Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Условное безусловное исключение
10.03.2023 FinRegulationАналитика

Условное безусловное исключение

В конце февраля Межправительственная комиссия по финмониторингу (FATF) приняла решение об исключении России из организации. Как это повлияет на международное сотрудничество страны и внутреннее соблюдение мер ПОД/ФТ


Спустя 20 лет после получения статуса полноправного и добросовестного члена FATF членство России в этой организации было приостановлено. Однако это не первые ограничения со стороны надгосударственной структуры за прошедший год. В октябре 2022 года организация запретила России участвовать в своих текущих и будущих проектах.

Но попадания в черный список, о котором, по сообщению Reuters, просила Украина (ведь именно такой статус имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле) не произошло. Платежи в пользу стран из списка всегда попадают под подозрение, а зачастую финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств, чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.

«Решение имеет прежде всего организационный характер. Это влечет ограничение участия российской организации в работе FATF как международной организации: это и голосование по повестке дня, участие во взаимных оценках других стран, и в проектах FATF. При этом Россия остается членом глобальной сети и члены этой сети должны соблюдать стандарты FATF, иметь национальное антиотмывочное законодательство, подразделения финансовой разведки, поддерживать отношения с финансовым сектором, профильными ведомствами и зарубежными партнерами», — заявила 2 марта на встрече банков—членов АБР с ЦБ заместитель директора Росфинмониторинга Галина Бобрышева. Благодаря тому, что Россия не попала в черные или серые списки FATF, «не водятся ограничения на российские финансовые институты, их зарубежные филиалы или российских граждан, которые являются их клиентами», также отметила Галина Бобрышева. Вице-президент АБР Алексей Войлуков модератор панели той дискуссии пытался поставить вопрос о возможной корректировке требований к банкам по 115-ФЗ, но его предложение не расслышали или не услышали.

Относительно включения в черный список эксперты считают, что оснований для такого рода ограничений нет, а интересы страны будут оставаться защищенными. «По результатам последней оценки Российской Федерации на соответствие требованиям, которая была в 2019 году, Россия получила наивысший уровень соответствия. На сегодня членами FATF являются только 39 государств, а также девять региональных организаций, которые определяют политику FATF и согласовывают рекомендации FATF. ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма —  Ред.) является членом FATF, а Россия играет ведущую роль в этой международной организации по типу FATF, поэтому механизмы отстаивания интересов России на площадке FATF остаются», — объяснил «Б.О» Александр Наумов, заместитель руководителя Национального совета финансового рынка (НСФР).

Также, по мнению эксперта, событие пока не принесет ничего нового и относительно 115-ФЗ: «Думаю, что сейчас серьезных изменений в этот Закон вносить не будут, чтобы не допускать возможных противоречий с рекомендациями FATF. Так что для российских компаний, являющихся субъектами ст. 5 115-ФЗ, в этой части ничего не поменялось». А вот комплаенс-процедуры могут быть усложнены из-за потери членства в FATF, такие затруднения будут выражаться «в дополнительных запросах информации при установлении корреспондентских отношений, обновлении информации и проведении крупных переводов в иностранной валюте», подчеркнул заместитель руководителя НСФР.

«Но основная причина такого осложнения кроется не в членстве в FATF, а в определенном давлении со стороны ряда иностранных государств на Россию в свете экономических ограничений. Поэтому комплаенс-контролеры должны быть готовы последовательно отвечать на дополнительные запросы иностранных коллег, поскольку Россия полностью выполняет все рекомендации FATF», — подчеркнул Александр Наумов.

Гипотетически, Россия может инициировать создание альтернативной FATF надгосударственной структуры в рамках страновых объединений, в которые не входят страны Запада. «Можно предположить, что инициативы подобные FATF могут появиться, но это скорее всего будет связано с общим направлением развития и интеграции участников объединений по комплексу экономических и финансовых вопросов. В рамках международного права это процесс небыстрый и требует глубокой и серьезной проработки с учетом влияния участия такого потенциального будущего объединения в других объединениях, в том числе в FATF, чтобы избежать нежелательных последствий для всех заинтересованных сторон», — прокомментировала «Б.О» ситуацию  управляющий партнер центра комплаенс-решений Compliance Elements Маргарита Хоменко.

Если говорить в целом о перспективах развития систем противодействия «отмыванию», практически все эксперты сходятся во мнении, что российская система ПОД/ФТ показывает очень высокие уровни эффективности. Хотя когда-то именно FATF дала толчок развитию технологий, обеспечивающих прозрачность финансовых операций, сейчас в этом больше всего заинтересованы внутренние органы, например спецслужбы и ФНС. Велика и доля излишних проверок бизнеса, прикрываемых борьбой с терроризмом.

Налоговая служба вообще аккумулирует на своих ресурсах такое количество статистических данных, которое вполне закономерно наделяет ее народным статусом «большого брата». Например, из развлекательного: проект ФНС «Геочеки», где «представлено агрегированное распределение трат населения в различных точках на карте РФ», наглядно сообщает об активности бизнеса по географическому признаку.

Источник: «Геочеки»

Отслеживать финансовые операции россиян поможет и цифровой рубль, на который большую ставку делает ЦБ. Вопрос о том, каким образом, операции с цифровым рублем будут подпадать под действие 115-ФЗ и под действие рекомендаций FATF пока остается открытым. С другой стороны, цифровой рубль — это такой инструмент, который по своей технологической основе полностью подконтролен регулятору и прозрачен для него.

Таким образом, путь к прозрачности финансовой системы России, как минимум для тех, кому это надо, пока остается прежним, а в условиях максимальной заинтересованности государства в этом процессе, ПОД/ФТ забыт уж точно не будет. Регуляторы этого процесса, на то надеются (как минимум, публично это декларируют). И лишение членства России в FATF, с их слов, практически ничего не добавляет в уже и так осложнившихся взаимодействиях с иностранными контрагентами.

СПРАВКА «Б.О»

FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных «денег», а также оценивает соответствие национальных систем противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) этим стандартам. Взаимоотношения России с организацией были долгими и плодотворными. В 2000 году группа выработала 25 принципов, по которым какую-либо страну можно отнести к числу тех, которые противодействием отмыванию денег занимается плохо. У нас таких соответствий оказалось целых десять, что послужило причиной попадания в первый черный список FATF. Правительство на происшествие отреагировало оперативно: к 2002 году был разработан комплекс мер по противодействию отмыванию денег, создано необходимое законодательство, сформирован комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Благодаря этому группа исключила Россию из черного списка и наделила статусом ее наблюдателя, который позволил участвовать в обсуждении ряда положений, а 19 июня 2003 года Россия стала полноправным участником FATF.






Новости Новости Релизы