Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В банк без экзаменов
27.06.2025 FinCorpАналитика

В банк без экзаменов

В условиях дефицита молодежи вместо выбора из звездных кандидатов даже крупнейшим банкам приходится вкладываться в образовательные проекты


На нестабильном рынке труда наем специалистов еще на стадии обучения актуален для большинства компаний, и это долгосрочная, продуманная тенденция, единодушно утверждают профессионалы HR-рынка.

Welcome-тренды для студентов

«Сегодня бренд работодателя для молодых специалистов — это не реклама, а репутация, подтвержденная конкретными действиями: наличием доступных входных точек (стажировки, практика), наставничеством, быстрым доступом к обратной связи и вовлеченностью в реальные бизнес-процессы», — утверждает Ольга Мартынова, директор департамента персонала Банка Синара.

Особенности отрасли — высокая конкуренция за молодых IT-специалистов и аналитиков, а также дефицит прикладных знаний у выпускников, что требует от работодателя быть активным участником формирования компетенций еще в период обучения, пояснила она.

«Мы приглашаем практикантов с 18 лет — студентов профильных вузов и колледжей, которым нужны реальный опыт и понимание, как работает банк, какие у него процессы, задачи, цели. Дипломированные специалисты — благо для любого работодателя, но диплом без практики означает, что человек изучал теорию банковских механизмов, а самое интересное — знакомство с реальностью, начинается в стенах банка, так что ребята часто возвращаются в последующие годы своего обучения», — отметила руководитель отдела подбора и адаптации персонала ББР Банка Екатерина Никитина. В практике структуры —и взаимодействие с онлайн-школами, готовящими IT-специалистов, «с целью привлечь выпускников с минимальной практикой и хорошей теорией».

«Мы ориентированы на работу со студентами (стажировки, практики) по ряду направлений)», — сообщила Вера Фадеева, директор департамента по работе с персоналом Группы «Цифра».

В Банке Синара стремятся выстраивать контакт со студентами вторых — четвертых курсов, особенно на направлениях, связанных с цифровыми технологиями, управлением рисками, инвестициями и аналитикой. Но при подборе на конкретные роли, особенно в клиентском бизнесе и IT, часто предпочтение отдают кандидатам с оконченным образованием и желательно уже с опытом работы — из-за потребности в самостоятельности, способности быстро входить в задачи и работать в интенсивной среде, рассказала «Б.О» Ольга Мартынова.

Вовлечены в процесс и лидеры индустрии. К примеру, в ВТБ организованы программы стажировок для выпускников бакалавриата/специалитета, студентов и выпускников магистратуры; также можно пройти практику.

Активности «с уходом от формальности»

Серьезных изменений в сфере образования не происходит в силу ее консервативности, так что потенциальные работодатели, осознавая значимость взаимодействия с вузами (в том числе ради совместной подготовки кадров под потребности индустрии), все активнее участвуют в образовательном процессе, отметили в ВТБ.

По словам Екатерины Никитиной, количество взаимодействий ББР Банка с вузами остается стабильным уже несколько лет: «Налажено сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом и Международным банковским институтом имени Анатолия Собчака, с Дальневосточным федеральным университетом, с Владивостокским государственным университетом». Вера Фадеева тоже отметила, что по ряду специализаций взаимодействие с вузами — устоявшаяся практика, а «число целевых кафедр увеличивается».

Постоянно растет и количество учебных заведений, с которыми сотрудничает ВТБ, рассказали в банке: если в 2022 году их было 188, то сегодня — уже более 300. Программы рассчитаны не только на студентов: базовая кафедра ВТБ «Современная практика и технологии банковского бизнеса» в Финансовом университете при правительстве РФ дает дополнительное профессиональное образование по специальности «Финансовый анализ и управление рисками». Естественно, лучшие студенты получают предложение о работе в банке, уточнили в ВТБ.

По наблюдениям Ольги Мартыновой, «количество форм взаимодействия с вузами растет, но изменяется их структура». «Уход от формальных механизмов, таких как кафедры и стипендии, в пользу гибких и проектных форматов стал трендом последних лет. Работодатели больше инвестируют время и ресурсы в точечные мероприятия: кураторство, хакатоны, кейс-чемпионаты, олимпиады, участие в разработке учебных программ и soft skills-акселераторы. Это позволяет быстро и адресно формировать нужные компетенции, отбирать сильных и мотивированных участников», — пояснила она.

