Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • Возможности для получения налоговых вычетов расширяются, рынок может вырасти кратно
22.03.2019 Аналитика
Возможности для получения налоговых вычетов расширяются, рынок может вырасти кратно

В прошлом году Европейская Юридическая Служба (ЕЮС) стала мажоритарным акционером сервиса «Налогия». О том, как развивался сервис в течение года, о планах по дальнейшему расширению его функционала и повышению заинтересованности клиентов в «Налогии» рассказал Андрей Хорошилов, коммерческий директор ЕЮС



Андрей Хорошилов, ЕЮС. Фото: «Б.О» — Андрей, в апреле прошлого года ЕЮС приобрела 70% сервиса «Налогия». Прежде всего хотел уточнить, почему было принято решение о покупке, для чего это потребовалось ЕЮС? Второй вопрос: удовлетворены ли вы этой сделкой, если судить по итогам почти года работы сервиса в составе вашей компании?

— Да, закрыта сделка была в апреле прошлого года, но длилась почти полгода, поскольку была трехсторонней. С одной стороны — мы, с другой — основатели сервиса «Налогия», с третьей — фонд, близкий к «Финаму». Нам пришлось учитывать и текущие обязательства акционеров, и текущую стратегию развития компании.

Для чего мы предприняли эту покупку? У ЕЮС диверсифицированная продуктовая модель. У нас есть понимание, что каждые полгода-год мы должны давать рынку новые коробочные продукты. И налоговый вычет — продукт спроса — лежал на поверхности. Мы развивали самостоятельную платформу по оформлению налоговых вычетов, но когда появилась возможность приобрести долю в одном из лидеров (прежде всего технологических) рынка, мы решили воспользоваться ей. «Налогия» заинтересовала нас и потому, что это полностью digital-продукт. В условиях цифровой экономики это важно.

— То есть собственная разработка ЕЮС в этом направлении была прекращена?

— Да, мы сосредоточились на развитии платформы «Налогия». Сервис претерпел изменения не только в плане бизнес-модели, но и технологически. Фактически, «Налогия» превратилась в IT-компанию. Если раньше сами фаундеры, основатели, занимались разработкой, то сейчас у нас полноценный штат IT-специалистов. Это позволило улучшить UI и UX сервиса, за счет чего заметно выросли продажи в онлайне. За счет интеграции совместных усилий «Налогия» в прошлом году приобрела шесть крупных партнеров, в том числе Почта Банк, Газпромбанк, «ВТБ Страхование жизни». Благодаря этому было подключено более 100 тыс. новых платных пользователей, тогда как ранее вся клиентская база сервиса (не только платные подписки) составляла около 400 тыс. человек. Декабрь прошлого года в плане продаж оказался самым успешным месяцем за всю историю работы «Налогии».

— Декабрь стал месяцем пиковых продаж, но ведь налоговые вычеты, насколько я знаю, оформляются весной?

— Это больше связано с маркетинговой активностью наших партнеров. То есть с тем, как банки-партнеры осуществляют реализацию этого продукта. Налоговый вычет — это непортящийся товар. Клиент, который приобрел его в декабре, может воспользоваться им в любое удобное время. Кроме того, наши специалисты заинтересованы в том, чтобы клиент пользовался сервисом и обращался к нему повторно. С клиентом связываются, помогают определить, когда лучше подавать декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Поскольку его можно получить за три предыдущих года, нужно оценить, когда именно возникло право на вычет и какие у клиента были доходы. Может быть, имеет смысл подождать и подать декларацию в следующем году.

— Вернусь к вопросу о развитии сервиса. Каким вы его видите? Расширение функционала, клиентского сервиса?

— Есть два направления развития сервиса. Первое — сегментное. Мы изучаем новые интересные сегменты. В настоящий момент это, очевидно, самозанятые граждане. Мы видим в этом большой потенциал. «Налогия» может закрыть часть их потребностей. Пока никто не знает, как именно будет реализован механизм в части учета налогообложения, выявления скрытых схем и так далее. Определенный потенциал мы видим в сегментах малого и микробизнеса, но мы понимаем, что это — один из самых конкурентных рынков с сильными игроками и сервисами.

