Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На рынке представлено множество небанковских сервисов от кредитных организаций, идеи варьируются от банальных подписок до уникальных решений для узких сегментов. «Б.О» рассмотрел один из интересных кейсов расширения продуктовой линейки: как банк решил продавать кофе
Банк |
Модульбанк |
Проект |
CafeStore — первая в России платформа для кофеен под ключ, которая позволяет зарабатывать больше на кофейном бизнесе |
Аудитория |
Предприниматели в секторе кофейного бизнеса |
Команда |
Павел Семенов, Зоя Некрасова, Владислав Калистратов, Надежда Воскресенская и команда |
Запуск |
Официальный запуск — август 2022 года |
Цели проекта |
Помочь кофейным предпринимателям зарабатывать больше на каждой чашке |
Дополнительная информация |
Банки пришли к мысли о необходимости расширения продуктовых линеек довольно давно, когда «мериться» тарифами на невероятно конкурентном рынке стало невозможно. Мастодонты, например Сбер, «Тинькофф», ГПБ, предлагают экосистемные подходы, услуги мобильной связи, различные подписки, в чем так или иначе повторяются. Необанкам же приходится искать более уникальные идеи, например привлекать бизнес на «идеальный сервис» в узком сегменте. О платформе CafeStore «Б.О» рассказал Павел Семенов, председатель правления Модульбанка: «Перед нами стоял простой вопрос: как конкурировать? Тягаться миллиардными маркетинговыми бюджетами с “жирными котами” мы не можем. Кроме того, всегда есть нюанс в банковском маркетинге: ты не понимаешь, что за клиент к тебе приходит. Это может быть контора, которая закроется через пару дней. Ты потратил деньги на ее привлечение, но она не принесет тебе ничего».
В 2020 году в Модульбанке было принято решение переходить в сегментную стратегию привлечения клиентов. Павел Семенов: «Прежде всего она заключается в том, что мы создаем продукт, который закрывает базовые потребности конкретного сегмента и меняет юнит-экономику клиента. Ты создаешь клиенту такую инфраструктуру, в первую очередь небанковскую, которая закрывает ему все потребности на 360°, и переносишь весь доход от этого клиента на банк». Так появился маркетплейс для кофейных предпринимателей.
На маркетплейсе Модульбанка можно приобрести кофе, расходники, продукты глубокой заморозки и оборудование по выгодным ценам. Однако офферы из разряда «только у нас суперскидки до 50%» бизнесменов настораживают. Кажется, где-то точно есть загвоздка или текст мелким шрифтом: «Если вы продадите нам душу». На сайте CafeStore похожим образом указано: «Мы не зарабатываем на кофе, поэтому не делаем рыночной наценки на продукции маркетплейса. У нас вы можете купить зерно и сопутствующие товары с выгодой до 40%».
Павел Семенов пояснил, почему скидки на маркетплейсе настоящие: «Фактически ты помогаешь клиенту экономить на ежедневных расходах и зарабатывать больше. Ты отдаешь ему эти небанковские сервисы по себестоимости, то есть не зарабатываешь на них, а клиент на них выигрывает 15–50% рыночной стоимости. Такой продукт, во-первых, действительно помогает предпринимателю, а во-вторых, сам привлекает клиентов в банк. Так мы решаем задачу привлечения клиентов на счет, но через создание долгосрочной win-win-истории, которая развивает клиентов в своем сегменте». Одним из таких сегментов для Модульбанка стали кофейни. Но сервис банка не ограничивается одним лишь маркетплейсом.
«CafeStore — это платформа по развитию кофейни, полностью закрывающая нишевые потребности, которые на 95% — небанковские и даже нефинансовые. CafeStore включает в себя большой маркетплейс кофе, еды и расходников для кофейни со скидками до 40% рыночной цены; административную и софтверную “обвязку” — от специализированной бухгалтерии до сервисов складского учета, делаем логистику по всей стране, берем на себя ремонт кофейного оборудования, учим бариста», — рассказал председатель правления Модульбанка.
Фото: CafeStore
По словам Павла Семенова, пока проект запущен всего на 15–20%, до воплощения всех планов потребуется около трех лет. «Развитие платформы — бесконечный процесс, мы постоянно что-то на ней запускаем. Это касается и ассортимента для кофеен, и разных управленческих сервисов (например, POS, складской учет). Активно развиваем логистику — создаем систему дарксторов по всей стране, чтобы быстро доставлять расходники и “сопутку” региональным клиентам. Сейчас у нас есть несколько логистических центров от Санкт-Петербурга до Новосибирска, планируем расширяться. Причем экономика построена так, что клиенту из Южно-Сахалинска дешевле делать закупки для кофейни через новосибирский CafeStore, чем собирать его по другим поставщикам у себя в регионе, несмотря на то что у него там под рукой есть доступные азиатские бренды».
