Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Стикермания
23.03.2023 FinRetailFinTechАналитика

Стикермания

С декабря 2022-го один за другим банки анонсируют выпуск платежных стикеров. В первой четверке оказались Тинькофф Банк, СберБанк, Альфа-Банк и МТС Банк. Мы рассмотрели новый форм-фактор и протестировали его на удобство использования


Почем стикеры для народа

Первым появление платежных стикеров анонсировал Тинькофф Банк. Цена Tinkoff Pay для обычного клиента, не считая тех, кто оформлял его по предзаказу, — 700 рублей. Для клиента с подписками Tinkoff Premium и Private стикер будет бесплатным. У «Тинькофф» существует возможность получить пробную подписку бесплатно на месяц. «Если премиум-сервис будет отключен ранее полных трех месяцев использования, то спишется плата за выпуск платежного стикера — 700 рублей», — рассказали «Б.О» в поддержке банка. В начале февраля «Тинькофф» сообщил о выпуске 60 тыс. стикеров и о планах выпустить в первом квартале 2023-го более 500 тыс. штук.

Заместитель председателя правления Сбера Кирилл Царев тоже анонсировал тестирование стикера в декабре. За аксессуар банк денег брать не стал, однако при получении стикера у клиента открывается отдельный платежный счет (в случае с «Тинькофф» мини-карта привязывается к имеющемуся счету, дополнительных трат не требуется). Его ежемесячное обслуживание составляет 150 рублей, если не совершить за этот период трат на 5 тыс. рублей. Банк выпустил в первой партии 100 тыс. стикеров SberPay, которые, по информации в Телеграм-канале, закончились за 3,5 часа.

Альфа-Банк начал раздавать первую партию аксессуаров 23 февраля 2023 года. Изначально стикер прикрепляется к имеющемуся счету, и сначала за обслуживание дополнительно платить не нужно было. Однако позже правила изменились, система стала похожа на cберовскую: обслуживание платежного стикера бесплатно при покупках от 10 тыс. рублей в месяц. Если условия не выполняются, плата составляет 49 рублей в месяц. «Для премиальных клиентов стикер всегда бесплатный», — сообщается на сайте. При тестировании мы как новые клиенты банка заметили непредвиденное списание 99 рублей в месяц за услугу «Альфа-Чек» — это уведомления обо всех операциях.

В экосистеме МТС в начале февраля анонсировали приложение для бесконтактной оплаты МТС Pay, в нем можно привязать карту нескольких российских банков, оплаты проводятся через стикер Pay Tag. В бета-версии доступно подключение «Тинькофф», «Альфа-Банка», «ВТБ», «Открытия» и самого МТС Банка. Обычная цена стикера — 699 рублей, деньги списываются после первого месяца использования. С выполнением условий первые клиенты могли получить его бесплатно: «50 тыс. клиентов, которые первыми заполнили заявку, уже получают SMS с подтверждением. Для них стикер будет бесплатным, если они оформят его на номер телефона из заявки. Мы сообщим в SMS, если вам достанется бесплатный Pay Tag», — сообщается на сайте МТС Pay.

Где клеить

Главная задача стикеров — заменить Apple Pay, который недоступен в России с 2022 года. Как сообщили некоторые пресс-службы банков, оказалось не так-то просто объяснить народу, что представляет собой новый аксессуар. Клиенты часто думают, что это просто наклейка, кто-то заказывает стикер для Android, хотя с такими устройствами аксессуар может работать некорректно. Сбер заявляет: «Напоминаем, что владельцы устройств на Android могут платить телефоном без стикера, пользователям любых телефонов доступна оплата по QR-коду». МТС сообщает: «Приложение МТС Pay работает на iPhone 8 и более новых моделях телефонов с iOS 15 и выше». А вот «Тинькофф» не ограничивается iPhone и указывает, что стикер полезен «всем, кто хочет расплачиваться бесконтактно и не носить с собой карту».

Простыми словами: платежный стикер — миниатюрная банковская карта на липкой ленте, которую удобно приклеить на телефон.

«Тинькофф» в инструкции просит размещать наклейку внизу на задней крышке iPhone, причем этот банк единственный в конверт со стикером вложил дополнительные липкие ленты для переклеивания карточки в процессе использования на другое устройство.

