Банковское обозрение

Финансовая сфера

06.07.2018 Аналитика
Страховка от клещей спасает ДМС

Обзор добровольного медицинского страхования: Итоги 2017 года



Как и в прошлые годы, драйвером страхового рынка осталось инвестиционное страхование жизни, распространяемое через банковский канал продаж. Объем премий в целом по рынку вырос на 8,3% — до 1,28 трлн рублей.

Cегмент добровольных non-life видов сократился на 0,83%, при этом личные виды добровольного страхования показали положительную динамику: объем премий по страхованию от несчастных случаев вырос на 12,3%, по добровольному медицинскому страхованию — на 1,6%.

ДМС с объемом премий 140 млрд рублей занимает 11% рынка, уступая страхованию жизни, ОСАГО и автокаско. Премии за год выросли на 2,2 млрд рублей, при этом поквартальная динамика премий постепенно замедлялась и во второй половине года перешла в зону отрицательных значений. Ожидания страховщиков по поводу увеличения на 10–12% оказались завышенными, темп роста премий — меньше медицинской инфляции.

При этом количество договоров увеличилось на 815 тыс. — в основном за счет недорогих коробочных продуктов.

Добровольным медицинским страхованием занимается большинство российских страховщиков. В тройку лидеров по объему премий в 2017 году вошли «СОГАЗ» (52,9 млрд рублей), «РЕСО-Гарантия» (12,6 млрд рублей) и «АльфаСтрахование» (12 млрд рублей). Замыкает топ-30 СК «Сбербанк Страхование» с объемом премий 321,3 млн рублей. У 111 из 148 страховых компаний, заключающих договоры ДМС, объем премий превышает 10 млн рублей, у 57 — 100 млн рублей.

Концентрация сегмента продолжает увеличиваться. На топ-30 компаний приходится 94,65% премий, на первую десятку — 84,22%. Темп роста премий у крупных страховщиков выше рыночного. В 2017 году компании, входящие в топ-30, получили почти на 9 млрд рублей премий больше по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 1. Динамика объема премий и количества заключенных договоров в 2017 году



Наименование страховой компании

Объем премий за 2017 год, тыс. рублей

Объем премий за 2016 год, тыс. рублей

Рост объема премий относительно 2016 года, %

Количество заключенных договоров страхования за 2017 год, шт.
Количество заключенных договоров страхования за 2016 год, шт.

Динамика количества договоров, %

1

«СОГАЗ»

52 857 460

44 328 441

19,24

441 333

404 190

9,19

2

«РЕСО-ГАРАНТИЯ»

12 625 519

11 676 380

8,13

1 058 487

865 094

22,36

3

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

12 035 844

8 991 118

33,86

209 079

157 432

32,81

4

«ИНГОССТРАХ»

8 518 083

7 733 383

10,15

985 340

651 034

51,35

5

«АЛЬЯНС ЖИЗНЬ»

6 616 768

9 669 471

–31,57

5173

5 735

–9,80

6

«РОСГОССТРАХ»

6 027 088

8 039 303

–25,03

1 192 763

1 224 873

–2,62

7

ГРУППА «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

5 925 293

5 740 931

3,21

803 435

732 465

9,69

8

ВСК

5 266 897

4 301 572

22,44

1 157 537

853 977

35,55

9

«ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

5 260 609

4 582 322

14,80

828 246

577 561

43,40

10

«СОГЛАСИЕ»

2 783 986

2 718 425

2,41

162 972

128 441

26,88

11

«ЭНЕРГОГАРАНТ»

2 160 631

2 452 205

–11,89

94 844

90 252

5,09

12

«КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ»

1 615 265

1 597 689

1,10

2495

704

254,40

13

«МАКС»

1 482 612

1 593 101

–6,94

50 252

26 292

91,13

14

«МЕТЛАЙФ»

961 702

1 487 725

–35,36%

293 560

271 379

8,17

15

«КАПИТАЛ-ПОЛИС»

896 032

799 394

12,09

4367

5024

–13,08

16

«МЕДЭКСПРЕСС»

759 446

741 356

2,44

11 776

7589

55,17

17

«ЧУЛПАН»