Налоговый вычет — это непортящийся товар. Клиент, который приобрел его в декабре, может воспользоваться им в любое удобное время

Второе направление развития — технологическое. Это автоматизация всего процесса получения налогового вычета. Сейчас идет тестирование сервиса по автоматической расшифровке справки 2-НДФЛ и переносу данных в 3-НДФЛ. Он уже доступен клиентам, но пока мы вручную перепроверяем работоспособность алгоритма. Также продолжаем развивать бесшовную интеграцию с нашими партнерами: банками, страховщиками жизни и брокерами. Они обладают информацией, на основании которой можно получать налоговые вычеты. То есть клиенту не придется передавать и вручную переписывать все числа. Данные будут передаваться по API сразу в «Налогию» для формирования декларации.

Должен отметить, что мы инвестировали в продвижение этой платформы, в SEO-оптимизацию. В итоге органический трафик вырос (январь 2018-го к январю 2019-го) практически на 25%. Сейчас на «Налогию» заходят около 550 тыс. человек в месяц.

— Вы сказали, что по «Налогии» у вас есть шесть крупных партнеров. Сколько всего компаний с вами сотрудничают? Насколько этот продукт интересен им с точки зрения комиссионных продаж?

— У нас около 20 партнеров по этому сервису. Но всего с ЕЮС работает больше 100 партнеров, и мы рассчитываем, что они присоединятся к этому сервису. Кроме того, мы планируем расширять их пул за счет, например, риелтеров, застройщиков, ипотечных брокеров, которым может быть интересен сервис по получению налогового вычета за приобретение квартиры или по процентам по ипотеке.

Налоговое законодательство — одно из самых часто изменяющихся в стране, поэтому личный налоговый консультант никогда не помешает

Важный момент — работа с партнерами (применительно к продажам налогового вычета) — делится у нас на офлайн и онлайн. Например, банки, проанализировав свою клиентскую базу, могут делать точечные предложения ипотечным заемщикам или, например, тем, кто брал кредит на приобретение мебели. Также предложение о подключении к сервису могут получать клиенты, которые платили за лечение или обучение.

— Наверное, наиболее популярный вычет — это вычет за приобретение квартиры и уплаченные проценты по ипотеке. Просто потому, что здесь фигурируют самые крупные суммы. При этом данный налоговый вычет предоставляется лишь единожды. Насколько часты повторные обращения клиентов к сервису?

— Да, недвижимость и ипотека — наиболее популярные налоговые вычеты. По недвижимости ежегодный рост год к году с момента появления этого вычета — почти 25%. Здесь простой расчет: за небольшую сумму клиент может получить значительный возврат уплаченных налогов. Что же касается повторных обращений, то отвечу так: человек, который хоть раз получил от государства деньги, скорее всего, воспользуется следующей такой возможностью. Сейчас, например, мы видим тренд на стимулирование государством определенных отраслей экономики или конкретных инвестиционных инструментов с помощью именно налоговых вычетов. Так, одна из последних новостей — поручение президента о разработке вычета на расходы на здоровый образ жизни (на оплату фитнеса). Соответственно возможности для получения вычетов расширяются, рынок может вырасти кратно.

— Сервис позволяет клиенту заполнить декларацию и сохранить ее. Нет ли здесь опасений, что клиент, разово пройдя эту процедуру, в дальнейшем предпочтет делать это самостоятельно? По готовому шаблону.

— Более того, для этого не обязательно пользоваться «Налогией». Можно зайти на сайт ФНС и проделать всю процедуру прямо там. Но здесь возникает вопрос удобства, и, скажу прямо, человеческой лени. Мы говорим о сервисном продукте, который экономит ваши время и нервы. Например, анкету (и форму) для получения налогового вычета за 2018 год мы смогли выложить только в начале февраля, потому что в конце прошлого года ФНС, довольно неожиданно, изменила алгоритмы, механику для расчета налогового вычета. Причем, сделала это задним числом — изменения затронули и сведения за 2017 год. Новая версия была опубликована 30 декабря, в итоге у наших программистов был веселый Новый год. В этом и заключается ценность для клиента, у которого есть готовое комплексное решение.

Также хочу добавить, что с 3-НДФЛ не всегда все так просто, особенно если речь идет о множественных источниках доходов, доходах от ценных бумаг, зарубежных активах, праве на получение нескольких вычетов. Часто бывает, что наши налоговые консультанты собирают консилиум для обсуждения того или иного случая. Что бы делал в этой ситуации простой человек — неясно.

Отдельно хочу отметить, что налоговое законодательство — одно из самых часто изменяющихся в стране, поэтому личный налоговый консультант никогда не помешает, особенно если он стоит до 5 тыс. рублей в год.

Реклама



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Читайте также

Сейчас на главной