О расположении внизу крышки на сайте сообщает и СберБанк. Интересно, что в небольшой инструкции по безопасности из конверта с новеньким стикером указано: «Устанавливайте приложение “СберБанк Онлайн” только из App Store Google Play». Печальная шутка от дизайнеров?

При этом липкая лента сберовского аксессуара настолько «цепкая», что при отсоединении от iPhone стикер вышел из строя. Такая же судьба постигла наклейку от Альфа-Банка. Ну, хотя бы волноваться, что аксессуары случайным образом «отвалятся» точно не стоит.

«Альфа» разрешает разместить стикер справа от камеры, а МТС Банк даже рекомендует крепить аксессуар именно туда. «Вы можете прикрепить платежный стикер под чехол или на него. Он не помешает работе мобильного интернета и беспроводной зарядке. На iPhone 14 можно прикрепить стикер на нижнюю часть «спинки», если он не поместится справа от камеры. Если есть MagSafe, то разместите Pay Tag под ним», — сообщается в пояснении на сайте.

Юзабилити

При тестировании стикеры использовались на iPhone 14. Транкзакции проводились через терминалы московского транспорта, кассы супермаркетов, кассы самообслуживания кафе и в банкоматах.

Все четыре наклейки быстро справлялись с оплатой в московском транспорте, если четко приложить аксессуар к указанной на терминале разметке. Однако оплата обычной банковской картой такой меткости не требует. А вот с другими терминалами у стикеров иногда случалось «недопонимание».

СберБанк. Аксессуар срабатывал везде, но не с первой попытки. На кассе в кафе смог провести оплату с третьего раза. В супермаркете срабатывал в среднем со второй попытки. Терминал при неудаче обычно выдавал ошибку № 362 — «Карта не читается». Но если не сдаваться, искать место контакта с терминалом, то со второй-третьей попытки оплата пройдет.

«Тинькофф». Без проблем «дружит» с терминалами кассиров, а вот касса самообслуживания супермаркета «Пятерочка» так и не была побеждена. Приходилось доставать обычную карту, которая оплату проводит в одно прикосновение. Банк заботливо предупреждает в инструкции: «Носите с собой карту на всякий случай. На успешность оплаты, увы, влияют настройки терминала на кассе. Со стикером вам не нужно все время держать карту под рукой, но лучше не оставлять ее дома: в случае проблем с терминалом вы все равно сможете расплатиться». При этом в большинстве случаев стикер от «Тинькофф» оказался менее прихотливым: банкоматы, кафе, маленькие магазины — все поддавались стикеру с первого раза.

Альфа-Банк. Операции без замечаний проходили в вендинговых автоматах и на кассах супермаркетов. Стикер от «Альфы» к тому же отличается самым креативным дизайном с кошкой Манэки-нэко. Он обращает на себя внимание окружающих, чем придает дополнительную узнаваемость банку, вместе с рекламным роликом, запущеным на телевидении. Однако в процессе тестирования и с этим представителем случались проблемы, о которых говорилось выше — стикер вышел из строя.

МТС Банк. Самый интересный с точки зрения числа банков для подключения стикер показал слабые результаты на первых этапах. Для семи из 11 оплат в разных заведениях приходилось делать по три-пять или даже более попыток. Часто терминалы вовсе не видели стикер. При этом между картами разных банков действительно удобно переключаться в одном приложении MTS Pay. Оно выполнено в приятном минималистичном дизайне, лишние функции не отвлекают пользователей. Однако приложение приказало долго жить: 25 февраля МТС Pay удален из App Store.

Нужны банкам или клиентам?

В целом, новый форм-фактор — интересная игрушка, но не более того. Можно ли сравнивать технологию с почившим Apple Pay? Конечно, нет. Работают аксессуары немного хуже, чем банковская карта под чехлом. Возможно, технология будет раскручиваться, но на данный момент она выглядит как попытка банков удержать имеющихся клиентов экспериментами. Так уж сильно рядовые потребители хотят потратить 600 рублей или больше в годовом выражении на карту с липкой лентой? Будут ли стикеры приносить доход банкам? Вряд ли. Но внимание энтузиастов кредитные организации точно привлекли. Видимо, цель достигнута.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