Банковское обозрение

Финансовая сфера

26.06.2019 Аналитика
Строго по закону

Как повысить долю МСП в госзакупках



Компании с госучастием пока не очень активно наращивают объемы закупок у малых и средних предприятий. Для их мотивации, а также для расширения круга компаний МСП — участников торгов необходимы законодательные изменения. Это обсуждалось и на «нулевом» дне ПМЭФ в рамках дискуссий, организованных «ОПОРОЙ РОССИИ».

Серьезным подспорьем малому и среднему бизнесу служит госзаказ. В том числе в рамках контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ (эти законы соответственно регулируют закупки госучреждений и госкомпаний, где не менее 50% принадлежит государству), а также по 185-ФЗ и 615-ПП (в части ЖКХ и капремонта жилых домов). Малые компании выполняют мелкие строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, предоставляют транспортные услуги, обслуживают школьные и больничные столовые, работают в сфере IT, безопасности, клининга и так далее.

В целом, ситуация с получением малыми предприятиями госзаказа сегодня выглядит намного лучше, чем в 2015 году, когда объем соответствующих закупок в денежном выражении составлял 64 млрд рублей. В 2017-м, по статистике Корпорации МСП, он был уже на уровне 2,1 трлн, а в прошлом году — увеличился до 3 трлн рублей. При этом номенклатура товаров и услуг за четыре года увеличилась с 8,4 тыс. до более чем 360 тыс. позиций. Напомню, что руководством страны была поставлена задача к 2024 году выйти на уровень ежегодных госзакупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в объеме 5 трлн рублей в год.

Сегодня государством установлена квота по госзакупкам у субъектов МСП на уровне 15%. В следующем году ее планируется повысить до 18%.

По 44-ФЗ в этом отношении есть очевидный прогресс — закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году, по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа. В отдельных отраслях ситуация выглядит еще лучше. Например, программное обеспечение в российских федеральных органах власти, по данным Минкомсвязи РФ, на сегодняшний день почти на 70% приобретено у отечественных разработчиков, которые в подавляющем большинстве случаев представляют МСП.

Закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа

Между тем коммерческие компании с госучастием явно отстают от показателей муниципального и государственного заказа. Доля их закупок у малого бизнеса по итогам прошлого года составила лишь 12,1%, что всего на 0,9% больше, чем годом ранее. Об этом, в частности, недавно на одном из профильных мероприятий говорил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. При этом он обещал, что «в следующем году удастся все это подправить, и таких дискриминаций малого бизнеса в рамках 223-го закона быть не должно». Правда, подобная задача уже ставилась раньше — в январе прошлого года в 223-ФЗ по инициативе того же Минфина были внесены изменения, которые предъявляют более строгие требования к заказчикам, обязывают их осуществлять закупки в электронной форме на тех площадках, которые уже работают по 44-ФЗ для государственных учреждений. Закупочные процедуры при этом должны были упрощаться, а их количество — сокращаться. Но, как видно, меры не сработали или сработали не в полном объеме.

Федеральные чиновники, курирующие сегмент МСП, ранее заявляли, что предложит регламенты, которые обяжут госкомпании публично представлять долгосрочные планы закупок (как минимум на три года), что помогло бы малым предприятиям корректировать свою деятельность соответствующим образом — привлекать нужных специалистов, закупать технику и так далее. Также предлагается ввести нормы по сокращению максимального срока оплаты по контрактам (сейчас по 223-ФЗ он составляет 30 дней) и ужесточить административную ответственность за несвоевременные расчеты с небольшими предприятиями.

При этом задержка оплаты работ, товаров и услуг — одна из главных проблем при работе МСП с госзаказчиком, которая приводит к возникновению болезненных для малого бизнеса кассовых разрывов. Тем более что в большинстве случаев под выполнение госконтрактов малый бизнес привлекает банковские кредиты.

Особенно остро вопрос встает, когда речь идет об относительно крупных контрактах. Небольшие суммы участникам госзаказа и победителям гостендеров сегодня банки готовы предоставлять даже без поручительств. Но когда речь идет о более масштабных работах, требуются залоги, которых у малого бизнеса, как правило, нет. Решить проблему помогают специальные инструменты, в том числе те, которые предоставляются в рамках национальной гарантийной системы (НГС). Система трехуровневая: Корпорация МСП — МСП Банк — региональные гарантийные организации и фонды (РГО), но в большой степени она работает именно на уровне регионов.

По данным Корпорации МСП, лучшие практики по поддержке субъектов МСП, в том числе работающих в сфере госзаказа, имеют РГО Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстана, Московской, Орловской, Смоленской областей, Ставропольского края и ряда других регионов. Причем в столичном Фонде содействия кредитованию малого бизнеса каждое пятое поручительство выдается участнику госзаказа и покрывает до 70% объема заемного финансирования и до 100 млн рублей. Данный продукт господдержки оказывается особо востребован в случаях, когда предприниматель обладает опытом работы с небольшими заказами и выигрывает значительный тендер, без финансовой поддержки ему трудно перейти в другую бизнес-нишу, а гарантийный механизм помогает успешно решить эту проблему. Кроме того, Московский фонд ранее заявлял о ближайших планах запуска системы прямого поручительства для участников госзаказа, которая позволит собирать заявки и оформлять такие поручительства в электронном виде.

Что еще собирается делать Минфин для решения проблемы дискриминации малого бизнеса в госзакупках, сказать сложно. Но можно предположить, что в первую очередь необходима унификация законодательства в этой сфере. Например, 223-ФЗ обязывает привлекать к участию в тендерах только те компании с госучастием, у которых оборот превышает 500 млн рублей. Очевидно, что снижение этого «потолка» могло бы существенно расширить круг потенциальных заказчиков МСП. Кроме того, в 223-ФЗ отсутствуют льготы для малых предприятий, участвующих в гостендерах, при том, что 44-ФЗ их содержит (например, не требуется обеспечение заявки при начальной стоимости контракта менее 1 млн рублей, а для контрактов стоимостью до 20 млн рублей оно составляет не более 1%).



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Присоединяйся к нам в телеграмм