• в апреле 2023 года на CafeStore запущена IT-платформа: комплекс программных решений для бизнеса, который включает в себя POS-систему для обработки заказов, бонусную программу и мобильное приложение для клиентов, позволяет следить за аналитикой продаж, составлять меню с фото и модификаторами и многое другое;
• в июле анонсирован запуск сервиса Cafe.Tech, который предоставляет услуги по подбору, кастомизации, обслуживанию и ремонту кофейного оборудования — от правильной водоподготовки до комплексного техобслуживания кофемашины;
• в августе добавлено решение складского учета для кофеен. Решение включает в себя автоматический учет движения товаров при продаже позиций на POS, поддержку ручных операций по приемке и списанию, автоучет остатков на складах и движения товаров для авто- и ручных операций, создание справочников для складов, поставщиков, причин списания.
Презентуя платформу клиентам, Модульбанк выбрал путь живого общения. В Москве на Новодмитровской улице открыт шоурум, в который банк приглашает заинтересовавшихся предпринимателей. Представители «Б.О» тоже зашли поздороваться, нас встретили сотрудники CafeStore Евдокия и Ксения. В помещении располагаются небольшая собственная кофейня платформы, обучающий центр, там же представлено оборудование, которое доступно клиентам для беспроцентного лизинга.
Для предпринимателей экскурсия строится следующим образом: клиент приходит в обучающий центр, представители платформы выясняют, на какой стадии запуска находится заведение, параллельно есть возможность продегустировать три-четыре сорта кофе и представленную на маркетплейсе продукцию, например, торты, трубочки со сгущенкой, круассаны и другую выпечку. Здесь же клиент смотрит экономику бара, кассовое оборудование, вместе с сотрудниками CafeStore разбирается в том, как устроен личный кабинет платформы. Ранее за пользование маркетплейсом предприниматель платил ежемесячно 7,5 тыс. рублей, но с июля 2023 года CafeStore перешел на комиссионную систему.
Как рассказал Павел Семенов, у клиентов CafeStore наибольший интерес вызывают три аспекта: «Во-первых, сама платформа с бесконечно обновляющимся ассортиментом кофе и расходников по цене, которую никакой оптовик никогда не предложит. Мы отдаем кофе кофейням по цене, по которой оптовик сам закупается у обжарщиков. Второе, естественно, — лизинг оборудования. У нас беспроцентный лизинг для тех, кто обновляет или меняет оборудование. Ну и, конечно, третье — консалтинг и обучение для кофеен. У нас есть учебный центр, куда предприниматель может сам приехать на обучение или отправить своих сотрудников».
При помощи услуг консалтинга CafeStore открылось уже более десяти кофеен. Например, в городе Кольчугино в октябре 2022 года была запущена кофейня «Место в городе». Стоимость такой поддержки стартует от 100 тыс. рублей. Совместная работа с представителями банка начинается после выбора клиентом помещения для будущего заведения, эксперты CafeStore помогают разработать меню, брендбук, настроить работу. Также предоставляются различные чек-листы для бариста, необходимые расчеты по финансовым показателям, по смене. Проект рассчитан на два месяца и предполагает работу от нуля до запуска под ключ. Здесь же в рамках беспроцентного лизинга CafeStore может предоставить кофемашины, в том числе российского производства. Один производитель находится в Ярославле, другой — в Петербурге. Поломка оборудования может привести к простою бизнеса на недели, поэтому импортозамещение играет важную роль. Также у российских производителей есть возможность окрасить кофемашину в любой цвет и даже расположить на задней стенке корпуса логотип кофейни.
Фото: CafeStore
После посещения шоурума CafeStore соединяет предпринимателей с менеджерами Модульбанка, которые в дистанционном режиме помогают с выбором тарифа для расчетного счета, предлагают различные банковские продукты по выгодным условиям, например эквайринг по ставке 1,25%.
По словам Павла Семенова, клиентская база платформы активно увеличивается даже без вложений в рекламу. При этом банк не считает NPS платформы: «Мы не доверяем этому показателю. NPS — это параметр, который некомпетентные менеджеры продают акционерам. Тем самим некогда разбираться, но у них как бы есть параметр для принятия решений. На самом деле, никто этот NPS не умеет считать, и он ничего не показывает в том формате, в котором есть. Решения на его основе принимать нельзя, — считает председатель правления Модульбанка. — Можно сколько угодно дискутировать на эту тему, но есть только два базовых параметра, которые показывают, нравишься ты клиенту или нет. Это то, сколько денег он у тебя хранит, и то, сколько продуктов потребляет.
Если клиент с нулевым остатком расскажет тебе, какой у тебя классный сервис, то это не будет означать ровным счетом ничего. Нужно создавать условия, в которых клиенту захочется жить и вести бизнес. Так что остатки и потребляемые продукты — это единственные показатели, которые мы принимаем в качестве ориентира и аргумента в управленческих решениях».