России, в ближайшие три года это число уменьшится еще на 75%. Основной причиной послужили драматические изменения в регулировании МФО, ограничивающие сумму переплаты и процента в день по займам и направленные на очистку рынка от недобросовестных игроков. По словам председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, деятельность микрофинансовых организаций — исключительно социально значимая тема, сложная и щепетильная, она требует жесткого регулирования, цивилизованных правил игры и стандартизации рынка МФО. В результате мелкие игроки уйдут с рынка. Для потребителей такая тенденция позитивна: рынок станет конкурентным, останутся только игроки с передовыми технологиями, которые больше похожи на финтех, а не на стереотипных ростовщиков.

В 2018-2019 годах рынок МФО вырос в объеме до 200 млрд рублей и будет расти дальше, а крупнейшие игроки имеют миллионные базы клиентов с разным профилем

МФО будут вынуждены компенсировать выпадающие процентные доходы с помощью более дешевых источников фондирования, а также через новые варианты сотрудничества с банковскими организациями для реализации совместных программ партнерства. Решать эту задачу МФО придется в условиях тотального кризиса доверия к их деятельности, причем к рынку в целом. Большое влияние оказали «серые коллекторы», выбивающие долги незаконными способами, локомотивный до последнего времени продукт PDL (заем до зарплаты) с эффективной ставкой в тысячи процентов годовых. Усилило негатив и недавнее громкое происшествие с одной из крупнейших МФО — «Домашние деньги», которую признали банкротом. Все МФО для потребителей «на одно лицо», для обывателя инвестиции в МФО встают в один ряд с форексом или бинарными опционами.

Единственным решением в такой ситуации является привлечение «умных» денег — средств банков и фондов, которые отлично ориентируются в рынке, в состоянии оценить риск, не поддаются панике и готовы предоставить фондирование добросовестным МФО. Рынок частных инвестиций для микрофинансовых организаций сейчас практически закрыт или слишком дорог. Требований для МФО, чтобы получить «умные» деньги, не так много: быть максимально открытыми и прозрачными в отношениях со своим кредитором или инвестором, работать в правовом поле, иметь понятных бенефициаров. Большими преимуществами будут наличие кредитного рейтинга, аудированной отчетности, выпусков облигаций. Наличие онлайн-продуктов, инструментов big data и скоринга тоже станут большим плюсом. Все эти критерии показывают, что микрофинансовая организация адекватно оценивает рыночные тенденции, инвестирует в перспективные технологии и бизнес-модели и будет оставаться конкурентоспособной.

Кредитование МФО — не основной пример партнерства банков и микрофинансовых организаций. Что критично для успешного развития МФО, то почти неинтересно для банков. Сотрудничество интересно банкирам в первую очередь как способ проникновения в мелкие сегменты клиентов или продуктов, которые есть у МФО, но которых нет у банков. Одним из таких направлений является включение МФО в экосистему банка для предоставления клиентам новых продуктов. Потребители получат большую вариативность в выборе финансовых решений, риски по которым защищены брендом банка, а МФО станет инструментом получения дополнительных услуг. Второе направление — инновационные совместные партнерские программы, реализация которых без участия МФО невозможна, например онлайн-кредитование. Также это классический кроссейл клиентов МФО некредитными продуктами банка или программа секьюритизации портфелей МФО, которая позволит МФО привлечь «умные» инвестиции.

Несмотря на трудности, в 2018-2019 годах рынок МФО вырос в объеме до 200 млрд рублей и будет расти дальше, а крупнейшие игроки имеют миллионные базы клиентов с разным профилем. На рынке МФО большое количество технологий, которых нет даже у многих банков: искусственный интеллект, электронный скоринг, онлайн-идентификация. Реализация партнерских программ позволит банкам получить необходимую технологическую базу, рисковую экспертизу онлайн-оценки потребителей от лучших игроков рынка, привлечь большой объем новых клиентов. Учитывая положительные эффекты, которые сотрудничество может дать и банкам, и МФО, на этом этапе могут серьезно выиграть те, кто станут лидерами этого процесса и начнут активно играть на этом поле.

О других возможностях сотрудничества банков и МФО, а также о кредитовании МСБ поговорим на III Ежегодном форуме «FinSME-2019: экосистемы и цифровизация»




Читайте также

Сейчас на главной