671 328

766 052

–12,37

777

720

7,92

18

«СМП-СТРАХОВАНИЕ»

653 963

123 926

427,70

16 788

12 771

31,45

19

«ЛИБЕРТИ СТРАХОВАНИЕ»

617 698

455 423

35,63

343 145

267 196

28,42

20

«АБСОЛЮТ СТРАХОВАНИЕ»

587 834

517 090

13,68

91 947

74 066

24,14

21

«ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ»

532 328

482 681

10,29

10

7

42,86

22

«СПАССКИЕ ВОРОТА»

522 190

566 115

–7,76

6157

6 375

–3,42

23

«НЕЗАВИСИМАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА»

478 135

436 294

9,59

2976

1908

55,97

24

«УРАЛСИБ»

473 746

1 740 749

–72,78

109 969

95 562

15,08

25

«СПАСЕНИЕ»

446 456

430 219

3,77

3596

3718

–3,28

26

«РУССКИЙ СТАНДАРТ СТРАХОВАНИЕ»

377 380

156 020

141,88

51 587

38 114

35,35

27

«АСКО»

370 949

384 026

–3,41

265 238

403 874

–34,33

28

«ЯКОРЬ»

339 142

313 787

8,08

25 615

8160

213,91

29

«УГМК-МЕДИЦИНА»

336 731

322 664

4,36

38 527

36 864

4,51

30

«СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ»

321 328

378 254

–15,05

551 064

915 463

–39,80

Источник: НРА

«СОГАЗ» занимает почти 38% рынка, а после объединения с «ВТБ Страхование» доля лидера сегмента превысит 40%.

Для ДМС нехарактерны сильные колебания спроса, потребность в услугах страховщиков сохраняется и со стороны корпоративных клиентов, и со стороны физических лиц.

Несмотря на рост выплат, сегмент остается прибыльным для большинства страховщиков ДМС. По итогам года объем выплат составил 105,8 млрд рублей (в 2016 году — 100,6 млрд рублей). Однако маржа страховщиков сокращается, а повышение тарифов сдерживается высокой конкуренцией. Рост тарифов на классические программы неизбежен, но стоимость полиса может быть уменьшена за счет софинансирования со стороны работника или введения франшизы. Для страховых компаний выгоден вариант с франшизой, так как обращаемость при первом варианте значительно увеличивается.

Теперь страховщики привлекают клиентов не только более низкой ценой, но и уровнем клиентского сервиса, а также дополнительными опциями, что дает преимущества крупным компаниям.

В 2018 году вступил в силу закон о телемедицине, однако внедрение программ с возможностью только удаленного обслуживания ограничено в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов. Пока постановка диагноза допускается только при очном осмотре, а онлайн-консультации возможны лишь в здании клиники. Кроме того, развитие этого направления сдерживается отсутствием частных врачей (лицензии имеют клиники, а не врачи).

Тем не менее телемедицинские услуги рассматриваются как часть клиентского сервиса и востребованы в регионах. Экономия от внедрения таких услуг достигается за счет снижения количества более дорогих очных консультаций, возможности удаленного мониторинга состояния пациента.

Таким образом, темп роста премий после удачного 2016 года значительно замедлился, а с учетом инфляции показал отрицательную динамику.

Таблица 2. Динамика объема выплат и количества урегулированных убытков в 2017 году



Наименование страховой компании

Объем выплат за 2017 год, тыс. рублей

Объем выплат за 2016 год, тыс. рублей

Рост объема выплат относительно 2016 года, %

Количество урегулированных убытков за 2017 год, шт.
Количество урегулированных убытков  за 2016 г., шт.