Замечает перемены и Наталья Малова, ведущий специалист по работе с персоналом компании get experts: «Количество программ, определенно, растет. Все больше компаний открывают свои кафедры, интегрируются в учебный процесс. Если говорить про финансирование, то заметен тренд на брендирование зон на территории вузов — аудиторий, коворкингов и т.д. Работодателям приходится постоянно придумывать все новые концепции для коммуникации со студентами. Если лет пять назад в основном это были ярмарки вакансий, то сейчас — и различные кейс-чемпионаты, и развлекательные ивенты».

Масштабы взаимодействия зависят от размера и потребностей организации. Так, сотрудники ВТБ в 2024-м участвовали в более чем 655 мероприятиях: днях карьеры, ярмарках вакансий, мастер-классах, кейс-чемпионатах и пр. За последние три года более 1500 студентов и выпускников прошли стажировку в ВТБ, из них более 60% продолжили карьеру в банке, сообщили в ВТБ. А учебную практику в банке за один только 2024 год прошли более 2 тыс. студентов.

Привлечение: внутри и вне фокуса

У изнурительной и дорогостоящей «охоты на студентов» есть обратная сторона. «За последние годы из-за большого количества вакансий и активной интеграции компаний в работу с вузами фокус внимания студентов рассеивается, и работодателю все сложнее выделиться в столь конкурентной среде», — оценила ситуацию Наталья Малова.

В настоящее время за молодых специалистов в возрастных группах от 20 до 24 лет и от 25 до 29 лет идет настоящая борьба, и, если в ней не участвовать и не выращивать специалистов, есть риск упустить не то что звездного кандидата, а даже просто хорошего: его быстро «купят» более гибкие работодатели, готовые подстраиваться под текущие реалии рынка, уверены в ВТБ.

Но и соискателям приходится «напрягаться», чтобы попасть в престижный банк, пусть и на время. ВТБ ежегодно организует масштабный отбор на стажировки по всей России: в 2024-м количество заявок на 700 мест превысило 58 тыс. (80 человек на место), рассказали редакции в банке. И это неудивительно: аналитики SuperJob по итогам недавнего опроса сделали вывод, что 44% рекрутеров ценят у кандидата хотя бы минимальный опыт работы, 29% ориентируются на стажировки.

Среди основных инструментов привлечения в ВТБ называют как собственные, так и грантовые учебные программы, участие в проектах федерального масштаба, таких как олимпиада «Я — профессионал».

Руководитель направления «IТ, телеком, финансовые институты» рекрутинговой компании get experts Светлана Аплеталина отметила, что крупные банки организуют отраслевые конкурсы или иные мероприятия, где студенты старших курсов смогут конкурировать за призовые места, причем «часто их интересует не только материальная награда, но и возможность получить стажировки».

Ольга Мартынова выделила следующие виды коммуникаций:

  • вузовские карьерные центры и профессиональные сообщества студентов — точечная работа по направлениям подготовки;
  • телеграм-каналы и цифровые платформы с карьерным контентом, адаптированные под формат коротких и полезных сообщений;
  • амбассадоры внутри вузов и выпускники, уже работающие в компании, — как доверенный канал коммуникации.

Екатерина Никитина выделила три основных инструмента привлечения (не только молодежи, но и зрелых кандидатов): интернет-сайты с вакансиями и резюме, тематические форумы, общение в мессенджерах и по телефону.

Вера Фадеева лаконична: в «Цифре» в ходу олимпиады, амбассадоры, соцсети, а также буткемпы (Bootcamp — формат ускоренных курсов, где за короткий промежуток времени можно приобрести или прокачать навыки. — Ред.).

Светлана Аплеталина добавила, что помимо мастер-классов, где сотрудники делятся экспертизой, «на привлечение работают экскурсии в офисы компаний, дающие возможность пообщаться и почувствовать корпоративную культуру».

В ВТБ предлагают онлайн-формат: интерактивные тесты, онлайн-игры и розыгрыши, чтобы привлечь внимание молодых специалистов и сделать их общение с банком более интересным и запоминающимся. Там даже создали виртуальную экскурсию «Вот эТо Башня!» по офису ВТБ для привлечения на программы стажировок в головной офис.

#HR





Новости Релизы