Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Тихая охота
03.11.2015 Мнение

Тихая охота

Приемы банков для переманивания чужих клиентов могут быть использованы против них


Жизнерадостная мелодия гимна авиаперевозчика «Возьми себе за правило летать всегда “Трансаэро”» ныне отдается болью в головах пассажиров, сотрудников и партнеров этой некогда лидирующей, амбициозной авиакомпании. Последствия самого масштабного краха перевозчика за всю новейшую историю России расходятся кругами по воде, в том числе в банковской сфере.

Забеспокоились о судьбе накопленных баллов держатели кобренд-карт десятка банков, имеющих партнерские программы с «Трансаэро» (ВТБ 24, Газпромбанка, МКБ и др.). Большинство банков уже отреагировали на ситуацию, обратившись к клиентам с предложениями перейти на альтернативные программы лояльности с обменом накопленных баллов. Условия выглядят достаточно привлекательно, банки готовы компенсировать клиентские переживания различными входными бонусами. Часто в качестве замены предлагается бонусная программа «Аэрофлота», иногда — универсальные карты лояльности для путешественников, такие как «Карта мира» ВТБ 24 или «Voyage iGlobe» Московского индустриального банка. Некоторые банки не против «под шумок» привлечь картхолдеров сторонних кредитных организаций, завлекая их дополнительными привилегиями.

Агрессивная охота за чужими клиентами вообще становится приметой времени. Особенно выразительно это проявляется в отношении клиентов, оставшихся «бесхозными» после отзыва лицензии их банка. Один из мощных пиков такой активности наблюдался в связи с уходом с рынка Пробизнесбанка. Тогда с предложениями для юридических лиц по переводу на обслуживание поспешил выступить десяток банков. К утешительному марафону присоединился даже Сбербанк, пообещав бесплатное открытие расчетного счета и подключение интернет-банкинга, а также 1 рубль в месяц за первый квартал обслуживания базового пакета услуг.

Однако сезон тихой охоты на чужих клиентов открыт не только в связи с форс-мажорными ситуациями. Становится хорошим тоном наличие в интернет-банке функции привязки карт других банков, используемой чаще всего для простого перевода на свой счет. Touch Bank пошел еще дальше — одновременно с выходом на столичный рынок он запустил инновационный продукт «Мультикарта», который позволяет привязать к основной карте до пяти карт других банков. При расчете за покупки с помощью такой мультикарты списание может происходить с карт других банков — в зависимости от категории торговой точки, назначенной пользователем в интернет-банке (читайте обзор системы Touch Bank в этом номере журнала). Смысл такой сложной конфигурации — в максимизации кэшбэков и бонусов, предлагаемых разными банками.

Если раньше зарплатная карта, безальтернативно выдаваемая работодателем, привязывала клиента к банку, сегодня степень свободы стала гораздо больше. Более или менее продвинутый пользователь без труда оперирует своими финансовыми инструментами в поиске самых выгодных предложений. В этом смысле маркетинговые ухищрения банков падают на благодатную почву.

Однако на следующем витке эволюции обнаруживается, что пользователю не нужен банк как таковой, ему нужны финансовые сервисы — функциональные, безопасные, современно упакованные. Небанковские PFM-сервисы управления личными финансами тем временем наращивают влияние за счет агрегации аккаунтов — не только карт и счетов, но и электронных кошельков. Еще несколько закономерных шагов — и усилия банков по переманиванию клиентов друг у друга покажутся ничтожными на фоне конкуренции с финтех-сервисами новой волны.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