Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Вопрос о «курице и яйце» больше не стоит
24.04.2020 Аналитика
Вопрос о «курице и яйце» больше не стоит

Как выясняется, далеко не все понимают реальную ценность биометрических технологий. Точнее, не понимали. Что вдруг изменилось?


Проведенное 23 апреля 2020 года «Б.О» в условиях пандемии коронавируса онлайн-мероприятие «Бизнес-квартирник “IdTech: Звездный час банковской биометрии”» подтвердило мнение, что «про биометрию» надо рассказывать с конца мероприятия, постепенно продвигаясь к его началу. Следует отметить еще один факт: это мероприятие замкнуло четырехлетний цикл, в течение которого «Б.О» организует и с успехом проводит конференции, посвященные использованию биометрических технологий вообще и ЕБС в частности в отечественных банках.

И вот свершилось! Представители Банка России и оператора множества полезных сервисов (в том числе ЕБС) Ростелекома устами Ивана Зимина, директора департамента финансовых технологий ЦБ, и Ивана Берова, директора по цифровой идентичности Ростелекома, наконец открыто сказали две важнейшие вещи.

Во-первых, «биометрии» стало тесно исключительно в рамках банковских институтов, да и вообще, финансового сектора. Собственно, ранее этот «инсайд» и так был секретом Полишинеля. Но тогда, четыре года назад, когда в жарких спорах рождалась ЕБС, ее будущее виделось немного в другом свете. Проект шел вперед ни шатко ни валко, зато в полном соответствии с нормативными документами, набрав к настоящему времени примерно 150 тыс. биометрических шаблонов в своей базе. Как отметил в ходе дискуссии Александр Наумов, заместитель руководителя НСФР, биометрические технологии для населения пока остаются вещью в себе. Но Россия на то и Россия, что тут можно за неделю сделать больше, чем за два предыдущих года. Нужно только, как выразился один из спикеров, «дать пинка». Спасибо коронавирусу!

Во-вторых, как говорят в народе, «изменилась концепция». Четыре с лишним года не прошли бесследно для банкиров в том плане, что требования к повышению качества клиентского опыта в условиях, когда и телекомы, и ретейл, и BigTech «нагло нарушают конвенции» и вторгаются на поляну финансистов, заставили что-то изменить в первоначальных планах. Если говорить конкретнее, то клиенту требуется бесшовная интеграция разных сервисов, без этого банку трудно ему что-то продать. И вот вслух была сказана сакральная фраза: «ЕБС отныне будет продвигаться не столько как самостоятельный сервис, сколько в связке с цифровым профилем гражданина России (первый “пилот” ожидается на следующей неделе) и проектом “Квалифицированная облачная цифровая подпись”». В ближайшей перспективе эта связка сможет дать банкирам полноценный инструмент для работы по реструктуризации кредитов.

По словам Ивана Берова, тотальная перестройка бизнес-процессов во всех сферах экономики, вызванная пандемией, вдруг сделала актуальной «биометрию» в образовании, медицине, госсекторе (МФЦ), на транспорте и т.д. Новые перспективы появились у биометрического эквайринга. Это, с одной стороны, вызов для ЕБС, а с другой, что называется, «перезагрузка» проекта с перспективой стремительного развития, правда, пока с временными ограничениями. Но у нас в стране кроме присказки о клюющем петухе есть более позитивная история о том, что «нет ничего более постоянного, чем временное».

Что касается самих временных решений, то Александр Наумов об одном из них рассказал подробно. Речь шла о предложениях НСФР правительству по изменению «антиотмывочного» законодательства, среди которых предлагается разрешить предоставлять услуги клиентам дистанционно при условии проведения видеоподтверждения. Это позволит немного снизить накал страстей для граждан, находящихся на самоизоляции. Дмитрий Зимин был эмоционален в этой части беседы и озвучил инициативы Банка России, призванные решить с помощью уже работающих финансовых инфраструктурных сервисов проблемы граждан и бизнеса «здесь и сейчас»! Так, ЦБ уже разрешил открывать счета новым клиентам дистанционно. Эта мера распространяется на счета, открытые в целях проведения социально значимых платежей и пока действует до 1 июля.

ЕБС отныне будет продвигаться не столько как самостоятельный сервис, а в связке с цифровым профилем гражданина России

Что говорили банкиры? Инна Емельянова, директор департамента эквайринга банка «Русский Стандарт», и Наталья Сторина, заместитель директора департамента карточного бизнеса и дистанционного банковского обслуживания Россельхозбанка, как представители банков, одними из первых подключившихся к ЕБС, довольно много времени посвятили теме осторожного отношения людей к новым технологиям. Что тут первично? Сначала инвестировать огромные деньги в IT-инфраструктуру или, наоборот, сначала убеждать людей? Ранее вопрос о первичности курицы и яйца стоял весьма остро. Но вот, похоже, весьма осторожный оптимизм вызывает качественный скачок в миропонимании и переоценке ценностей населением не только нашей страны, но и ее соседей.

Из выступления Дамира Галиева, директора по инновациям Ак Барс Банка, можно сделать вывод, что ЕБС для Банка может стать платформой, допускающей подключение к нему финтехов, которые вполне могут насытить продуктовым предложением пока довольно скудный ассортимент сервисов. Кроме того, может наконец появится более универсальный идентификатор личности, нежели телефонный номер. Это стало очевидно при разработке дизайна системы цифровых пропусков в Республике Татарстан.

Не будем подробно описывать детали всех выступлений, их можно увидеть в записи «Бизнес-квартирника». Отметим лишь, что тема «биометрии» совершенно неожиданно перешла в новую качественную плоскость, а именно в обсуждение той роли, которая требуется от нее при цифровой трансформации, и это обсуждение тоже «совершенно неожиданно» вклинилось в актуальную повестку дня не только банкиров, но и всего населения страны!