Рост количества урегулированных убытков относительно 2016 года, %

1

«СОГАЗ»

46 181 178

37 806 051

22,15

4 941 610

740 974

566,91

2

«РЕСО-ГАРАНТИЯ»

10 150 605

8 049 507

26,10

3 124 118

2 524 960

23,73

3

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

8 156 007

6 296 353

29,54

4 698 457

3 870 381

21,40

4

«ИНГОССТРАХ»

6 174 320

6 458 992

–4,41

5 027 030

4 720 447

6,49

5

«АЛЬЯНС ЖИЗНЬ»

4 561 549

4 559 499

0,04

290 164

249 855

16,13

6

«РОСГОССТРАХ»

4 346 404

4 450 181

–2,33

216 676

213 406

1,53

7

ГРУППА «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

3 353 085

3 164 597

5,96

251 650

248 474

1,28

8

«ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

3 002 598

2 614 960

14,82

119 597

91 471

30,75

9

«ВСК»

2 420 145

2 208 828

9,57

145 803

102 085

42,83

10

«СОГЛАСИЕ»

1 717 986

1 912 249

–10,16

1 092 935

107 776

914,08

11

«ЭНЕРГОГАРАНТ»

1 554 084

1 832 001

–15,17

38 293

41 011

–6,63

12

«КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ»

1 415 047

1 420 946

–0,42

43 099

48 553

–11,23

13

«МАКС»

1 403 335

1 481 738

–5,29

204 807

238 607

–14,17

14

«УРАЛСИБ»

831 339

1 187 329

–29,98

24 342

124 690

–80,48

15

«КАПИТАЛ-ПОЛИС»

754 947

617 993

22,16

258 716

221 315

16,90

16

«МЕТЛАЙФ»

734 150

1 103 595

–33,48

954 802

820 232

16,41

17

«ЧУЛПАН»

610 081

668 799

–8,78

8025

8734

–8,12

18

«МЕДЭКСПРЕСС»

509 843

506 066

0,75

64 868

69 377

–6,50

19

«НЕЗАВИСИМАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА»

411 760

387 080

6,38

41 938

33 727

24,35

20

«СПАСЕНИЕ»

377 467

348 002

8,47

81 009

77 922

3,96

21

«СМП-СТРАХОВАНИЕ»

351 484

45 126

678,89

17 456

7182

143,05

22

«АСКО»

344 130

330 048

4,27

5996

5918

1,32

23

«СПАССКИЕ ВОРОТА»

324 308

358 473

–9,53

11 915

11 081

7,53

24

«ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ»

323 353

281 344

14,93

149 154

121 382

22,88

25

«УГМК-МЕДИЦИНА»

316 057

272 834

15,84

67 079

81 913

–18,11

26

«АБСОЛЮТ СТРАХОВАНИЕ»

289 487

369 755

–21,71

13 978

27 395

–48,98

27

«ЛИБЕРТИ СТРАХОВАНИЕ»

237 344

241 997

–1,92

48 276

45 328

6,50

28

«ПАРИ»

221 954

171 781

29,21

53 466

26 427

102,32

29

«ЯКОРЬ»

214 220

253 166

–15,38

9542

3555

168,41

30

«СОГАЗ-МЕД»

210 515

93 385

125,43

1896

1058

79,21

Источник: НРА

Поддержку сегменту продолжают оказывать медицинское страхование мигрантов (полис ДМС необходим для оформления патентов и разрешений на работу, количество которых выросло за год на 170 тыс.), страхование от сезонных и критических заболеваний. При средней цене полиса страхования от онкологических заболеваний 5-6 тыс. рублей (страховая сумма в 100 раз выше), а полиса страхования от укуса клеща — 200–1000 рублей (страховая сумма 100–400 тыс. рублей) количество розничных клиентов увеличивается ежегодно.

Будущее рынка ДМС связано с ростом розничного сегмента, развитием клиентского сервиса, персонализацией тарифов, повышением технологичности, внедрением программ по предотвращению заболеваний. Такие программы Workplace wellness, предусматривающие проведение дней здоровья, вакцинаций, профосмотров, становятся частью корпоративной культуры. С 2019 года ожидается активное развитие телемедицинской составляющей в связи с возможностью выдачи электронных рецептов и постановки диагноза дистанционно. В регионах более востребованы услуги «Второе мнение», в Мос­кве и Санкт-Петербурге — расшифровка результатов анализов.

Еще один тренд — увеличение срока страхования с 12 до 18 и более месяцев.

Основными потребителями услуг ДМС являются жители Москвы и Санкт-Петербурга. Реформа обязательного медицинского страхования в сочетании с повышением доступности телемедицинских услуг будет способствовать развитию ДМС в регионах.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм