Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Учесть опыт господдержки банков
01.02.2009

Учесть опыт господдержки банков

Волна кризиса прокатилась по банковской отрасли и перешла в реальный сектор. Правительство активно разрабатывает программы поддержки промышлен-ности. На этом этапе важно учесть ошибки первого, «банковского» этапа и снизить новые риски.


Александр Мурычев

Александр Мурычев,

первый исполнительный вице-президент РСПП,

председатель Совета Ассоциации региональных банков России

Государственная поддержка банковского сектора, развернутая осенью 2008 года, решила основную задачу: банковскую систему удалось удержать от краха. Справились. В то же время были и очевидные недостатки, прежде всего в том, что значительная часть предложенной банкам госпомощи в экономику так и не поступила. Одна из причин: не были четко определены цели, процедуры, механизмы контроля при предоставлении банкам достаточно больших ресурсов.

Прежде всего, государственная поддержка не должна исчерпываться простым предоставлением денег, как это было на первых порах «банковского» этапа кризиса. Поэтому сейчас обсуждаются и разрабатываются механизмы гарантий, поручительств, субсидирования процентных ставок, налогового и тарифного стимулирования, реструктуризации задолженностей, вхождения государства в капитал предприятий в обмен на выплату государством долгов этих предприятий. Это большой набор эффективных мер, которыми нужно правильно воспользоваться.

К системным мерам в курсовой, бюджетной, тарифной политике, политике базовых ставок добавляется новое направление, связанное с адресной поддержкой конкретных отраслей и уже даже конкретных предприятий. И вот на этом направлении есть как новые возможности, так и новые риски, при анализе которых обязательно нужно учитывать издержки первого, «банковского» этапа борьбы с кризисом.

Очень важно, чтобы эти ошибки первого этапа были учтены сейчас, когда правительство готовит программы поддержки реального сектора экономики.

Очевидно, что определение списка из 295 системо­образующих предприятий не должно создать у этих предприятий успокоенности. А такие настроения в их среде уже проскальзывают. Избранные предприятия должны выдвигать встречные предложения, доказывать жизнеспособность своих программ. Иначе предоставленные ресурсы будут развращать промышленников, снижать конкурентоспособность предприятий. Совершенно очевидно усиливаются и коррупционные риски.

Популярная в последнее время идея управления экономикой «в ручном режиме» неизмеримо увеличивает нагрузку на правительство. Система госадминистрирования в экономике у нас уже отсутствует, экономика работает на рыночных принципах. Очевидно, что «ручное управление» возможно сейчас только на короткий период, из которого предприятия должны выйти усилившимися, перестроенными, эффективными. Мы располагаем достаточными ресурсами, но задействовать их надо так, чтобы не получилось, что горящие проблемы 2009 года худо-бедно снивелировали, деньги проели, а перестройки экономики на более эффективные рельсы так и не получили.

С учетом опыта борьбы с банковским кризисом общая установка должна быть такая: необходимы, во-первых, прозрачные процедуры использования ресурсов, контроль за их целевым использованием и, во-вторых, постановка стратегических, развивающих целей, а не простая накачка экономики деньгами.

«Банковское обозрение», №2, февраль 2009 г.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